Категории каталога
Каталог / Самосовершенствование / Психология / Этология / Есть ли разум у братьев наших меньших?

Есть ли разум у братьев наших меньших?


Недвижно, словно окаменев, лежит это восьмирукое существо вкаменном гнезде морского дна. Лишь изредка одна из рук, извиваясь, словно внетерпении, как бы ощупывает пространство над пристанищем осьминога. Вдруг еготело стремительно, взметнув песок и мелкие камешки, срывается с места. Несколькощупалец намертво захватили жертву. Но держит осьминог в своих объятиях не то,что можно с аппетитом съесть, - не краба и не рыбу. Он завладел белымпластмассовым шаром.

Спрут научился хватать этот предмет, лишь наблюдая задействиями своих соплеменников, сидящих в соседних гнездах, а их тренировалибиологи захватывать шарик. И наш герой стал точно копировать их поведение. Будьон в океане, осьминог и внимания бы не обратил на несъедобную пластмассу. ДокторГ. Фиорито, руководитель группы на Зоологической станции Неаполя, где ставилсяэксперимент, был крайне удивлен способности своего подопытного в "познаниинауки".

У животных с развитым интеллектом способность к наглядномуобучению подмечена давно. Голуби одного из видов (Ringeltauben) в молодоститолько тогда начинают питаться желудями, если увидят, как это делают старшие,проглатывая крупные плоды дуба. Группа японских бесхвостых молодых макаквнимательно наблюдает за старой самкой, когда та отмывает в ручье от земликлубни сладкого картофеля. И потом они будут делать так же. Есть и другиепримеры такого рода.

Однако прежде ученые считали, что преимуществом обучениямладших от старших пользуются те животные, которые проводят свою жизнь в семьяхи сообществах. У других способность к наглядному обучению в ходе эволюции былапотеряна. Так думали и о спрутах, не знающих своих родителей и проводящих жизньв одиночестве. И вот недавние опыты в Неаполе опрокинули эти представления.

Учеба в данном случае означает для животного попробоватьсделать что-то новое и затем повторить ситуацию. Некоторые исследователиоценивают эту способность как указание на интеллект, присущий животным. Но чтотакое интеллект? Ученые начинают спорить, как только речь заходит об интеллектечеловека, оценка же этого понятия применительно к животным еще более осложняетдело. Доктор Л. фон Ферзен из Нюрнберга предлагает такую формулировку:"Интеллект - это результат более высокой, чем обычно, обработки информации иконструирование из ряда феноменов". Кроме наглядного обучения в оценкуинтеллекта входит также умение употреблять инструменты и изъясняться.

Не только далекие от науки люди, но и специалисты с изумлениемузнали, что шимпанзе по имени Канци, воспитанница С. Саваж-Румбауг, посвятившейсебя изучению приматов, без помощи людей освоила язык символов. Налицопроявление интеллекта! Но когда кречет берет в клюв камень, чтобы бросить его сбольшой высоты в гнездо страуса и разбить лежащие там яйца, никто изспециалистов по поведению животных не говорит об интеллекте птицы, хотя ведь онамного раз упражнялась, прежде чем научилась с высоты попадать камнем в гнездо.

А между тем, чтобы оценить многое из того, что умеют делать"братья наши меньшие", нередко надо было бы употреблять такие применяемые лишь клюдям термины, как "раздумье" или "делать вывод". Однако боязнь встретить вответ иронические взгляды мешает ученым произносить эти слова вслух.

А вот пример, как раз говорящий о правомерности таких терминов.В огороженном пространстве большого загона кобыла-вожак конского стада училасвоих подопечных противостоять врагу, хотя никакого предварительного опытаборьбы с хищником у нее не было. Просто была от природы умна - ведь стала желидером стада. Ученые из Берлинского института зоологии содержали в окрестностяхБранденбурга стадо лошадей Пржевальского - единственного в мире вида дикихлошадей. Задача опытов - узнать, как после столетнего пребывания в зоологическомсаду эти лошади будут вести себя на воле.

Замысел состоял в том, чтобы крупная собака, которой придалиоблик волка, атаковала лошадей, находящихся в вольере. Как толькозамаскированную под степного хищника собаку колли выпустили внутрь загона, кстаду, лошади, почувствовав опасность, заволновались, а когда "волк" приблизилсяпримерно на десять метров, стадо бросилось врассыпную. "Лошади испугались, и ихповедение было соответствующим - хаотичным и нескоординированным", - говоритдоктор К. Шайбе, руководитель эксперимента

Опыты повторялись, и исследователи увидели, что вожак стадастал собирать животных и на виду у "волка" готовить их к защите. И теперь, кактолько "волка" запускали в загон, лошади собирались в табун и вставали воборонительную позицию: образовывали кольцо, головами внутрь, а мощными задниминогами наружу, так, что приблизившегося врага ждал смертельный удар. Вожакпробудил в стаде заснувший в неволе инстинкт. Так обычно поступают лошади, когдав табуне есть жеребята - их прячут внутрь кольца. Когда же в табуне однивзрослые животные, то они, сплачиваясь по двое-трое, идут в наступление нахищника. На этот раз ученым пришлось вызволять "хищника" из опасной для негоситуации.

Обучение и наследственность - две составляющие, лежащие воснове развития человека. Но то же можно сказать и об обучении в мире животных."Индивидуальное обучение и генетические задатки действуют вместе, и их нельзяразделять", - таков вывод этологов. Ученые пользуются в своих экспериментахстремлением животных научиться. В соответствующих опытах они нащупываютзагадочное присутствие у "братьев наших меньших" интеллекта. Действуя подлозунгом: "Вначале научи животное, затем оно покажет, что оно может", - пытаютсянайти механизм восприятий и памяти.

Морской лев Томми из дельфинария в Мюнстере (Германия),например, учится под руководством доктора К. Денхарда отличать нарисованныефигуры от таких же, но показанных в зеркальном отображении. Фигуры напоминаютбуквы Т и латинское L, к которым пририсованы прямоугольники. Для эксперимента накраю бассейна укреплены щиты с этими знаками и три монитора с кнопками, накоторые Томми может нажимать своим носом. В начале опыта ученые показывают Томмина центральном мониторе фигуру в прямом изображении - в течение пяти секунд.Затем включаются оба боковых монитора. На одном возникает зеркальное изображениетой же фигуры, на другом - первая фигура, но несколько повернутая. Если Томмиправильно указывает на повернутое изображение - он получает в награду рыбу.

Морской лев справился с этим заданием блестяще. Он доказал, чтоживотные-приматы способны распознавать не только абстрактные знаки вперевернутом положении, но и их зеркальное отражение.

Время, потребное морскому льву для запоминания первого,оригинального, рисунка, растет в зависимости от того, под каким углом показываютему этот рисунок. Точно такое же замедление происходит и у человека. Доктор К.Денхард сделал заключение, что морские львы могут вызывать из памяти изображенияувиденного. До сих пор этой способностью наделялся лишь человек. Более того,голуби могут узнавать известного им человека на фотографии, даже если черты еголица будут изменены косметикой.

Большинство ученых, изучающих умственные способности животных,сегодня едины в том, что человека и животное можно сравнивать, если иметь в видустрого определенные интеллектуальные способности. Эти биологи отклоняют попыткивыстроить всех по рангу "общего интеллекта" - с человеком на первом месте. Ещенедавно о таком нельзя было и помыслить. Предыдущие поколенияестествоиспытателей расставляли животных по ступеням, исходя исключительно изистории развития рода, и лишь искали параллели с человеком. "Самая большаяошибка прошлых исследователей - поголовное закрепление видов на этой "лестнице"интеллектов. Не было даже попыток абстрагироваться от сравнений с человеком иискать общее определение интеллекта", - считает профессор О. Брайдбах из Йены.

Понятие эволюции подсказывало прежде ученым веру в этотцеленаправленный процесс, будто бы способный превращать низкоорганизованныхживотных с несложным мозгом в других животных с более развитым мозгом. Выходило,что на самой нижней ступени в иерархии жизни находятся глупцы, на верхнихступенях - умники. Поскольку человек считает себя вершиной творения, он невольносравнивает поведение других индивидуальностей со своими представлениями и своимивозможностями. "До сегодняшнего дня в головах господствует антропоцентрическоемышление, - констатирует профессор И. Хустон из Дюссельдорфа. - Но это легкоопровергается".

Эволюция развивалась не по прямой линии, как считалось раньше.Она шла множеством путей, причем каждый такой путь означает сочетание различныхкомбинаций условий внешней среды с интересами того или иного вида. Неважно ктоэто будет - муравей, гиена или треска, каждое животное отвечает условиям,которые предоставляет ему его жизненное пространство. И не только в физическомсмысле, но также в интеллектуальном отношении они должны в оптимальной степениотвечать потребностям выживания вида в данной экологической нише.

Несколько месяцев назад сторонники существования такназываемого супермозга у некоторых высокораз витых млекопитающих получилижестокий удар. Профессор О. Гуртюркюн из Бохумского университета, исследуя мозгдельфина - этого признанного интеллектуала, обнаружил: его мозг содержит меньшенервных клеток (по отношению к своим размерам), чем мозг обыкновенной крысы. Этооткрытие, возможно, станет базой для осмысления результатов другогоисследования, которое установило, что дельфину понадобилось несколько месяцевтренировки для усвоения разницы между простыми графическими символами -эллипсом, треугольником и квадратом. Эти животные - мастера в акробатике, гениив определении источников звуков. Но в области геометрической ориентации, - а досих пор она служила критерием высокого интеллекта для животных, - дельфиновможно считать недоразвитыми.

С другой стороны, даже очень примитивно устроенные существа,имеющие мозг размером с булавочную головку, способны на поразительные действия.Кстати, мозг насекомых легче исследовать, поскольку он не так сложно устроен,как мозг млекопитающих. Поэтому и проще открыть способы, какими пользуютсянасекомые для переработки информации.

Как установили исследователи доктор Л. Читтка из Вюрцбургскогоуниверситета и доктор К. Гайгор из Берлинского свободного университета, пчелыумеют считать. В первом опыте биологи поставили перед пчелами четыре объекта наравном расстоянии друг от друга, а между третьим и четвертым поместили кормушку.Полетав, пчелы узнали, что после третьего объекта их ждет сладкий сироп. Затемученые изменили эксперимент: иногда они удаляли друг от друга некоторые объекты,иногда размещали между ними дополнительные предметы. Но вместо того, чтобы вдезориентации хаотически летать, пчелы регулярно за третьим объектом начиналиискать кормушку. То есть они отсчитывали три объекта, чтобы получитьдолгожданный сироп. "Поведение пчел указывает на известный интеллект", - сделаливывод исследователи.

Одна из важных загадок природы - разная скорость изменчивостивидов в процессе эволюции. Например, крысы, пчелы, фруктовые мушки и шмели всегоза несколько поколений могут приобрести новые свойства, отвечающие изменившимсяусловиям внешней среды. Классическим примером служат вирусы так называемогогонконгского гриппа. Ежегодно он распространяется чуть ли не по всему земномушару, и каждый год в измененном виде. Эти примеры неоспоримо указывают на то,что в ходе изменения не все генетические возможности, которыми располагаетданный вид, полностью исчерпаны.

В эволюционном процессе, следовательно, невыгодно быть слишкомтолковым, то есть исчерпать весь запас генетических задатков, не оставивкакого-либо резерва, - к такому мнению приходит доктор Читтка. "Но мы хотимзнать, почему это так", - заключает ученый. Ради ответа на поставленный вопросон планирует вывести подвиды "сверхглупых" и "сверхумных" шмелей и выработатьдля них специальный тест для определения интеллекта. Тест должен показать, какиенедостатки выявятся у "сверхумных" шмелей, перерабатывающих очень многоинформации.

Итак, попытки выяснить смысл интеллекта у животных до сих порпринесли не так уж много. Однако детали этих попыток оказались удивительными.Может быть, в один прекрасный день исследователи придут к выводу, что человеккак венец творения по каким-то параметрам должен получить отставку.

(С) Журнал "Наука и жизнь"

Материал предоставлен: FOLLOW.RU Познай себя и окружающих
Автор: Г. Александровский

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru