Категории каталога

Интеллект


«Всякий умный человек знает, что такое интеллект... Это то, чего нет у других!» Из этого шуточного высказывания становится ясно, что определений интеллекта, наверное, не меньше, чем людей, которые пытаются такие определения сформулировать.


Природа интеллекта

Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта.Согласно первому из них, интеллект - черта сугубо наследственная: либо человекрождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллектсвязан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы.

Еще в 1816 году немецкий астроном Бессель утверждал, что онможет определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции насветовую вспышку.

В 1884 году английский ученый Гальтон (родственник Дарвина)предъявлял серию тестов лицам, посещавшим Лондонскую выставку. Гальтон былубежден, что представители определенных семей биологически и интеллектуальновыше других людей, а также, что женщины в этом отношении явно уступают мужчинам.На выставке Гальтон предлагал десяти тысячам людей подвергнуться различнымизмерениям (рост, окружность головы и др.) и испытаниям (разного рода тестам назрительное различение и мышечную силу). К его большому удивлению, по этим даннымвыдающиеся деятели науки не отличались от простых смертных. Более того, емупришлось констатировать, что у женщин многие показатели оказались лучше, чем умужчин.

В 1885 году Дж. Кэттелл разработал с десяток более«психологичных» тестов, которые он назвал «ментальными». В этих тестахопределялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия определенныхраздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв, запоминаемыхпосле прослушивания буквенных рядов, и т. п. С помощью этих тестов Кэттеллопределил параметры реакций на раздражители разной силы. Оказалось, например,что среднее время восприятия звука составляет около 0,1 секунды, а среднее времяреакции на тот же звук - примерно 0,2 секунды. Особенно важным результатомявился тот факт, что если у большинства людей эти< показатели лишь ненамного отклоняютсяот среднего уровня, то у какой-то части испытуемых время реакции былозначительно больше или меньше наиболее типичных величин.

Представления, сформировавшиеся в результате двух этихразнообразных исследований, легли в основу способов объективной оценкиинтеллекта. При этом была создана определенная концепция человеческого разума,продержавшаяся в течение многих лет.

В тестах, которые были разработаны позже, показателемэффективности служило время, затраченное испытуемым на решение предложенныхзадач. Главным измерительным прибором психологов стал хронометр: чем быстреесправлялся с заданием испытуемый, тем больше он набирал очков.

При этом по одну сторону от среднего уровня оказывались«отсталые», а по другую - «сверходаренные». И наконец, периодически всплывалопредставление о том, что интеллект должен быть наследственным свойством исоставлять в основном прерогативу белой «расы». Это представление и до сих пордискутируется на страницах солидных научных журналов.

Между тем ученые, разработавшие первые тесты на интеллект ,рассматривали это свойство более широко. По их мнению, человек, обладающийинтеллектом, - это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и ктоблагодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться кобстоятельствам жизни».

Эту точку зрения разделял и Векслер ученый, создавший в 1939году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект-этоглобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошосправляться с жизненными обстоятельствами», т.е., короче говоря, «успешномеряться силами с окружающим миром».

Сегодня большинство психологов согласны именно с этимопределением интеллекта, который рассматривается как способность индивидуумаадаптироваться к окружающей среде.

Вызывает удивление, однако, что те же ученые, которыесформулировали такого рода концепцию, в предлагаемых ими тестах приняли заглавный показатель интеллекта скорость выполнения определенных заданий. Подобныйпоказатель, так же как и построение кривых распределения по интеллекту, плохосогласуется с широким понятием адаптации. Этот парадокс можно объяснить толькоупомянутыми уже историческими традициями и определенной системой школьноговоспитания.

Что же касается самих тестов на интеллект, то они взначительной степени зависят от того, как каждый исследователь представляет себеэто свойство личности. И хотя в настоящее время психологи пришли к согласию поповоду общего определения интеллекта, его компоненты и способы их оценки все ещевызывают споры.


Структура интеллекта

Является ли интеллект единым целым или он состоит из отдельныхспособностей, соответствующих специфическим потенциям? Нельзя ли определитьинтеллект как набор таких потенций, число и значение которых зависит от встающихперед индивидуумом задач? Не существуют ли различные типы интеллекта для задачразных уровней сложности?

В нашем веке были сформулированы различные теории, пытавшиесяответить на эти вопросы.


Фактор G

В начале века Спирмен пришел к выводу, что он может, исходя из поведенияиндивидуума, выделить некий «генеральный» фактор интеллекта, который он назвалфактором G. Однако нельзя было не признать, что при решении арифметической задачи, ремонтедвигателя или изучении иностранного языка мозг работает по-разному. Некоторыелюди более способны к одним видам деятельности, чем к другим, хотя общий(«генеральный») уровень интеллекта у них может быть сходным. Поэтому Спирменнаряду с фактором G ввел еще фактор S, служащий показателем специфических способностей.

Итак, с точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуетсяопределенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человекадаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различнойстепени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретныхзадач такой адаптации.


Интеллект и первичные способности

Многие психологи поняли, что представление о едином интеллектене вполне соответствует действительности и не отражает всего разнообразия задач,которые возникают при адаптации к окружающему миру. Каждый человек вповседневной жизни действует по-своему, и его интеллект при этом проявляется вего перцептивных, мнемических, языковых, счетных и иных способностях.

Тёрстоун с помощью статистических методов исследовал этиразличные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственнымипотенциями. Он выделил семь таких потенций:

  1. счетную способность, т. е. способность оперировать числами ивыполнять арифметические действия;
  2. вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которойчеловек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
  3. вербальное восприятие, т. с. способность понимать устную и письменную речь;
  4. пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
  5. память;
  6. способность к рассуждению;
  7. быстроту восприятия сходств или различий между предметами или изображениями, а также их деталей.

По мнению Тёрстоуна, достаточно лишь разработать тесты накаждую из этих способностей, и можно будет вычертить профиль интеллектуальногопотенциала индивидуума. Оказалось, однако, что все эти способности отнюдь нестоль независимы друг от друга, как полагал Тёрстоун, и что необходима ещебольшая детализация факторов интеллекта.

Некоторые психологи, например Гилфорд, выделили до 120 факторовинтеллекта, исходя из того, для каких умственных операции они нужны, к какимрезультатам приводят эти операции и каково их содержание (как мы уже знаем, ономожет быть образным, символическим, семантическим или поведенческим).

Специфика интеллектуальной активности в зависимости от выполняемой задачи. В отличие от всех упомянутых выше психологов Томсон не остановился на анализе способностей или факторов, благодаря которым могут решаться различные задачи. Он занялся изучением самих этих задач и всей совокупности факторов, которые нужны для их решения. Томсон отмечал, что для выполнения любого задания - будь то приготовление какого-то блюда, овладение музыкальным инструментом, ремонт автомобильного мотора или изучение раздела нашей книги - необходимо одновременное участие множества различных и, как правило, специфических факторов.

Кроме того, становление каждого из этих факторов индивидуально.

Оно зависит от накопленного багажа знаний и от особенностеймышления и действия, которые могут быть врожденными или приобретенными. Поэтому,как полагает Томсон, очень трудно или даже невозможно измерять и сравниватьмежду собой столь разнообразные и индивидуальные способности.


Уровни интеллекта

По мнению некоторых психологов, одни задачи требуютконкретного, а другие - абстрактного интеллекта.

Конкретный, или практический, интеллект помогает нам решатьповседневные проблемы и ориентироваться в наших взаимоотношениях с различнымипредметами. В связи с этим Йенсен относит к первому уровню интеллекта такназываемые ассоциативные способности, позволяющие использовать определенныенавыки или знания и вообще информацию, хранящуюся в памяти. Что касаетсяабстрактного интеллекта, то с его помощью мы оперируем словами и понятиями, иЙенсен относит его ко второму уровню интеллекта - уровню когнитивныхспособностей.

По мнению Йенсена, соотношение между этими двумя уровнями укаждого человека определяется наследственными факторами.


Оценка интеллекта

Тесты для оценки интеллекта появились еще в начале нынешнеговека, когда французское правительство поручило Бине составить шкалуинтеллектуальных способностей для школьников. В 1881 году было введено всеобщееобязательное обучение. Это быстро привело к тому, что в перегруженных классахоказались вместе и «одаренные», и явно «отсталые» дети, объединенные лишь повозрастному признаку. Задача Бине заключалась в том, чтобы более правильнораспределить школьников по ступеням обучения в зависимости от их«интеллекта».

Требование, которое школа предъявляла (и, как мы уже знаем,предъявляет по сей день) к ученику, - это быстрое выполнение заданий, требующеемобилизации памяти, формирования понятий и решения проблем, имеющих порой лишьотдаленное отношение к повседневному опыту ребенка. Главной бедой преподавателейпри этом стала медленная работа некоторых детей, из-за которых отставал веськласс. В связи с этим понадобились критерии для того, чтобы «медленных» детейнаправлять в более младшие классы, а. «средние» и «быстрые» ученики моглипродвигаться с достаточной по принятым педагогическим критериям скоростью.

Именно исходя из такой концепции обучения и соответствующего ейтипа интеллекта, Бине и создал свою шкалу, которая была опубликована им в 1905году.


Понятие о коэффициенте интеллектуальности (IQ)

Разница, например, в 30 месяцев (2,5 года) между умственным ихронологическим возрастом для ребенка 5 лет и 12,5 лет - не одно и то же. Впервом случае эта разница составляет половину хронологического возраста, а вовтором - всего лишь 1/5.

В связи с этим немецкий психолог Штерн в 1912 году предложилматематическое уравнение, позволяющее независимо от хронологического возрастаребенка «соотнести» его с «нормальными» детьми этого же возраста. В результатеочень простых расчетов он получил некий показатель, отражающий связь междуумственным и хронологическим возрастом; он назвал этот показатель коэффициентоминтеллектуальности (IQ).

Концепция такого коэффициента основана на представлении о том, что нормальный ребенок-это такой ребенок, у которого умственный возраст соответствует хронологическому.


Другие тесты на интеллект

Тест Бине, усовершенствованный им совместно с Симоном, былвскоре адаптирован к условиям США Терменом и был назван в Америке тестомСтэнфорд-Бине. В те времена Америка готовилась к вступлению в первую мировуювойну 1914-1918 годов, и поэтому возникла необходимость в тестах для отборасолдат. В связи с этим военные власти обратились к Йерксу с просьбой разработатьтакой тест. Так появились первые тесты для взрослых, предназначенные длямассового обследования: «армейский тест альфа» для грамотных и «армейский тестбета» для неграмотных.

Первый из этих тестов был довольно похож на тесты,разработанные Бине для детей. Он состоял из различных вербальных заданий, одноиз которых требовало практического суждения, второе - поиска синонимов, третьебыло информационным, а четвертое состояло в том, чтобы продолжитьпоследовательность чисел. Во втором тесте (для неграмотных) оценивалосьвыполнение невербальных заданий, где требовалось, например, складывать кубики поданной модели, дополнять изображения, находить путь в нарисованных лабиринтах,строить геометрические фигуры и т. п. Из этого видно, что в зависимости от того,умел ли человек читать и писать, подходы к его интеллекту и соответственно к егоколичественной оценке были совершенно различными.

Идею объединения этих двух тестов с целью оценки обеих сторонинтеллекта у одного и того же человека приписывают Векслеру. В 1939 году Векслерсоздал шкалу интеллекта для взрослых, а в 1949 году - шкалу интеллекта длядетей. Тесты обеих этих шкал представляют собой набор вербальных и невербальныхзаданий, относительно сходных с армейскими тестами.

Однако эти задания в отличие от теста Стэнфорд-Бине были одинаковыми для всех возрастов. Основой для оценки служило число правильных ответов, которое давал испытуемый. Оно сравнивалось со средним числом для соответствующей возрастной группы, что позволяло достаточно просто перейти к IQ.

В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стэнфорд-Бине и шкалы Векслера.

Каждый раз, однако, необходимо учитывать, какой тип интеллектаисследуется и насколько связаны между собой, с одной стороны, способы решенияповседневных проблем (будь то по дому, на работе или при социальныхвзаимоотношениях), а с другой - нахождение аналогий. решений головоломок илигеометрические построения, особенно тогда, когда эти задания должны бытьвыполнены за ограниченное время.

Только в 70-х годах реальная ценность тестов для общей оценкиинтеллекта была поставлена под сомнение, и специалисты в области школьнойпсихологии начали постепенно от них отказываться. Сегодня все эти тестыиспользуются в основном некоторыми исследователями, которые на основаниирезультатов, полученных для разных популяций, пытаются показать наследственныйхарактер интеллекта и утверждают, что социальное неравенство легко можнообъяснить врожденной интеллектуальной неполноценностью определенных рас илинизших классов. Подобные гипотезы, противоречащие приведенным выше фактам,обосновываются главным образом тем, что результаты тестирования даютколоколообразное распределение с отклонениями в обе стороны от средней и чтоточно по такому же закону распределяются любые показатели при больших выборках.По мнению сторонников таких гипотез, положение максимума интеллекта на кривойпредопределено генетически.

В связи с этим встает вопрос: каково распределение интеллекта вчеловеческих популяциях и о чем можно судить по различиям между уровнямиинтеллекта у людей, располагающихся на разных участках кривойраспределения?


Распределение уровня интеллекта

Распределение людей по результатам гестов на интеллект впервыеизучил Термен. В 1937 году он собрал результаты тестирования 2904 детей ввозрасте от 2 до 18 лет. Оказалось, что эти результаты дают более или менееравномерное «колоколообразное» распределение. Из статистики известно, что всеиндивидуальные показатели в пределах стандартного отклонения от среднейсоставляют 68% общего числа показателей (34% в одну сторону и 34% в другую).Поэтому 1974 ребенка, «укладывающиеся» в 68% с баллами от 84(100— 16) до 116(100 + 16), могут, по мнению Термена, считаться индивидуумами со средниминтеллектом. Что касается остальной, менее многочисленной группы детей,результаты которых соответствовали крайним участкам распределения, то отклоненияв меньшую сторону расценивались как сниженный интеллект или умственнаяотсталость, а отклонения в большую сторону - как повышенный уровеньинтеллекта.

Оказалось, однако, что разделение людей на «средних»,«отсталых» и «сверходаренных» мало что говорит об их истинной социальнойценности. Кроме того, когда Термен и его сотрудники длительно прослеживалисудьбу людей с повышенным IQ, был выявлен поразительный факт: ни один из нихне стал ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни Пикассо. Никто из этих людей не оставилсколько-нибудь заметного следа в истории своей страны. «Сверходаренные»испытуемые Термена стали честными гражданами, добились прекрасного социальногоположения, но ни один из них не стал гениальным творцом.

Что же помешало этим людям добиться каких-то исключительныхуспехов? Нет ли какого-то особого качества, необходимого для решения проблем,разработки теорий или создания шедевров искусства, - качества,мк5 котороеневозможно свести к интеллекту в обычном смысле этого слова и измеритьсоответствующими тестами?

Материал предоставлен: FOLLOW.RU Познай себя и окружающих

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru