Мастурбация - это сексуальная самостимуляция посредствомманипулирования своими половыми органами. Младенцы и маленькие дети при этоммогут достигать (но не всегда) кратковременного оргазма (сексуальнойкульминации). Прогрессирующая мастурбация все чаще приводит к оргазму.
Существует много приемов мастурбации, некоторые из которыхпредполагают использование одежды, зеркала или причинения боли самому себе. Чемболее необычной является техника, тем "греховнее" секс. В порыве эротическогоэкстаза могут осуществляться даже мазохистские, суицидальные ритуалы.
Люди онанируют с раннего детства до старости. Мужчины и женщины,состоящие в браке и одинокие, вдовы и вдовцы, разведенные, гомосексуалы,гетеросексуалы, священнослужители и миряне... - онанисты встречаютсяповсюду.
Никто не знает, сколько людей регулярно онанируют. Американскийученый А. Кинзи, некогда удививший мир своими исследованиями, говорил, что почтивсе мужчины время от времени занимались мастурбацией. Другие исследованияпоказали, что значительная доля мужчин продолжает эту практику (по крайней мере,периодически) в течение всей жизни. Согласно Кинзи, процент женщин меньше.Работы Кинзи, подвергавшиеся серьезной критике, положили начало многим другимисследованиям, стремящимся подтвердить и в некоторых случаях еще ширеинтерпретировать получаемые данные.
Но можно ли быть уверенным в цифрах? Легко доказать, чтодобровольцы, участвующие в исследовании проблем секса, уже должны обладатьопределенными сексуальными особенностями (а иначе почему они сталидобровольцами?). Если это так, то у Кинзи была так называемая "смещеннаявыборка", приводящая к сильному завышению его цифр. С другой стороны, можнодоказать, что страх саморазоблачения удерживал многих людей от сотрудничества.На всякого человека, пожелавшего рассказать о своей сексуальной жизни, можетнайтись моралист, одержимый чувством собственной вины, который захочет высечьего.
Почему так важна статистика? Если вас волнует ваша мастурбация,то вы измените свое отношение к ней, почувствовав себя неодиноким в этомзанятии. Я подозреваю, что главный интерес людей к сексуальной статистикезаключается именно в этом. Наверное, вас встревожит тот факт, что точностьданных Кинзи невелика. Очевидно одно - многие люди онанируют.
Начало психического заболевания иногда сопровождается увеличениемчастоты мастурбации. Однако неверно, что мастурбация вызывает психическуюболезнь. Увеличение ее частоты, видимо, результат, а не причина определенныхформ шизофрении. На начальных стадиях депрессии может быть как увеличение, так иснижение частоты мастурбации.
Одинокие, издерганные жизнью люди прибегают к ней в надежде найтискудное утешение. Детям, испытывающим дома стресс, запутавшимся подросткам,мужьям, чьи жены беременны, а также бездомным мужчинам и женщинам свойственнапривычка мастурбировать. Некоторые онанируют, чтобы заснуть, другие - потому чтоиспытывают депрессию или чувство ущербности.
Каков христианский взгляд на мастурбацию?
Раньше проповедники осуждали ее, считая опасной ибезнравственной. Молодых людей предупреждали о ее ужасных последствиях.Предупреждение не предотвращало занятий мастурбацией, но приводило к тревожностии глубокому чувству вины. Сегодня многие подростки-христиане онанируют, неиспытывая вины. Они усвоили, что сексуальное напряжение неизбежно, а мастурбация- естественный способ его разрядки: лучше мастурбировать, чем клеймитьпозором.
Я рад, что молодое поколение избавилось от груза вины и страха,свойственных многим из нас. Некоторые люди были одержимы борьбой с мастурбацией.Они молились и постились, рыдали и "верили в Бога ради победы". Они "уступалиСвятому Духу". Они прибегали к физическим упражнениям, "полезным видамдеятельности" и утренним молитвам. Иногда они воодушевлялись "победой", чтобыпозднее обнаружить, что вновь мастурбируют.
Как и при любой пагубной привычке, при мастурбации, видимо, идетборьба внутри самого борющегося: одна часть его "я" жаждет сексуальноговозбуждения, другая - избавления от мастурбации. И стремление к освобождению отнее истощается по мере усиления стремления к сексуальному возбуждению.
Что сказать об этом? Порочна или добродетельна мастурбация?
Если вы мастурбируете, то для начала вам следует знать две вещи.Прежде всего, вы не должны мастурбировать. Если вы прекратите, ничего страшногоне случится. Неверно, что сексуальные побуждения прорываются, как давление парав котле, когда оно достигает определенной величины.
Однако вы можете возразить мне, что теория очень хороша, но вашсобственный опыт говорит об абсолютно противоположном. "В определенные моменты ясовершенно не могу противостоять этому, - говорите вы мне. - Напряжение слишкомвелико". Хорошо. Я принимаю сказанное вами. Вы действительно это чувствуете. Нознайте: ваше тело дурачит вас.
Я не говорю: "Вы не должны мастурбировать, поэтому прекратитепрямо сейчас!" Я знаю, что в действительности это совсем не так просто. Позднеея дам некоторые советы, которые помогут вам. А сейчас я говорю только то, что выне являетесь беспомощной жертвой неконтролируемых побуждений, хотя вы можетечувствовать совершенно обратное. Вы ответственны за свои действия.
Мое второе замечание заключается в напоминании о том, что такоесекс. Его главная цель - избавление от одиночества. Секс - это физическаяблизость, которая используется для построения прочных отношений двух людей, чьяплоть становится единой. За сильными чувствами, подвергающими вас пытке, лежитстрастное желание познать и быть познанным, любить и быть любимым. Недаром вэпоху королевы Елизаветы для обозначения полового сношения использовали слово"познать" мужчину или "познать" женщину.
Это одна из причин того, почему мастурбация никогда не приноситреального удовлетворения. Оргазм - маленькая часть большого и личностнозначимого целого. Как утверждает английский поэт Джон Донн, физически вы можетеи не быть на необитаемом острове, но вы живете на нем по своему ощущению.
Ваши сексуальные желания связаны с глубинной потребностью в том,чтобы кто-нибудь оказался на вашем острове и положил предел вашему одиночеству.Вы разочарованы, если одиночество затягивается. Вокруг вас как будто разливаетсяпустынное море, безжизненные волны которого обрушиваются на песок. Ваши глазаищут дымок на горизонте, ваши уши жаждут музыки человеческой речи. Мастурбацияже обесценивает тот самый инстинкт, который должна удовлетворять.
Но это еще не все. Нигде в Библии о мастурбации не упоминается.Из-за Онана (Быт. 38:4-10), который пролил свое семя на землю, католики осуждаютмастурбацию как онанизм.
Онан не мастурбировал. Он вступил в половое сношение с вдовойбрата. Этот тип сношения известен как прерванный коитус (совокупление). Причинойнедовольства Бога было не прерванное сношение, а нежелание Онана стать отцом длядетей, носящих имя его брата. Осуждалось не действие, а его мотив. Дети, зачатыеОнаном и рожденные вдовой, считались бы детьми его умершего брата. Сутькатолического взгляда на секс состоит в том, что он усиленно подчеркиваетзначение деторождения в сексе и недооценивает секс как общение.
Мастурбация - это самостимуляция, а не стимуляция другимчеловеком. Это внутри-, а не межличностное дело. В основе мастурбации лежитущербность: она требует чего-то, что могло бы быть мощным побуждением,поощряющим близкие личностные отношения, но сама же и уничтожает их. Онаозначает пустую трату времени в одиночестве. Но сопутствующие ей печаль идепрессию вряд ли нужно учитывать, стремясь помочь некоторым людям, страдающимот чувства вины. Как же мы можем объяснить его?
Есть различные теории. Фрейдовский психоанализ полагает, чтомастурбация связана с "бессознательными кровосмесительными фантазиями".Теоретические построения об "эдиповом комплексе" никогда не были популярны средипсихоаналитиков, Сейчас же большинство из них отвергает эти построения передлицом антропологических и экспериментальных данных. Тем не менее они остаютсячастью непрофессионального мышления, и поэтому нам следует рассмотреть их.
Считается, что в период "эдиповой фазы" психосексуальногоразвития (от 4 до 6 лет) мальчики хотят овладеть своей матерью и занять местоотца. У девочек возникают подобные желания в отношении своих отцов.
Давайте рассмотрим, что же происходит с девочкой согласнопсихоаналитической теории. Чтобы овладеть отцом, она должна вытеснить мать.Смутно осознавая это, она начинает рассматривать мать как грозную соперницу,которая значительно сильнее ее. Более того, она страстно стремится получитьзащиту и понимание со стороны матери. Потребность в материнской опеке,сочетающаяся со страхом перед матерью, обычно принуждает девочку отказаться отсвоего желания занять первое место в сердце своего отца. Вместо этого она решаетстать похожей на мать и занять второе место в отцовской любви.
С другой стороны, считается, что у мальчика есть"кровосмесительное" желание овладеть матерью. Он видит соперника в своем отце.Всю жизнь он считал его непререкаемым авторитетом, устанавливающим законы. Носогласно природе вещей мальчик тоже должен пойти на компромисс.
Поступив, как и сестра, он использует два так называемых защитныхпсихологических механизма, для того чтобы запрятать страх перед соперником(своим отцом) в глубины своего сознания. Он отождествляет себя с отцом иидентифицируется с ним. Он как бы пропускает образ отца через свое собственное"Я". Если до этого момента требования отца звучали извне, то теперь они начинаютраздаваться внутри него самого. До этого он не понимал смысл хорошего и плохого.Он понимал только, что определенные вещи злят его родителей. Но сейчас это нетак. Слова "ты не должен" превращаются в "я не должен". Сознание (или "сверх-Я")родилось, и теперь мера жесткости наказания в сознании ребенка будетсоответствовать степени жесткости и требовательности его отца. Образ Бога всознании мальчика (мыслимый как продолжение его собственного отца) будет стольже жестким и требовательным.
Невозможно понять психоаналитическую теорию до тех пор, пока выне усвоите еще одно понятие - понятие бессознательного. Считается, что глубоковнутри нас находится тайная пещера, где скрыты наши мощнейшие побуждения, нашипугающие и постыдные воспоминания. Они страшны, и именно по этой причине мы неосознаем их полностью. Но, подобно демонам, пойманным в ловушку внутри нас, онистремятся освободиться и выразить себя.
Среди этих желаний и воспоминаний есть и стремление к физическомуобладанию родителем противоположного пола. Факт, что мы столь злобно торопимсяоблить презрением мысль о нашем сексуальном влечении к одному из родителей,является для аналитика дополнительным подтверждением существования этоговлечения. Наш гнев, говорит он нам, нужен для того, чтобы убедить самих себя. Мывысмеиваем теорию, потому что она пробуждает наш внутренний страх. Страх того,что нечто, столь глубоко спрятанное в нас, поднимет свою голову из бездны иплотоядно взглянет на нас.
Если Фрейд был прав, то становится понятно, почему некоторые людииспытывают чувство вины при мастурбации. Если мастурбация бессознательносвязывается с кровосмесительными влечениями, которые гремят своими оковами втемнице, куда мы их загнали, то она способна высвободить наш страх вины.
Уязвимость концепции Фрейда состоит в том, что многие молодыелюди в наши дни, подобно представителям некоторых примитивных культур,испытывают при мастурбации лишь небольшой внутренний конфликт или вообще нечувствуют никаких угрызений совести. Как объяснить отсутствие у них переживаниясвоей вины? Если они, как большинство из нас, хранят кровосмесительные скелеты всвоих шкафах, то почему эти скелеты не гремят? Либо фрейдовская теория копаетслишком глубоко, либо она довольно поверхностна, когда пытается объяснить толькочувство вины, но не его отсутствие.
Возможно, полезнее окажется более простой взгляд на вещи. Джон иНэнси могли быть воспитаны в семьях, где секс считался чем-то очень неприличным.Они усвоили, что это нечто грязное, о чем не следует говорить. Они обнаружили,что нельзя обнажать свои половые органы или играть с ними ("Стыдно! Так делатьочень плохо!", "Прекрати, или я возьму ножницы и отрежу это!", "Не играй сама ссобой. Хорошие девочки так не делают!" И так далее и так далее). Затем, в периодполового созревания и подросткового возраста, сексуальность у них считаласьчем-то порочным, а сексуальные переживания не рассматривались как свидетельствонаступления половой зрелости, вследствие чего подростки, естественно, испытываличувство вины при мастурбации. То есть отвращение и стыд явились результатом какподражания, так и целенаправленного обучения.
Однако многие люди, которые обращались ко мне за помощью, нехотели менять своих взглядов. Они хотели только избавиться от мастурбации.Почему же это так трудно сделать?
Среди многих теорий, объясняющих усвоение навыка, наверное, легчевсего понять те, которые были разработаны в рамках поведенческой психологии.Одним из родоначальников поведенческой психологии был русский психолог ИванПавлов. Он приучал собак выделять слюну при звуке звонка. Всякий раз, когдазвенел звонок, собаке давали мясо. Она начинала выделять слюну через одну-двесекунды после звонка. Даже если ей не давали мяса, звонок вызывал у собакивыделение слюны. В ее нервной системе установилась связь между звонком ислюновыделением. Факт, что условная связь может быть сформирована, привел кпоявлению многообразных теорий обучения.
На Западе превалирующей среди них является теория оперантногообусловливания, осуществляемая следующим образом.
Представьте себе голубя в маленьком ящике, а также рычаг,торчащий из одной стенки ящика. Он соединен с механизмом, насыпающим зерно вящик всякий раз, когда на этот рычаг нажимают.
Голубь передвигается по коробке, останавливается, движется вновь,вертя головой туда-сюда. Рано или поздно он нажимает на рычаг, и в ящик сыплетсязерно. Сначала голубь не видит связи между нажатием рычага и появлением зерна.Но когда это (нажатие рычага - появление зерна) повторяется несколько раз,голубь начинает нажимать на рычаг чаще. Награда пищей "впечатала" в его нервнуюсистему навык нажатия на рычаг.
Теперь мы можем понять, как бихевиористы рассматривают усвоениенавыка. Они называют это не навыком, а "повторяющимся выученным образцомповедения". Бихевиористы не пытаются рассказать нам, как голубь говорит: "Ага!Всякий раз, когда я нажимаю на рычаг, появляется зерно. Я должен нажимать рычагчаще". Или: "Нажимание рычага - это становление навыка. Я должен прекратить это,потому что толстею". Их не интересует сознательное мышление. Они видят, чтоголубь научился нажимать на рычаг. Птица рассматривается как разновидностькомпьютера, автоматически выполняющего то, что предписано программистом. Ееповедение сформировано поощрением за нажатие рычага и отсутствием награды задругие формы поведения.
Награды могут очень эффективно формировать поведение.Американский нейрофизиолог Джеймс Олдс, поместив микроэлектроды в мозг крысы,сделал выдающееся открытие. Рычаг в ящике был соединен с электродом,стимулирующим часть мозга. Крыса быстро научилась стимулировать собственныймозг. Но открытие состояло в том, что за нажатием рычага следовала такая сильнаянаграда, что крыса делала это непрерывно тысячи раз - до тех пор, пока несваливалась в изнеможении. Но, отдохнув, она опять приступала к выполнениюзадачи.
Кончик электрода размещался в части мозга перед гипоталамусом,которая, видимо, отвечает за формирование приятных ощущений. Олдс назвал этуобласть "награждающим центром".
Согласно его точке зрения, нервные волокна этой области связаны сцентрами, управляющими сексом, питанием и сном. Возможно, всякий раз, нажав нарычаг, крыса моментально начинала испытывать ощущения, сравнимые и с поеданиемсочного бифштекса, и с оргазмом, и с запахом розового масла, и с прослушиваниемДевятой симфонии Бетховена, и с передвижением на облаке - и все этоодновременно. Но каким бы ни было это переживание, награда была достаточной, длятого чтобы после немногих нажатий поймать крысу на крючок, так как у нее всегдавозникало то, что называется пагубным пристрастием.
Согласно бихевиористам, мастурбация ничем не отличается от любогодругого образца выученного поведения. Навык глубоко усваивается. Мастурбаторзапрограммировал себя мастурбировать для получения эротического наслаждения,служащего наградой. Его личностные решения здесь ни при чем. Он будетмастурбировать так же, как в приведенном выше примере, когда крыса нажимает нарычаг до тех пор, пока не будет перепрограммирован (или запрограммирован немастурбировать).
У меня есть некоторый опыт (хотя, возможно, недостаточный) в"программировании" человеческого поведения, но, поскольку объем книги непозволяет вдаваться в подробности, я только скажу, что программа избавления отмастурбации должна быть разработана таким образом, чтобы занять все свободноевремя человека и сделать мастурбацию практически невозможной.
Но дает ли бихевиоризм или психоанализ полное объяснение того,как возникают привычки? Является ли человек компьютером? Или он крыса в ящике?Только некоторые формы поведения являются автоматическими, в творческойдеятельности мы не можем обходиться без мышления?
Если во всякий момент своего существования я должен поддерживатьчастоту дыхания на уровне 20 вдохов в минуту, частоту сердечных сокращений - 80,а температуру тела - 36,5°, то значительная часть моей психической активностибудет занята только этим. Однако большую часть времени мое дыхание регулируетсяавтоматически. Я могу дышать поверхностно или глубоко, быстро или медленно, норедко беспокоюсь об этом. Большинство повседневных видов активности - таких, какходьба, подъем по лестнице, вождение автомобиля, - либо автоматичны, либополуавтоматичны. Но в любое время я могу овладеть ими. Я похож на дорогойспортивный автомобиль, который имеет и ручное, и автоматическое управление.Разница лишь в том, что мои механизмы регуляции более тонки.
Бихевиористы и психоаналитики долго объясняли процесс усвоенияпривычек, но так и не поняли, что человек, созданный по образу Божьему,ответственное существо. Они игнорируют человеческую свободу. Их основноедопущение состоит фактически в том, что свободы нет. Кроме того, они оставляютмногие вопросы без ответов. Например, почему частота половых сношений с годамимедленно уменьшается, тогда как должна, согласно их доказательствам, возрастать,поскольку все больше подкрепляется опытом?
Позвольте мне свести некоторые нити воедино. Мастурбация - неблагодетельная вещь, но и не ужасный грех. Я знаю, что противоречу современнымпедагогам, утверждая, что она может быть причиной каких-либо нарушений. Но этотак. Я был бы неискренен, отвергая это. Всякий испытавший и половое сношение, имастурбацию, знает, что в сношении есть аспект, совершенно отсутствующий вмастурбации. Сношение не может быть заменено мастурбацией, сопровождающейсяфантазиями о чьей-то жене, сексом с манекеном или использованием искусственногопениса. Технические приспособления и фантазии - это не люди, а безжизненныечеловеческие творения. Сношение с человеком, который чувствует, любит ипереживает - незаменимо. А когда межличностного компонента недостаточно,сексуальная стимуляция приводит именно к тому, что она призванапреодолеть.
Стремление убедить нас в том, что умеренная мастурбация - этохорошо, исходит из похвального желания избавить многих людей от чрезмерныхчувств страха и вины, ею порождаемых. Мне импонирует это желание. Но, желаяустранить чувство вины, я не должен называть бледно-серые тени белыми.
Справедливо и то, что говорят бихевиористы. Чем более глубокоеэротическое наслаждение заложено в мастурбаторном образце поведения, тем труднееэтот образец разрушить. Для объяснения процесса усвоения привычек можнопроцитировать и представителей других научных школ, описавших иныепсихологические механизмы. Но как бы то ни было, всякий, кто пытался избавитьсяот мастурбаций, знает, как это трудно.
Самой трудноразрешимой проблемой является духовная: почему Бог неотвечает на мою молитву об избавлении, если я верю в Него всем сердцем? Ведь Богизбавил от этого некоторых людей. По крайней мере, они так говорят. Если Онпомог им, то почему не мне? Я менее духовен, чем они? Чего недостает моей вере?Многие христиане с сожалением делают вывод: раз у Бога не может быть неудач,значит, неудачниками должны быть мы.
Выше я упоминал, что не знаю ссылок на мастурбацию в Писании. Изэтого я заключил, что другие вопросы должны вызывать большую озабоченность Бога,чем мастурбация. Действительно, если обратиться к длинному перечню грехов,которые ранят и причиняют боль окружающим (воровство, супружеская измена,насилие, оставление семьи, жестокость) или Самому Создателю (неверие,возмущение, ожесточение), то они окажутся гораздо более серьезными.
Стремясь к добродетельности, важно помнить две забытые истины.Первая состоит в том, что нигде в Библии не упоминается о мотивизации нашихпоступков и действий. В ней используются бескомпромиссные выражения:"Поступай..." или "Не поступай..."
Вторая истина связана с первой. У Бога собственная программаизменения нашей жизни. В Библии не заложена точная иерархия грехов илидобродетелей, но можно увидеть общие принципы. Имея дело с вами или со мной, Богдействует так, как поступаем мы сами, пытаясь распутать болевой узел; темвременем какие-то узелки должны подождать.
Если я чувствую присутствие Святого Духа во время ежедневнойпрогулки, то я найду возможным повиноваться Богу. Например, Бог говорит со мнойо прощении и приводит меня к осознанию того, что я возмущен поведением моейжены. Может быть, я не хочу прощать ее. Но если хочу, то могу. Кто-нибудь,сказав мне: "Попытайся сейчас простить ее", только все испортит. "Но я пытался ине могу", - отвечу я. Бог же говорит: "Прости!" И хотя мне может быть ненавистнадаже мысль об этом, я могу ее простить.
Нам, совершившим грех, нет оправдания, но Господь пытается нампомочь. Есть нечто, что Он рассматривает во мне в данный момент. Не существуетвопроса, могу я повиноваться ему или нет. Если Бог указывает перстом на нечто,то, значит, я могу.
Это вовсе не означает, что я живу безгрешно. Я знаю, что Онникогда не устанет обращать свой взгляд на то в моей жизни, что Емунеприятно.
Но у меня есть свои приоритеты. Некие грехи удручают меня болеедругих, и мне хочется, чтобы Бог начал с них. Мы оба опечалены моимиунизительными поражениями. Но когда бы в своих молитвах я ни упомянул о них, Онвсегда говорит: "Я знаю. Я тоже печалюсь. Но есть нечто, чего ты, видимо,избегаешь, нечто, с чем ты мог бы иметь дело, если бы захотел. Готов ли тыповиноваться мне сегодня?"
Вам, расстроенным из-за мастурбации, скажу следующее:
1. Бог вполне способен дать вам избавление. Если Он неделает этого в данный момент, то Он занят чем-то более важным в вашей жизни,хотя это может вам показаться неправдоподобным.
2. Вы преувеличиваете серьезность своей проблемы.Обратившись к Писанию, вы обнаружите много добродетелей, которые Бог рекомендуетвам, и грехов, о которых предупреждает. Не хотите ли вы забыть эту вашу проблемуи всерьез принять указания Библии? Мастурбацией вы не раните никого, кроме себя.А кого вы обидели на этой неделе своим сарказмом, холодностью, забывчивостью,ленью, нетактичностью или недостаточной учтивостью? Сколько минут вы восхвалялиБога за последние 24 часа?
3. Благодарите Бога за все свои сексуальные переживания. Ненужно ненавидеть их. Они могут быть трудны в управлении, как необъезженнаялошадь, но являются одним из самых дорогих подарков Бога. Он сделал так, чтобывы чувствовали сексуальное желание. Радуйтесь ему и наслаждайтесь им.Благодарите Бога за тот день, когда вы станете хозяином своих сексуальныхвлечений. Хоть и не скоро, но это придет, если вы позволите Богу быть хозяином вдругих сферах вашей жизни.
4. Избавьтесь от ненависти к себе. Отказывайтесь отбесконечных выслушиваний мучительных обвинений клеветников, которые винят васдень и ночь, - сказано в Откровении святого Иоанна Богослова (12:10). Если выпребываете в унынии, Бог ждет вас с широко раскрытыми объятиями. Во что бы то нистало выскажитесь. Итак, веруя, научитесь смеяться над своими оковами.
5. Не позволяйте мастурбации вызвать у вас растерянность иотвращение к себе. Томас Келли говорил: "Унижение основано на обескураженности,безысходности и отвращении к себе, на установке запуганности и отвергнутости".Он также советует: "Когда вы вновь запутаетесь в себе, не теряйте времени насамообвинения, но вознесите безмолвную молитву о прощении и начните все сначала.Вознесите почитание Ему и скажите: "Вот он я весь, кроме того, что Ты дал мне".Не падайте духом, беспрестанно возвращайтесь к Нему смиренно и ждите".
Вот мы такие, как есть. Он знает это. Мы знаем это.Признательность - первый шаг к прогулке с Богом в любую область нашей жизни.Обратив свой взгляд как на серьезные сексуальные грехи, так и на мелочи, будучипри этом честными с самим собой, с Богом и друг с другом, мы сделаем первый шагк здоровью и духовному росту.
Святой Августин писал: "Ради себя я любил себя, и я достиг точки,где мы встретились, чтобы наслаждаться нашей любовью, и я оказался счастливоскован путами страдания настолько, что меня можно было жечь раскаленным железомревности, подозрений, страхов, гнева и ссор".
Однажды я предпринял наивную попытку классифицировать людей,вступивших во внебрачные сексуальные отношения, подобно тому как орнитологиклассифицируют птиц. Позже я отказался от этой затеи, ибо тех, кто нарушаетсупружескую верность, классифицировать невозможно. Они могут быть старыми имолодыми, доброжелательными и бессердечными, развитыми и незрелыми, грубыми иутонченными, эгоистичными и великодушными и даже, если можно так выразиться,духовными и плотскими. Если и следует делать различия, то мы должны различать нелюдей, а их установки, ориентирующие их на то, что они делают.
Любой человек, состоящий в браке, может совершить прелюбодеяние.Совестливо бичующий себя пуританский проповедник из Хоутона, написавший "Алоеписьмо", также был способен на это, как Казанова или Дон-Жуан. Иудеи, католики,квакеры, пятидесятники - все могут совершить супружескую измену; оправданиеммогут служить и деловые контакты, и "новая" философия, а местом действия - иавтомобиль, и офис, и дом, и церковная контора.
Вы не сможете различить прелюбодеев по социальному положению,цвету кожи или вероучению, вы можете это сделать только по их установкам.Некоторые подавляют свою совесть и позволяют, как поганкам, разрастаться мотивамсамооправдания, кто-то смеется и пытается сделать вид, что ничего особенного непроизошло. Другим не хватает мужества отказаться от прелюбодеяния, они трепещутпри одной лишь мысли, как бы не оскорбить отказом своего любовника. Этипорабощены ужаснее всего.
Одни чувствуют прикосновение Божьего перста и, раскаиваясь,искореняют свои пороки. Другие (когда я думаю о них, во мне воспламеняется гнев)утверждают, что грех - это добродетель, что адюльтер - только грязное слово,пачкающее нечто прекрасное. По их мнению, это трусливые и ограниченныерелигиозные лицемеры сделали так, что прелюбодеяние стало выглядеть чем-тонечистым.
Я называю таких людей "новые прелюбодеи", хотя их философияявляется столь же древней, как сама история философии. Недавно был опубликованряд книг об альтернативах браку, выражающих точку зрения "новыхпрелюбодеев".
Американский этнограф и социолог Маргарет Мид задолго до этоговысказала мысль: мы усваиваем "последовательную моногамию". И сегодня с той жесерьезностью Олвин Тоффлер утверждает в своем бестселлере "Столкновение сбудущим", что переезжающие с места на место администраторы крупных фирмперестанут возить с собой семьи, если продвижение по службе потребует ихперевода в другое место. Новые семьи, таким образом, должны стать"предполагаемыми" удобствами для продвигающегося по службе администратора.Вместо того чтобы найти ему подходящий дом, компания должна будет подыскатьподходящее семейное окружение - жену и детей, похожих на прежних, которых оноставил.
Новые прелюбодеи беспокоят меня по двум причинам. Прежде всего,они с презрением выбрасывают в мусорную корзину древние устои. Их высокомериекоробит. Им нет дела до того, что эти устои люди испытывали веками, доказывая ихценность! По их мнению, нормы, уместные раньше в менее сложных культурах,неприемлемы в наш изощренный век. Они холодно твердят: "Да, мы спали вместе,потому что хотели этого, и не считаем нужным это скрывать. Я должен быть честнымперед собой. Я хочу быть самим собой". Их пример показывает, что если моральобусловлена внутренним "я", то это фактически исключает проявления того "я",каким я в действительности являюсь.
Эти мысли подводят меня ко второй причине. Новые прелюбодеиогорчают и смущают меня своей новой речью. Иногда они используют старые слова,но придают этим словам новое значение.
"Честность", например, во все времена означала ответственностьчеловека за свой выбор, неприятие им скрытности и лжи. Теперь это слово означаетеще и "разрушение фальшивых фасадов", чтобы все видели, каковы мы "вдействительности".
Если бы только в этом заключалось новое значение честности, я былбы очень рад. Многим из нас не удается быть честными в этом более глубокомсмысле. Но опасность состоит в том, что та же самая "честность" часто служиттолько прикрытием для эгоизма, грубости и жестокости. Если я считаю ваше лицобезобразным и оно мне не нравится, означает ли это, что, для того чтобы бытьчестным перед самим собой, я должен сказать: "Вы мне не нравитесь. Ваше лицо -уродливо!"?
По-настоящему любящий человек никогда не обратит внимание надефекты вашего лица. Любовь не способна оскорбить или причинить боль, еслитолько эта боль не целительна. Любовь выше честности.
Честность - только одно из многих клише сексуального новояза. Такзначимое становится бессмысленным. Если вы вступили в интимные отношения ссоседом или соседкой, то можете ходить с высоко поднятой головой и с чувствомморального превосходства. То, что вы сделали, - нравственно. Ведь это можетспособствовать утверждению вашего "я" или может быть "средством личностногоразвития" вас обоих. Примерно так говорят "новые прелюбодеи", разъясняя, чтоподелиться с кем-то сексуальным опытом - значит обрести половую зрелость. Когдалюди используют такие аргументы, я вспоминаю едкие слова апостола Павла: "Славаих - в сраме" (Фил. 3:19).
Остерегайтесь оказаться обманутыми риторикой. Я жил в Лиме в 1964году, когда президент Франции генерал де Голль посетил Перу. Позади прекрасногогорода, уютно расположившегося у подножия высоких гор, розовела уродливаяопухоль ветхих развалин. Из любой точки города можно было видеть трущобы, гдецарила неописуемая нищета, где головорезы и политические эмигранты скрывались отполиции.
Перед самым визитом де Голля трущобы вдруг засверкали белизной влучах полуденного солнца. Развалюхи и лачуги за ночь были превращены всверкающие чистотой причудливые строения, подобные тем, что стоят в Диснейленде.Для этого была задействована армия маляров. Только с близкого расстояния можнобыло увидеть, что побелены лишь стены, обращенные к городу. Трущобы оставалисьтрущобами.
Мы можем "обелять" адюльтер, ссылаясь на новый сексуальный взрыв,но при этом мы не сможем ничего изменить по существу. Если же мы хотим очернитьмоногамию, называя ее "болезненно жесткой" или "нереалистически ограничивающей",то мы будем только потакать академической клевете. И ни клевета, ни обеление непомогут нам видеть вещи такими, какими они являются на самом деле.
Наша цель в сексе есть нечто большее, чем достижение свободы. Нопрежде чем узнать, что говорит Библия о прелюбодеянии, давайте рассмотрим, начто в действительности направлена новая сексуальная свобода. Не будембеспокоиться о тщательном анализе новояза, который я назвал "академическимотмыванием". Мелвин Мэддокс верно схватывает суть проблемы. Свободадетерминируется чем-то внутри нас, а не внешними правилами.
Джо может чувствовать себя свободным, вступив в интимныеотношения с Мэри, женой его друга-соседа. И Мэри может считать это "обогащающим"и "ведущим к зрелости" опытом. Но для того чтобы система таких отношенийработала, для жены Джо и мужа Мэри должны быть созданы законы более жесткие, чемзаконы Моисея.
Пытаясь игнорировать традиционную мораль, Джо и Мэри создалиновые моральные абсолюты, более трудные в реализации, чем библейские. Если,например, мы решим, что супруги, состоящие в законном браке, могут вступать всексуальные отношения со своими друзьями, то мы должны предъявить им новыетребования. Мы освободим их в одних аспектах только для того, чтобы ограничить вдругих.
Если Мэри считает "нормальным" ("полезно для здоровья", "ведет кзрелости", "обеспечивает глубинную самореализацию") поделиться своим сексуальнымопытом с соседом, следовательно, ее мужу Джиму также необходимо "быть зрелым" вэтом вопросе и не давать волю примитивному чувству гнева собственника.
Таким образом, мы добавили новые заповеди, отдав их на съедениеужасным древним соблазнам: не должно быть ревнивым, не должно быть собственникомсвоего мужа (или жены). Напротив, следует одобрять прекрасный прогресс"возмужания", когда твой супруг подпадает под обаяние соседки Мэри.
Все мы живем в моральном пространстве независимо от того,признаем это или нет. Мы любим, мы чувствуем, мы ненавидим. Правильно понимаемыеБожьи законы ведут нас к свободе, а не к рабству. И любая попытка изменить этизаконы ограничит, а не увеличит нашу свободу. Игнорируя их, мы столкнемся сконфликтом между окружающей действительностью и миром наших чувств.
Та свобода наиболее истинна, которая больше всего согласуется снашей подлинной природой; а наша подлинная природа - та, которую создал Господь,и задумана она так, чтобы пребывать в гармонии со Вселенной, внутри которой Онее расположил.
Новые прелюбодеи - это не только те, кто оправдываетпрелюбодеяние. Довольно распространена ситуация, когда мужчина говорит мне:"Доктор, я не испытываю никакого чувства греха, когда мы вместе. Я люблю ее". Онсмотрит мне прямо в глаза. Честность на его лице отражает его сердечнуюискренность. Он любит ее. И он действительно не испытывает чувства греховности,когда они вместе - в постели или вне ее. "Я чувствую свою греховность только поотношению к жене".
Тогда я вопрошаю: "Ты любишь ее. Но что это означает для тебя?Что есть любовь? Сексуальное желание?" "Нет, док. Не то. Гораздо больше, чемэто. Она понимает меня, док. Она позволяет мне чувствовать себя человеком. Онаслушает меня, когда я говорю. Она не смеется надо мной. Она привлекательна, ноне только. Я никогда не чувствовал чего-то подобного к своей жене или к любойдругой женщине".
Среди греческих слов, описывающих любовь, наиболее известны три:"эрос" ("сексуальная привлекательность" или "влюбленность"), "филиа" ("братскаялюбовь") и "агапэ" (термин, описывающий уникальное качество духовнойлюбви).
Эрос и филиа основаны на привлекательности. Только агапэвырастает из самой природы любви - той специфической природы, которая вызывает улюбящего чувство обожания даже к крайне непривлекательному для других человеку.Различие между эросом и филиа, с одной стороны, и агапэ, с другой, огромно.Иисус любил прокаженного потому, что был и остается самой любовью. Его любовь -не ответная реакция на какие-то внешние черты калеки. Это было бы состраданием,а не любовью.
Вы испытываете эротическую любовь к мужчине или женщине, которыепривлекают вас сексуально, в которых вы "влюбляетесь", и филиатические чувства -к мужчине или женщине, чья личность вызывает у вас глубокое уважение и симпатию.Оба вида любви являются вашей реакцией на определенные черты в привлекающем васчеловеке.
Эрос и филиа, объединенные друг с другом, создают предпосылкихорошего брака. Но когда к эросу и филиа добавляется агапэ, возникает брак,который не может разрушить никакая сила.
И эрос, и филиа могут нарушить священную клятву - обязательство.Эрос, привлекающий меня к моему мужу, позднее может привлечь меня к другомумужчине, к которому я могу начать испытывать вдобавок и филиатическую любовь.Или же филиатические чувства к женщине, находящейся на приеме в моем офисе,позднее могут соединиться с эросом.
И по мере того как растут оба эти вида любви к этой женщине,убывает моя любовь к жене. Но эрос и филиа всего мира не могут оправдать изменуклятве. Измена клятве есть измена человеку. В измене греховно не совокупление, аворовство и обман.
Никогда в своей жизни я не пробовал ничего более восхитительного,чем форель, выловленную браконьерским способом. Когда село солнце, мыприготовили ее на огне, разожженном из плавника, и сине-зеленые волны накатывалина каменистый берег. Но наше наслаждение браконьерски добытой форелью не делалосамо браконьерство добродетелью. Столь же мало эрос и филиа (или их сочетание,называемое "любовью") оправдывают вероломство адюльтера.
"Но доктор! Это чувство не может быть дурным, потому что онопрекрасно! Это чувство, которое меня поглощает, не может быть злом".Привлекательная молодая женщина сидит в напряженной позе на краешке кресла,теребя туго повязанный шейный платок.
Является ли истинным то, что эта женщина ощущает как нечтопрекрасное? Насколько можно доверять чувству прекрасного, когда оно приводит ктому, что мы рискуем своей жизнью и жизнью других людей? Не с того ли начинаетсябеда? Не потому ли женщина, увидевшая, "что дерево хорошо для пищи, и что оноприятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание" (Быт. 3:6), была обманутасвоими чувствами ("Адам, дорогой, все должно быть в порядке. Оно так дивно навкус"), подтолкнувшими ее к выбору смерти.
"Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путьк смерти" (Прит. 14:12). Нет, дорогая леди, я точно знаю, что вы чувствуете, новы заблуждаетесь. Ваши чувства изменили вам.
Поймите, что добродетель (если это действительно добродетель)кажется нам прекрасной. Даже в страдании она наполняет человека наслаждением, посравнению с которым другие удовольствия становятся дешевыми подделками. Но изтого, что все добродетельное радует наше сердце вдвое, не следует, что все, чтонас радует, все, что считаем прекрасным, является добродетельным.
"Но, доктор, мой брак не удался. В нем мне абсолютно нечеготерять. Будьте уверены, меня не обвинят в том, что я делаю". Сорокалетняя Джоан,мать троих детей-подростков, была воспитательницей в детском саду. Но онамечтала о стабильном доходе и избавлении от посменной работы. Джон, ее муж,напивающийся по любым праздникам, постепенно превратил их совместную жизнь всущий кошмар (так, во всяком случае, казалось Джоан).
Джоан не могла точно припомнить, когда она поняла, что оналкоголик. Случилось ли это после автомобильной катастрофы? Или тогда, когда онисчез из дому на несколько дней? Большинство случаев, связанных со скандалами навечеринках, когда Джона буквально вносили в машину на руках, могли и неотложиться в ее памяти. Но были другие, которые не забывались. Такие, кактелефонный звонок разгневанной неизвестной женщины; постоянно неоплачиваемыесчета; многократные увольнения со службы; отказы в кредите в магазинах; периоды,когда в один месяц в доме отключали сразу и свет, и отопление, и телефон;случаи, когда дети забивались в угол и плакали не потому, что были голодны, апотому, что папа ломился в дверь маминой спальни; и, наконец, когда первый раз,придя на работу с синяком под глазом, она сказала, что споткнулась о детскуюигрушку, спускаясь в подвал.
Когда Джоан решила прекратить все это, она пошла за помощью кместному наркологу. Поддерживали ее и советы пастора Билла. Через него онапришла к Христу, а точнее - нашла реального человека, который стал ее Спасителеми Владыкой.
Пастор Билл участливо выслушивал ее горькие и смущенныепризнания. Он мало говорил, но его беседы учили ее стойко переносить неудачи,придавали ей силы и наполняли желанием жить.
Однажды ее поразило то, что у пастора Билла - человека, которыйпривел ее к Христу, у сильного, надежного, мудрого пастора Билла - были,оказывается, свои проблемы. У него была прикована к постели парализованная ираздражительная жена; ему необходимо было ухаживать за домом, готовить пищу. Иэто помимо многочисленных церковных обязанностей. Он не просил о сострадании. Онлишь хотел, чтобы она знала, что каким-то необъяснимым образом ее присутствие наеженедельных проповедях помогало ему так же, как проповеди помогали ей. Она быларада это узнать и даже стала молиться за него, чтобы ответить добром на добро. Ксвоему удивлению, она вдруг поняла, какое это счастье - разговаривать с ним,знать, что она может вернуть ему тот заряд сил, которые он отдал ей.
Начавшись с просьбой о помощи и избавлении от страдания, ихотношения приобрели характер взаимной поддержки, стали источником взаимногомолитвенного ободрения. Мужчина и женщина почувствовали, что черпают друг вдруге силы, способные противостоять их семейным трудностям. Так признательностьи уважение переросли в дружбу, а дружба - в любовь.
Шаги, углубляющие эту любовь и ее физическое воплощение, не имеютбольшого значения. Важно то, что оба партнера после сердечных исканий решили,что они не делают ничего предосудительного. Это были такие отношения, которыеполностью отсутствовали в их браках. Это был союз, подразумевающий иное качествоотношений. Тот, кто не оказывался в их обстоятельствах, не имеет права судитьих.
Джон отказался разводиться с Джоан, и единственное, что она могласделать, - это вести дом и воспитывать детей. Билл остался с женой-инвалидом.Никто, как они считали, не знал об их отношениях.
Детали двух этих рассказов различны, но суть их одна. Во многихконкретных случаях чаще всего фигурируют ворчливая жена, грубый муж и неверныйсупруг (который "никогда не понимал меня"). Осудив эгоизм тех, кто ищетсексуального общения вне брака, мы можем утверждать, что внебрачные отношениямногих людей могут быть оправданны в том случае, если их брак - не более чемидущая на пользу им обоим условность или практичное семейное партнерство.
Люди, вовлеченные в такого рода отношения, хотят, чтобы к нимприменяли иные мерки. Ведь их особые обстоятельства лежат за пределами жесткихзаконов. Их браки исчерпали себя, они сохранялись лишь "ради блага детей" илипотому, что по той или иной причине о разводе не могло быть и речи. И посколькуподдержка внебрачных отношений каким-то образом сохраняет существующее положениевещей и оберегает самих партнеров, постольку это кажется оправданным. То, чтобыло бы грешно для людей вообще, становится добродетельным для людей,испытывающих трудноразрешимые семейные проблемы.
В подобных аргументах есть, правда, ряд моральных аспектов.Какого масштаба семейные трудности оправдывают адюльтер? Где находится та точкаотсчета - от эмоционального теплого здорового брака до холодного и враждебного,которая оправдывает внебрачные отношения? Если Джоан подвергается избиениям (онадважды пыталась уйти от Джона, но он возвращал ее своими слезными обещаниямиизмениться), если ее постоянно осаждают кредиторы, если она извелась от лжи,устала от грубого обращения с ней и отвратительного поведения мужа, то кто, еслине она, может быть в данной ситуации оправдан?
Если у вас есть хоть какие-то чувства, то сейчас вы должны либорассердиться (возможно, на меня), либо испытать страдание. Я не знаю,сталкивались ли вы с изменой или людьми, ее совершившими. Но если это так, то выбудете стонать и плакать на протяжении нескольких лет от безнадежности, страха,подозрения, горечи и безысходного страдания, запутавшись во внебрачныхотношениях.
Однако я - врач. Я должен проявлять сострадание, но не долженлгать. Я не могу притворяться, говоря пациенту, что рак - это не рак. Поступатьтак - не значит сострадать, потому что это - предательство. Это измена моейпрофессии и пациенту, который пришел ко мне с доверием. Именно поэтому я не могупритворяться, утверждая, что супружеская измена может быть оправданатрагическими обстоятельствами, которые к ней привели. Мое дело - не судить. Моедело - сказать все как есть и, если попросят, постараться помочь.
Для этого необходимо нечто большее, чем цитирование седьмойзаповеди: "Не прелюбодействуй". У меня нет намерения защищать седьмую заповедь.Она в этом не нуждается. Библия объясняет, почему адюльтер греховен. Я ужекоснулся одной из причин - измена клятве, нарушение пожизненного договора. Этоотносится и к христианам, и к нехристианам. Общество, где брачные договоры могутвключать в себя новые пункты, добавляемые по прихоти каждой из сторон, обреченона деградацию.
Но для христиан этот вопрос совершенно ясен. Брак отражаетотношение между Христом и его Церковью (Еф. 5:25-33). Представьте, что Христоспредавался бы прелюбодейству только потому, что была бы доказана неверность егоневесты - Церкви (как это часто с ней бывало). Не правда ли, для христиан этимсказано все?
То, что ученые бихевиористской ориентации предпочитают называть"внебрачными отношениями", имеет различные толкования. Я приведу разъясняющиецитаты, помня при этом, что, когда мы думаем, будто объясняем поведениечеловека, нам в действительности удается описать лишь один из егоаспектов.
Спрашивать, почему человек подвержен прелюбодеянию, все равно чтоспрашивать, почему кипит вода. Я не могу вам дать простой ответ на этот вопрос.Итак, почему кипит вода в чайнике? Я могу предложить различные разнопорядковыесуждения. Например, можно сказать: "Она кипит потому, что при достижениитемпературы в 100° и при нормальном атмосферном давлении вода начинаетпревращаться в пар". Но я не объяснил, почему кипит вода. Я только описал то,что происходит, когда температура воды достигает 100°. Я мог бы дать болеесложное описание этого процесса, включающее в себя превращение энергии иотношения между молекулами воды и пара, но при этом я бы опять-таки описывалявление, а не объяснял его.
С другой стороны, я мог бы сказать: "Вода кипит, потому что япоставил ее на плиту". Это был бы иной уровень объяснения по сравнению снаучным. Все зависит от того, о чем я спрашиваю, говоря "почему".
Я упомянул об этом, потому что при объяснении сексуальногопадения в физиологических или психологических терминах скрытно присутствует то,что известно в науке как детерминизм. Наука построена на отношениях причины иследствия, на той идее, что причина "А" автоматически приводит к результату "Б".Если я уроню фарфор на цементный пол, то пол послужит причиной того, что фарфорразбился. Но при объяснении поведения человека мы не должны допускать того, чтов определенных обстоятельствах прелюбодеяние неизбежно так же, как разрушениефарфора при ударе о цементный пол. Это было бы справедливо, если бы мы потеряликонтроль над своим поведением. Но мы полностью ответственны за то, что мыделаем. Ведь мы не машины.
Почему же тогда я обращаюсь к психологии адюльтера? Я это делаюпотому, что это может помочь нам понять, почему для одних людей это большееискушение, чем для других. А понимание откроет нам дверь к состраданию.
Предназначение секса - положить конец одиночеству. Это - мост кобщению и братству. Общение (близость, интимность, познание и возможность бытьпознанным, любовь и возможность быть любимым) - сложная жизненная структура, дляразвития которой требуются годы. Общение это возникает как хрупкое и прекрасноерастение, чутко реагирующее на внешние условия. Оно вырастает в крепкое дерево сглубокими корнями, чтобы противостоять засухе и урагану.
Тем не менее мы знаем, что во многих браках нет того общения,которое можно было бы уподобить крепкому дереву. Дерево не выросло. Глубинныепотребности обоих партнеров не удовлетворяются. И в сердце каждого из нихсуществует потребность найти то, в чем он истинно нуждается.
Что может быть естественней поиска вне брака того, чего в немнет? И несмотря на то что главным образом физический аспект секса занимает нашимысли, когда мы думаем об адюльтере, он часто играет менее важную роль, чемчувства людей, в него вовлеченных. "Это не физический секс, - сказала мне однаженщина. - Я поняла, что он действительно заботится обо мне. Он сделал так, чтоя почувствовала свою ценность и нужность кому-то. Когда мы вместе, я никогда небываю одинокой". Таким образом, на месте невыросшего дерева принялось новоерастение. В ответ на глубинное стремление познать другого и быть познаннымим.
Потребность человека в близости может возникнуть в различныхобстоятельствах. Длительная разлука, смерть мужа (или жены), развод - все этоможет стимулировать ее. Значит, есть обстоятельства, которые влияют навозникновение внебрачных отношений.
Но возникают вопросы. Всякий состоящий в браке человек время отвремени переживает продолжительные периоды одиночества. Многие проходят черезразвод или смерть супруга, не прибегая к адюльтеру. Почему же одни людиподвержены прелюбодеянию, а другие нет?
Убеждения в добродетельности или греховности адюльтера, видимо,не столь важны, как нам часто кажется. Сами убеждения могут сильно меняться поддавлением потребности. Но даже если они остаются неизменными, человек можетчувствовать себя несчастным, испытывать угрызения совести из-за отношений, откоторых он не может отказаться.
Дженни - драматическая актриса сорока с лишним лет. Наклонившисьвперед, она обращается ко мне. Ее большие глаза смотрят умоляюще. Онарассказывает свою историю. При этом она, конечно, преувеличивает. Временами я неуверен: она умышленно лжет или действительно верит в то, о чем говорит? Движенияее тела тонко намекают, что у нас с ней могли бы возникнуть не толькопрофессиональные отношения. Но я знаю, что, если только коснусь ее руки, онавозмущенно даст мне пощечину или плача выбежит из офиса.
Она "не может переносить секс". "Я не выношу прикосновений мужа,- говорит она, придвинувшись ко мне настолько близко, что я ощущаю запах еедухов. - Я пытаюсь побороть себя, но не могу вынести этого".
У нее были многочисленные внебрачные связи (включая половыеотношения), но все они быстро "скисали". Всякая история звучала одинаково.Менялись только имена мужчин. Но каждый раз физический секс оказывался болееважным для мужчин, чем для Дженни. Вначале она получала от него удовольствие, новскоре, как и со своим мужем, становилась фригидной.
Как же объяснить поведение этой странной, противоречивой женщины?Своими глазами, ресницами, одеждой, движениями она как бы завлекает мужчин.Однако те, кто принимает ее приглашение, либо наталкиваются на отказ, либополучают в ее алькове лишь временное убежище, после чего отвергаются. "Всемужчины одинаковы, - жалуется она. - Они хотят только одного".
Но, Дженни, ведь вы сами предлагаете им это. Иначе зачем выпокачиваете бедрами, когда прогуливаетесь? Зачем вам мини-юбка? Зачем вы томноприкрываете ресницы, широко открываете глаза, зазывно смотрите на меня? Почемуваши слова противоречат движениям вашего тела?
Действительно - почему?
Беда в том, что Дженни никогда не понимала своего отца. Будучималенькой, она хотела быть любимой этим загадочным, а иногда пугающим еечеловеком. Сейчас она плохо помнит об этом, однако когда-то в детстве она суспехом обнаружила, как можно его очаровать. В три или четыре года она отличноусвоила, как можно обольстительно прикрывать ресницы, застенчиво глядеть напапу, ходить, покачивая бедрами, поддразнивать и флиртовать. Она обнаружила, чтоэти действия изменяют его настроение. Он смеялся, обхватывал ее своими большимируками и сажал на теплые колени. Другого места, похожего на папины колени, небыло. Она чувствовала себя в безопасности, когда была рядом с ним.
Но те времена были обещанием дружбы, которая никогда позже непоявилась, обещанием устойчивых отношений между отцом и дочерью, которое никогдане реализовалось. Его настроения менялись с внезапностью тропической бури. Онаникогда не была уверена в нем, никогда не понимала его.
С тех пор она не уверена ни в одном мужчине. Она говорит правду,когда рассказывает о том, что не получает удовольствия от секса. Вы можетенаслаждаться сексом, если уверены в себе или верите другому человеку и понимаетеего. Дженни не уверена ни в чем и ни в ком. Ее жизнь - мучительный поиск любви,а не секса. Но поскольку любовные отношения с человеком противоположного полавпервые усваиваются в отношениях с родителем (а Дженни не усвоила их), она незнает, как обрести их сейчас. Все, что у нее есть, -это единственный, нобесполезный "ключ", который обеспечивал ей любовь отца и безопасность, когда онасидела на его коленях.
На протяжении всей своей жизни она пользовалась этим "ключом",чтобы снова и снова открывать дверь разочарованию. Женщины либо завидуют ей,либо презирают. Мужчины находят ее очаровательной, но пустой. Среди них Дженничувствует себя одинокой и неуверенной. Она продолжает бесконечный поиск, обладаяединственным оружием для этого, - ключом сексуальной провокации (чего она дажене сознает).
История Дженни раскрывает лишь одну из причин, приводящихчеловека зрелого возраста к адюльтеру. Рассмотрим другую.
Как-то я беседовал с двенадцатилетней девочкой, которая возлебара ждала своего отца. Братья и сестры? Да, у нее их семь. Младшему один год,живет в городе за много миль отсюда. С бабушкой и дедушкой? "О нет! С подружкойотца". Эта фраза прозвучала совершенно обыденно, без тени замешательства.
Миллионы детей вырастают, считая неверность взрослых нечто самособой разумеющимся. Эта неверность может воздействовать на них двояко.Страдание, порожденное ею, может привести к тому, что свою жизнь ребенок будетстроить иначе (порой без необходимых для этого исходных материалов). Или, когдапридет время, для него окажется проще последовать примеру родителей.
Некоторые социальные работники назвали бы Дженни "истерическойличностью". Но суть ее проблемы не в том, что она отличается от "нормальных"мужчин и женщин. Некоторые люди, например, никогда не были уверены в своеймужественности или женственности. И по мере того как с возрастом ихпривлекательность убывала, они приступали к поискам новых подтверждений тому,что они желанны и привлекательны. Так, мужчины средних лет заводят романы сосвоими молодыми секретаршами. А женщины бальзаковского возраста соблазняютмолодых неженатых мужчин.
Существует ошибочное мнение, будто зрелый возраст являетсяпричиной адюльтера. Но есть все основания и для противоположной точки зрения,поскольку сомнения человека в собственной привлекательности нередко ведут кроманам. Мужчина, который всегда лжет женщинам, стремится тем самым избавитьсяот своих подсознательных сомнений. Естественно, он будет отрицать это. Но егочрезмерное хвастовство и смакование своих побед, которые он демонстрирует переддрузьями, - все это говорит само за себя: мужчина слишком тревожится за то,чтобы его не посчитали несостоятельным. Он протестует против этого слишкомсильно. Его отчаянное хвастовство - показатель его внутренней неуверенности. Иудовольствие, которое он получает от своего "спорта", усиливается необходимостьюубедиться в своей состоятельности.
С другой стороны, психологи, социологи и психиатры проявляют всебольший интерес к тому, что называется "кризисом идентичности середины жизни".Доктора Прозен и Мартин в серии статей, опубликованных в "Архивах общейпсихиатрии", описывают типичного мужчину, к которому пришел успех. Его выросшиеблагосостояние и престиж порождают у него иллюзию, что он не утратил физическуюпотенцию и привлекательность молодости. Новые перспективы власти волнуют его.Сейчас он занимает лучшее положение, чем ему когда-либо мечталось. Почему егодолжно удивлять, что молодые женщины тянутся к нему? Власть возбуждает. Если ясмог преодолеть одни жизненные препятствия, то почему не смогу преодолеть идругие? Кто я? Жизнь предоставляет мне больше возможностей, чем я когда-тонадеялся.
Но