Категории каталога
Каталог / Самосовершенствование / Психология / Общая психология / "Истинная" мотивация как необходимое условие творчества

"Истинная" мотивация как необходимое условие творчества


       Говорить о творчестве в строго научных терминах, становясь в объективную,отстраненную позицию, трудно, в этом случае теряется специфика процесса. Ясчитаю, что о творчестве можно говорить, только пережив этот процесс, или, хотябы, прикоснувшись к нему, поэтому все, о чем я буду говорить, это, скорее, моепонимание того, что такое творчество. Кроме того, сама тема имеет для меня нетолько научный интерес, но и большую личностную значимость. Безусловно, япыталась найти подтверждение своей гипотезы в уже существующих теоретическихконцепциях и нашла единомышленников в сфере гуманистической психологии А.Маслоу, К. Роджерс, онтопсихологии А. Менегетти и в среде отечественныхпсихологов В.А. Петровский, Д.А. Леонтьев, а также Е.Л. Яковлева, книга которойвышла недавно.

       Проблема творчества становится в последнее время все более актуальной. Всовременной западной психотерапии преобладает терапия творчеством, черезтворческую реализацию, и у нас тоже такой подход получает все большеераспространение (судя хотя бы по тем семинарам, которые проводятся в Барнауле:по вокалотерапии в апреле, по актерскому мастерству в мае). Это говорит о том,что творчество уже не считается уделом отдельных личностей, связанным с ихталантом или гениальностью, а признается естественной формой проживаниячеловеком своей жизни, и более того, оно способствует развитию здоровойличности. В частности, А. Маслоу утверждает, что это даже необходимый признакздоровья, а человек не творящий болен. Можно добавить к этому еще то, что жизньв творчестве это человеческий уровень жизни, эволюционное новшество, заложенноев человеке.

       Большинство исследователей связывают понятие "творчество" с понятием"индивидуальности". Например, Яковлева Е.Л. пишет: "Творческость реализациячеловеком собственной индивидуальности". В связи с этим следует немногопояснить, что мы понимаем под индивидуальностью.

       Индивидуальность имеет двойственную природу: биологическую исоциальную. Иначе, индивидуальность делится на "индивидуальность индивида" и"индивидуальность личности". Эти понятия введены и разрабатываются вотечественной психологии Асмоловым А.Г., Петровским В.А. и Леонтьевым Д.А."Индивидуальность индивида" это конституциональные особенности,нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии большихполушарий, динамика психофизиологических функций и сфера органическихпотребностей. Мы назвали это условно возможными путями развития, которыеобусловлены потребностями и задатками индивида.

       Под "индивидуальностью личности" понимается совокупность смысловых отношенийи установок человека в мире, которые порождаются в ходе его жизни в обществе приналичии необходимых антропогенетических предпосылок. Мы обозначим это, какрезультат наполнения возможностей индивида конкретным культурноисторическимсодержанием. При превращении "индивидуальности индивида" в "индивидуальностьличности" остается неизменным ядро "Я", которое в первом случае характеризуетсячерез потребности и потенциальные способности индивида, а во втором -через мотивационно-смысловую сферу личности. Это ядро эмоционально посвоей природе. Действительно, потребности представлены в сознании индивида ввиде ощущения комфорта или дискомфорта, которое оценивается им соответственнопозитивно или негативно. Аналогично деятельность субъективно переживается иоценивается в соответствие с тем, насколько она осуществляется в направленииразвития потенциальных способностей. Неспособность реализации какойтодеятельности вызывает ощущение дискомфорта.

       Подобным образом мотивы, взаимосвязанные с определенными потребностями,сохраняют эмоциональный компонент последних, и смыслы определяют значимостьсобытий для субъекта в терминах эмоций. Однако эмоции, сигнализирующие остремлениях "Я", социализируются, приводятся в соответствии с ценностямиобщества и потребностями других людей, и поэтому видоизменяются, подавляются ипр., т.е. эмоции, которые изначально испытываются ребенком в соответствии сосвоими потребностями, влечениями, возможностями, в обществе постоянномодифицируются: одни ценятся обществом, поддерживаются, одобряются, другиеосуждаются, подавляются. Существуют так называемые "правила чувств", т.е.нормативное культурное определение ситуаций и тех эмоций, которые в них следуетиспытывать. Также родители очень часто деформируют эмоции своих детей, поощряяих за одни эмоциональные реакции, осуждая за другие, навязывая те, которые самисчитают более адекватными в какойлибо ситуации.

       Так в "индивидуальности личности" появляются "истинные" и "неистинные"эмоции. В зарубежной психологии в таком случае говорят об аутентичностиэмоциональной реакции (подлинности, достоверности). Поскольку эмоциональнаяоценка является важным компонентом мотивационно-смысловых ориентаций, то можноговорить об "истинной" и "неистинной" мотивации. В данном случае "истинная" та,которая соответствует потребностям и способностям самого индивида, я"неистинная" исходит из потребностей других людей, социума и т.д. Примеромпоследней может стать деятельность, ориентированная на достижение социальногостатуса, на престижность или выбранная в соответствии с требованиями родителей ит.д. При этом "неистинная" мотивация может исходить от самого субъекта, но изценностей общества, установок ближайшего окружения, усвоенных им.

       Итак, деятельность может запускаться "истинными" и "неистинными" мотивами.Что же касается творчества, творческой деятельности, то мы считаем, что онавозможна только при условии "истинной" мотивации, и это связано с особенностямитворческого процесса.

       Суть творчества скрывается в его названии. Прислушаемся к слову "творчество","творить", очень часто вместо него мы употребляем такие выражения как"открывать", "делать открытие", оно имеет такое однокоренное слово "отворить".Мы понимаем так, что "открывать", "отворить" значит убрать преграду между двумяпространствами и позволить их содержаниям свободно перемещаться, проникать в"соседнее" пространство. Такое понимание позволяет ближе подойти к осмыслениюсути творческого процесса. Творить это значит позволить своей уникальности выйтиза пределы того пространства, в котором она заключена, осуществитьвзаимопроникновение индивидуальности и культуры. Нам кажется, здесь имеется, покрайней мере, два выхода: первый осуществляется в пределах субъективногомира, который, как уже было сказано выше, индивидуалистичен. Очень частосоциальное не наполняет уникального во внутреннем пространстве человека,а подавляет его, закрывает, поглощает. В этом случае необходимоосуществить взаимопроникновение внутри самого себя, которое возможно, есличеловек будет прислушиваться к внутренним сигналам (как назвал это А. Маслоу).Тогда, соотнося поступающую в сознание информацию со своим ядром, оценивая ее,сочетая элементы социального и индивидуального, она предстает в преображенномвиде новая и неповторимая. Второй выход это проникновение индивидуальности в мирчерез деятельность, через реализацию своих способностей. Метафорическитворчество - это рождение, возникающее в результате оплодотворения ядра "Я"семенами культуры, это механизм роста, преумножения "Я".

       А. Маслоу говорил, что у творческих людей их психологическое "Я" становитсябольше "Я" телесного. "Способы расти" представлены способностями индивида,которые задают направления роста.

       Исходя из такого понимания творчества, мы формулируем гипотезу, что только"истинная" мотивация, формирующаяся на основе потребностей и способностейиндивида, способствует творческой деятельности. Почему же "неистинная" мотивацияне обладает такими свойствами? Вообще говоря, возможны случаи творческойдеятельности, мотивированной "извне". Но это возможно только тогда, когда мотив"внешний" соответствует "внутреннему". Такое совпадение может быть случайным,если человек потерял связь с самим собой, и может до определенной степениразвить индивида, но, в конце концов, это будет ограничивать его деятельность,загоняя в рамки требуемого, и творчество как реализация своей уникальностиисчерпается.

       Таким образом, только "истинная" мотивация позволяет человеку творить, толькоприслушиваясь к самому себе, мы сможем выбрать тот единственный путь, следуякоторому мы будем превращаться из крохотного атома "одного из" в бесконечнуюВселенную, осуществлять акт творения, уподобляясь Богу, Природе. Пока мыпредставили только теоретическую гипотезу, на основе которой планируетсяпровести исследование по изучению "истинности" мотивации у людей творческих инетворческих. Такой подход показался нам более целесообразным, т.к. выдвижение иобоснование гипотезы позволило лучше понять те процессы, которые станут объектомнашего дальнейшего изучения.

Материал предоставлен: FOLLOW.RU Познай себя и окружающих
Автор: Т. Калашникова

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru