Категории каталога
Каталог / Самосовершенствование / Психология / Этология / Агрессивное поведение: социальная норма или социальная патология?

Агрессивное поведение: социальная норма или социальная патология?


Проблема агрессивности одна из самых значительных проблемсовременной психологии. Важнейшими событиями краткой истории человечестваявляются ситуация, в которых одни люди в массовом количестве убивали другихлюдей. Современные общества не отличаются дружелюбием, люди буквально придавленыастрономическим военным бюджетом "мирного времени". Почему люди порой стремятсяпричинять боль и страдания окружающим? Почему родители избивают собственныхдетей? Как самоубийца может поднять руку на самого себя, наперекор инстинктусамосохранения? Психологи, физиологи, этологи, философы придерживаются разныхточек зрения по поводу того, является ли агрессия врожденным, инстинктивнымфеноменом или подобному поведению приходится учиться. Существующие насегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмыагрессивного поведения человека. Одни из них связывают агрессию с инстинктивнымивлечениями (З.Фрейд, К.Лоренц), в других агрессивное поведение трактуется какреакция на фрустрацию. (Дж. Доллард, Л. Берковитц), в третьих агрессиярассматривается как результат социального научения (А.Бандура). Имеетсямножество разновидностей этих подходов. Наибольшее экспериментальноеподтверждение получили фрустрационная теория агрессии и теория социальногонаучения. Однако до сих пор идут споры о биологической обусловленности агрессии.Кроме разрушительной, агрессия выполняет еще и адаптивную функцию, т.е. являетсядоброкачественной (по определению Э.Фромма). Она способствует поддержанию жизнии является реакцией на угрозу витальным потребностям. К. Лоренц считает агрессиюважным элементом эволюционного развития. Наблюдая за поведением животных онпришел к выводу, что агрессия, направленная против собратьев по виду, никоимобразом не вредна для этого вида, напротив, она выполняет функцию егосохранения, т.к. именно агрессия позволяет группе иметь самых сильных и умныхособей, и лучших из возможных вожаков. Но излишнее упрощение этой теориипородило мысли о конфликте как необходимом законе жизни. Подобные рассуждениястановятся самореализующимся пророчеством и могут игнорировать ценность длявыживания вида неагрессивных и несоревновательных форм поведения.

Человек психологически культурен лишь в той степени, в какой оноказывается в состоянии контролировать с себе стихийное начало. Если механизмыконтроля ослаблены, то человек склонен к проявлению злокачественной агрессии (Э.Фромм), синонимами которой можно считать деструктивность и жестокость. Такаяагрессия не является биологически адаптивной и она не призвана защищатьвитальные интересы человека. Но критерий различения доброкачественной излокачественной агрессии до сегодняшнего дня остается зыбким, в силу сложностиопределения, какие именно интересы объективно относятся к витальным, а какиетаковыми не являются. Сфера витальных потребностей у человека значительно шире,чем у животных, и включает не только физические, но и психические условия. Ксожалению современная наука не дает бесспорного перечня витальных потребностейчеловека. Потребность в свободе, любви, уважении, сохранения своей системыценностей - все это относится к витальным интересам личности. Без объектиивациисферы витальных интересов человека практическое разграничение доброкачественнойи злокачественной агрессии невозможно.

Человек предстал перед животным миром чрезвычайно агрессивным.За исключением некоторых грызунов , никто из позвоночных не убивает стольпоследовательно и бессмысленно представителей своего рода. Что такое агрессия? Счем связаны подобные формы агрессии? Можно ли ее модифицировать? Каковы факторы,увеличивающие или уменьшающие ее уровень? Это те немногочисленные вопросы,которые стоят перед наукой. Дать определение агрессии чрезвычайно трудно, потомучто в широком обиходе этот термин используется в весьма отличных друг от другазначениях. Чтобы улучшить понимание агрессии нужно пробраться сквозьтерминологическое болото и отделить обыденное понимание агрессии, котороеуказывает на напористость человека, от понимания, связанного с деструктивностьюповедения. Иными словами, следует провести различие между поведением, приносящимвред другим людям, и безвредным поведением. Определение агрессии не можетопираться только на результат действий, оно должно учитывать намерения человека,совершающего данный поступок. Исходя их этого многие психологи склонны оцениватьагрессию как поведение, нацеленное на то, чтобы причинить вред или боль другомучеловеку (животному). Э. Фромм определяет агрессию более широко – как нанесениеущерба не только человеку или животному, но и любому неодушествленному предмету.Ущерб человеку можно нанести, причинив вред любому неживому объекту, отсостояния которого зависит физическое или психологическое благополучие человека.Последнее время психологи подчеркивают несинонимичность понятий "агрессия" и"агрессивность". Агрессивность - это свойство личности, выражающееся вготовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретироватьповедение другого как враждебное. В этом плане можно говорить о потенциальноагрессивном восприятии и потенциально агрессивной интерпретации как обустойчивых для некоторых людей особенностях мировосприятия и миропонимания.Некоторые предпосылки возникновения и развития агрессии сосредоточены вособенностях личности и чертах характера, а также установках. Усиливать агрессиюмогут такие внешние причины как жара, шум, теснота, загрязненный воздух (люди внакуренной комнате обычно ведут себя более агрессивно, чем в не накуренной). Этипричины имеют ситуативный характер. Индивидуальные детерминанты агрессии имеютпостоянный характер, они устойчивы. Человек склонен "тиражировать" удачныемодели поведения, что в последствии закрепляется в довольно устойчивые чертыличности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощьюшироко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д.Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема.Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведениячрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечатьударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия,направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелоговзгляда на жизнь и отношения с другими людьми.

Почему современный человек так часто прибегает к агрессии какспособу решения жизненных трудностей? Как указывалось выше агрессии человекнаучается, т.е. можно говорить о процессе социализации агрессии как результатеусвоения навыков агрессивного поведения и развитии агрессивной готовностиличности. В пользу этой концепции говорит то, что ребенок, как правило, невыбирает агрессию осознанно, а отдает ей предпочтение, не имея навыковконструктивного решения своих проблем. Агрессию рассматривают как социальноеповедение, включающее навыки и требующее научения. Чтобы совершить агрессивноедействие, человек должен многое знать: например, какие слова и действия причинятстрадания, какие приемы будут болезненными и т.п. Эти знания не даются прирождении, люди должны научиться вести себя агрессивно. Агрессия приноситреальные вознаграждения. Например, дети с успехом притесняющие других детей поиграм, могут постоянно требовать от них всего, чего хотят – игрушек ипривелегий. Басе считает, что агрессия щедро вознаграждается и у взрослых.Лучший способ подкрепления агрессивного поведения - это прямое поощрение.Подкрепления похвалой, материальным вознаграждением, вещами, более высокимстатусом или просто более приемлемым отношением со стороны других людей крайнеэффективны.

Усвоение агрессивных реакций на своем опыте играет важную роль,но научение через наблюдение оказывает даже большее воздействие. Нетнеобходимости вживую репетировать образцы агрессивного поведения - ихсимволического изображения в кинофильмах, телепередачах, литературе вполнедостаточно для формирования эффекта научения у наблюдателя. Человек, ставшийсвидетелем насилия, открывает для себя новые грани агрессивного поведения,которые ранее отсутствовали в его поведении. Наблюдая агрессивные действиядругих, человек может пересмотреть ограничения своего поведения: другим можно,значит и мне можно. Постоянное наблюдение сцен насилия приводит к утратеэмоциональной восприимчивости к агрессии и чужой боли. В результате настолькопривыкает к насилию, что перестает рассматривать его как неприемлемую формуповедения.

Главный источник живых примеров агрессивного повеления длябольшинства детей является семья. Многочисленные исследования показали, что длясемей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношениямежду членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия",Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" ихродители по отношению друг к другу. Дети, выбирая методы выяснения отношений сбратьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когдадети вырастает и вступают в брак, они используют отрепетированные способыразрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредствомсоздания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутрисамой личности ( принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокоеобращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения вотношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию вболее зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.А.А. Реан в относительно недавних исследованиях выявил высокий уровень агрессиив группе внешних вполне благополучных старшеклассников. 53 % участниковэксперимента дали высокие показатели по параметру спонтанная агрессия, адостоверно низкие - только 9%. Спонтанная агрессия - это подсознательнаярадость, которую испытывает личность наблюдая трудности у других. Такомучеловеку доставляет удовольствие демонстрировать окружающим их ошибки. Этоспонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение,разозлить досадить, поставить в тупик своим вопросом или ответом. По параметререактивная агрессия высокие показатели имели чуть менее половины испытуемых, анизкие только 4%. Реактивная агрессия проявляется в недоверчивости к людям; обидони просто гак, как правило, не прощают и долго их помнят. Очевиднаконфликтность личности, агрессивность в отстаивания своих интересов, высокпоказатель раздражительности как эмоциональной неустойчивости, быстрая потерясамообладания, неадекватно резкую реакцию вызывают даже мелочи. Целесообразноразличать типы ординарной и парадоксальной социализации агрессии. Ординарнаясоциализация агрессии - это непосредственное усвоение навыков агрессивногоповедения и развитие агрессивной готовности личности либо в результатедеятельного опыта, либо как следствие наблюдения агрессии. При парадоксальнойсоциализации агрессии изменения личности происходит независимо от вышеупомянутыхфакторов. Агрессивность как устойчивая личностная характеристика формируетсявследствие значительного опыта подавления возможностей самореализации.Подавление осуществляется вне агрессивного контекста, напротив, блокированиеактуальных личностных потребностей чаще всего связано с излишней заботой оличности, в рамках воспитательной стратегии, описываемой как "гипер-опека".Парадоксальную социализацию агрессии можно рассматривать как агрессивный следсоциального опыта, лишающего личность самостоятельности. Подтверждением этогоподхода являются полученные данные о прямой связи таких личностных качеств, как"застенчивость" и "спонтанная агрессивность".

Нельзя назвать эти данные отрадными, общество, больное агрессиейи нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, унового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться изсоциальной патологии в социальную норму.

Материал предоставлен: FOLLOW.RU Познай себя и окружающих

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru