Категории каталога

Самоактуализация


       Я хочу обсудить идеи, еще далекие от своегозавершения. Я обнаружил, что для моих учеников и других людей, с которыми яподелился этими идеями, понятие самоактуализации оказалось очень похожим начернильные пятна.Роршаха. Чаще всего употребление этого понятия больше говориломне о человеке, который им пользуется, чем о самой реальности, стоящей за этимпонятием. Поэтому здесь я хотел бы рассмотреть некоторые аспекты природысамоактуализации не на абстрактном уровне, а в терминах, имеющих операциональноезначение. Что означает самоактуализация в данный конкретный момент? Что онаозначает во вторник, в четыре часа?


Истоки изучения самоактуализиции

       Моеизучение самоактуализации не было запланировано как научное исследование, иначиналось оно не как таковое. Все началось с попыток молодого интеллектуалапонять двух своих учителей, которыми он восхищался, которых он любил и обожал икоторые были совершенно прекрасными людьми. Я не мог просто довольствоватьсяпреклонением и пытался понять, почему эти два человека, Рут Бенедикт и МаксВертгеймер, так отличались от большинства людей на свете. Мои занятияпсихологией не давали мне ровным счетом ничего для того, чтобы понять их. Былотакое впечатление, что они не только отличаются от других людей, но что они –нечто большее, чем люди. Мое исследование началось как донаучная или, скорее,ненаучная деятельность. Я стал делать записи о Максе Вертгеймере и Рут Бенедикт.Когда я пытался понять их, думать о них и вести о них записи в своем дневнике ив своих заметках, в один прекрасный миг я понял, что эти два образа можнообобщить, что я имею дело с определенным типом. людей, а не с двумянесравнимыми индивидами. Это было замечательным стимулом для дальнейшей работы.Я стал искать, можно ли найти этот образ где-нибудь еще, и находил его повсюду,в одном человеке за другим.

       По обычным стандартам строго контролируемоголабораторного исследования моя работа не была исследованием вообще. Я делал своиобобщения на основе выбранного мной самим определенного типа людей.

       Люди,которых я выбрал для своего исследования, были уже пожилыми, прожившими большуючасть своей жизни и добившимися значительных успехов. Мы пока не знаем,насколько наши данные применимы в отношении молодых людей. Мы не знаем, чтоозначает самоактуализация в других культурах, хотя в Китае и Индии уже ведутсяисследования по самоактуализации. Трудно сказать, каковы будут результаты этихисследований, но несомненно, однако, – когда вы выбираете для тщательногоизучения прекрасных, здоровых, сильных, творческих, добродетельных,проницательных людей – тип, который я выделил, – у вас появляется иной взгляд начеловечество. Вы задаетесь вопросом, насколько величественным может бытьчеловек, чем может стать человеческое существо?


Подлинное и внешнее научение

       Притакой точке зрения на человечество ваше представление о психологии и психиатриипретерпевает существенные изменения. Например, 99њ/о того, что написано по такназываемой теории научения, просто неприменимо к развивающемуся человеческомусуществу. Теория научения просто неприложима к человеческому существу,движущемуся к пределам возможного совершенства.

       Почти всегда в литературе потеории научения рассматривается то, что я сам называю "внешним научением" вотличие от "подлинного научения". Внешнее научение означает приобретениевозможных навыков, подобное складыванию в карман ключей или монет. Внешнеенаучение – это просто усвоение еще одной ассоциации или нового умения. А вотнаучиться быть лучшим человеком, насколько это для вас возможно – совсем другоедело. Дальние цели обучения взрослых и любого другого обучения – это пути, илиспособы, посредством которых мы можем помочь человеку стать тем, кем онспособен стать. Это я называю подлинным научением, и дальше я буду говоритьтолько о нем. Это способ, каким обучаются самоактуализирующиеся люди. Помочьпациенту достичь такого подлинного научения – это главная цель консультирования.

       Эти вещи я знаю с полной определенностью. Но здесь имеется еще идругое, в отношении чего я совершенно уверен, – мой нюх, так сказать,подсказывает мне это. Все же по этим вопросам у меня даже еще меньше объективныхданных, чем по тем, которые я обсуждал выше. Самоактуализацию довольно трудноопределить, но намного труднее ответить на вопрос: "А что стоит засамоактуализацией?" Или если хотите: "Что стоит за аутентичностью?" Честность –это еще не все в самоактуализации. Что еще мы можем сказать осамоактуализирующихся людях?


Б-ценности

       Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-тодело, во что-то находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно являетсячем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом,проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для нихпризванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение "труд –радости". Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то– красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поискутого, что я назвал "бытийными" (сокращенно "Б") ценностями, т. е. поискупредельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены кчему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина,красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколькодругих. Эти Б-ценности описаны в приложении к моей книге "Religions, Values andPeak Experiences" (1964). Это ценности бытия.


Мета-потребности и мета-патология

       Существование этих Б-ценностей намного усложняет структурусамоактуализации. Они выступают как потребности. Я назвал ихметапотребностями. Их подавление порождает определенный тип патологий, досих пор достаточно хорошо не описанных, которым я дал названиеметапатологий. Это заболевания души, которые происходят, например, отпостоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям. Так же кактребуются консультанты для помощи людям в решении их проблем, связанных снеудовлетворением потребностей, нужны и метаконсультанты, которые помогали быпри заболеваниях души, вызванных неудовлетворением метапотребностей. В некоторомвполне определенном и эмпирическом смысле человеку необходимо жить в красоте, ане в уродстве, точно так же как ему необходима пища для голодного желудка илиотдых для усталого тела. Я осмелюсь утверждать, что на самом деле эти Б-ценностиявляются смыслом жизни для большинства людей, хотя многие даже не подозревают,что они имеют эти метапотребности. Частью нашей работы в качестве консультантовдолжно быть доведение до сознания людей того, что они имеют эти свои собственныеметапотребности, подобно тому как традиционный психоаналитик доводит до сознаниясвоих пациентов факт наличия у них их базальных инстинктивных потребностей. Вконечном счете, возможно, мы должны прийти к представлению о себе как офилософских или религиозных консультантах.

       Мы пытаемся помочь своим клиентамдвигаться по пути к их самоактуализации. Эти люди часто совершенно запутались впроблемах ценностей. Здесь много молодых людей, которые в принципе являютсязамечательными людьми, хотя часто они кажутся просто сопливыми ребятишками. Темне менее я предполагаю (несмотря на все доказательства противоположного, иногдаисходящие из их поведения), что они являются идеалистами в классическом смысле.Я предполагаю, что они ищут ценности и что они хотят заняться чем-то таким, чемубы они могли себя посвятить, поклоняться, обожать, любить. Эти молодые люди вкаждый конкретный момент делают выбор между продвижением вперед и отступлениемназад, между приближением к самоактуализации и отступлением от нее. В качествеконсультантов или метаконсультантов что мы можем сказать им такого, что помоглобы им стать самими собой?


Способы, ведущие к самоактуализиции

       Чтоделает человек при самоактуализации? Выжимает ли он что-то из себя, скрипязубами? Что означает самоактуализация в реальном поведении? Я опишу восемь путейсамоактуализации.

       Во-первых, самоактуализация означает полное,живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением ипогруженностью, т. е. переживание без подростковой застенчивости. В моментсамоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент,когда Я реализует самое себя. Одна из целей консультирования – помочьнашим клиентам достигать этого переживания как можно чаще. Мы стремимся к тому,чтобы они осмелились полностью погрузиться во что-либо, забыть свои позы, своизащиты и свою застенчивость. Наблюдая со стороны, мы видим, что это оченьприятный момент. Мы можем видеть, как в молодых людях, которые хотят казатьсяжестокими, циничными и умудренными опытом, вновь появляется что-то от детскогопростодушия; что-то невинное и свежее отражается в их лицах, когда они полностьюпосвящают себя переживанию момента. Ключом к этому является бескорыстие. Нашимолодые люди страдают от недостатка бескорыстия и от избытка застенчивости исамомнения.

       Во-вторых, необходимо представить себе жизнь как процесспостоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение илиотступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либовыбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять раз в день –значит десять раз продвинуться к самоактуализации. Самоактуализация – этонепрерывный процесс; она означает многократные отдельные выборы: лгать илиоставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает выбор изэтих возможностей возможности роста. Вот что такое движение самоактуализации.

       В-третьих, само слово "самоактуализация" подразумевает наличие Я,которое может актуализироваться. Человек – это не tabula rasa и не податливыйвоск. Он всегда уже есть нечто, по меньшей мере некоторая стержневая структура.Человеческое существо есть уже как минимум определенный темперамент,определенный биохимический баланс и т. д. Имеется собственное Я, и то, что мнойиногда называлось "прислушиванием к голосу импульса", означаетпредоставление возможности этому Я проявляться. Большинство из нас чащевсего (особенно это касается детей и молодых людей) прислушиваются не к самимсебе, а к голосу мамы, папы, к голосу государственного устройства, вышестоящихлиц, власти, традиции и т. д.

       Вот пример первого простого шага ксамоактуализации, который я иногда. предлагаю своим студентам. Когда их угощаютвином и спрашивают, как им это вино понравилось, можно поступать различнымобразом. Первое, что я советую – это не смотреть на этикетку бутылки. В этомслучае вы не будете пользовать этой возможной подсказкой для того, чтобыопределить, нравится ли вам это вино или нет. Далее, я советую закрыть глаза,если это возможно, и "затаить дыхание". Теперь вы готовы всмотреться внутрьсебя, отключиться от шума внешнего мира, попробовать вкус вина на свой язык иобратиться к "Верховному Судье" внутри себя. Тогда и только тогда вы сможетесказать: "Мне оно нравится" или "Мне оно не нравится". Полученное таким образомопределение сильно отличается от обычной фальши, которой мы всегда в такихслучаях предаемся.

       В-четвертых, когда вы сомневаетесь в чем-то,старайтесь быть честными, не защищайтесь фразой: "Я сомневаюсь". Часто, когда мысомневаемся, мы бываем неправдивы. Наши клиенты чаще всего неправдивы. Они"играют в игры" и позируют. Они с трудом принимают предложение бытьчестными. Обращаться к самому себе, требуя ответа, – это значит взять насебя ответственность. Это сам по себе огромный шаг к самоактуализации.Проблема ответственности до сих пор мало изучалась. Она не появляется в нашейпсихологической литературе, так как нельзя же изучать ответственность на белыхкрысах. Все же ответственность является наиболее осязаемой частью психотерапии.В психотерапии можно увидеть, почувствовать и узнать момент ответственности.Именно здесь появляется ясное представление о том, что это такое. И это всегдабольшой шаг. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, онсамоактуализуется.

       Пятое. До сих пор мы говорили о переживании безкритики, о предпочтении выбора роста выбору страха, о прислушивании к голосуимпульса, о честности и о принятии на себя ответственности. Это шаги ксамоактуализации, и все они обеспечивают лучший жизненный выбор. Человек,который совершает эти небольшие поступки во всякой ситуации выбора, обнаружит,что они помогают лучше выбрать то, что конституционально ему подходит. Онначинает понимать, что является его предназначением, например, то, кто долженстать его женой или мужем, в чем смысл его жизни. Человек не может сделатьхороший жизненный выбор, пока он не начинает прислушиваться к самому себе, ксобственному Я в каждый момент своей жизни, чтобы спокойно сказать: "Нет,это мне не нравится".

       Для того чтобы высказывать честное мнение, человекдолжен быть отличным, независимым от других, должен быть нонконформистом.Если мы не можем научить наших клиентов, молодых или старых, быть готовыми кнезависимой от окружающих позиции, мы можем сейчас же прекратить своюдеятельность. Быть смелым, вместо того, чтобы бояться, – это другое проявлениетого же самого.

       Шестое. Самоактуализация – это не только конечноесостояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Это,например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий.Здесь самоактуализация означает реализацию своих потенциальных способностей.Самоактуализация – это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего;это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки креализации своих способностей. Самоактуализацией может быть упражнение пальцевна клавиатуре пианино. Самоактуализация – это труд ради того, чтобы сделатьхорошо то, что человек хочет сделать. Стать второстепенным врачом – этонеподходящий путь к самоактуализации. Человек всегда хочет быть первокласснымили настолько хорошим, насколько он может быть.

       Седьмое. Высшиепереживания - это моменты самоактуализации. Это мгновения экстаза, которыенельзя купить, которые не могут быть гарантированы и которые невозможно дажеискать. Как писал К. С. Льюис, радость должна удивить. Но условия для болеевероятного появления таких переживаний создать можно. Можно, однако, и наоборот,поставить себя в такие условия, при которых их появление будет крайнемаловероятным. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе,понимание того, для чего ты непригоден, что не является твоимипотенциальностями, – это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты вдействительности являешься.

       Практически каждый испытывает высшиепереживания, но не каждый знает об этом. Некоторые люди отстраняются от этихкратковременных тонких переживаний. Помочь людям ощутить эти недолгие мгновенияэкстаза, когда они наступают, – это одна из задач консультанта илиметаконсультанта. Как может, однако, один человек, не имея никакой опоры вовнешнем мире, вглядеться в скрытую душу другого человека и общаться с ним? Мыдолжны выработать новый способ общения. Я думаю, что этот тип общения в гораздобольшей степени может послужить моделью для обучения и консультирования, дляоказания помощи взрослым в полной реализации своих возможностей, чем тот,которым мы обычно пользуемся при обучении. Если я люблю Бетховена и слышу в егоквартете что-то такое, чего вы не слышите, как мне научить вас услышать это?Звуки ведь одни и те же, но я слышу нечто прекрасное, а вы остаетесьбезразличным. Звуки вы слышите, но как мне дать вам возможность услышатькрасоту? Именно это – основная проблема обучения, а вовсе не обучение азбуке,арифметике и препарированию лягушек. Все это внешнее по отношению как к учителю,так и к ученику; у одного есть указка, он может указать на предмет, другой можетсмотреть. И все это происходит одновременно. Этот тип обучения прост, другойгораздо сложнее, и именно он является частью работы в качестве консультантов.Это метаконсультирование.

       Восьмое. Найти самого себя, раскрыть, чтоты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоейжизни – все это требует разоблачения собственной психопатологии. Дляэтого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолетьих. Это болезненно, так как защиты направлены против чего-то неприятного. Ноотказ от защиты стоит того. Если бы даже психоаналитическая литература не даланам ничего большего, достаточно уже того, что она показала нам, что вытеснение –это не лучший способ разрешения своих проблем.


Деритуализация

       Я скажунесколько слов о механизме защиты, который не упоминается в руководствах попсихологии, хотя имеет очень большое значение для молодых людей наших дней. Этотмеханизм защиты – деритуализация. Молодые люди часто не верят в ценностии добродетели. Они чувствуют себя обманутыми или сбитыми с толку в жизни. У нихнередко такие родители, которые действительно производят одурманивающеевпечатление на них, причем они не очень уважают своих родителей. Самим родителямчасто не ясны собственные ценности, порой они просто боятся своих детей, никогдане наказывают их, не удерживают от дурных поступков. В результате мы имеемпрезрение к родителям со стороны их собственных детей. Причем часто по вполнепонятным и основательным причинам. Дети таких родителей научились делать большиеобобщения. Они не желают слушать ни одного взрослого, особенно если этот человекупотребляет те же слова, которые они слышали от своих отцов, которые частоговорили о том, что надо быть честным и смелым, а в жизни поступали прямопротивоположным образом.

       Они привыкли рассматривать человека только в егоконкретности и не видят в нем то, чем бы он мог быть, не видят его в свете егосимволических ценностей. Наши дети, например, лишили таинственности секс,"деритуаризировали его". Секс – это ничто; это естественное влечение, и онисделали его настолько естественным, что оно часто теряет свои поэтическиекачества, т. е. фактически теряет все. Самоактуализация означает отказ от этогомеханизма защиты, означает обучение и принятие реритуализации.


Реритуализация

       Реритуализация означает желание вновь увидеть человека "под знакомвечности", как говорил Спиноза, желание иметь возможность увидеть снятое,вечное, символическое. Это значит видеть Женщину, даже когда мы имеем дело собыкновенной женщиной. Другой пример. Человек идет и медицинское училище и таманатомирует мозг. Обязательно что-то теряется, если студент при этом неиспытывает определенного благоговения и, отвлекаясь от "цель-нога восприятия",рассматривает мозг лишь как конкретную вещь. Человек, которому доступнареритуализация, видит мозг так же, как священную вещь, видит его символическуюценность, его возвышенные качества.

       "Реритуализация" часто означаетутверждение многих банальных вещей – очень плоских, "как сказали бы нашидетишки". Тем не менее особенно для консультанта пожилых людей, у которыхфилософские вопросы относительно смысла жизни начинают выступать на первоеместо, утверждение этих банальных вещей является наиболее существенным способомпомощи движению к самоактуализации. Молодые люди могут говорить, что это плоско,логические позитивисты – что это бессмысленно, но для человека, который ищетнашу помощь, эти вещи имеют большой смысл и огромную важность: И мы должны датьим наилучший ответ, иначе мы занимаемся не тем, чем должны заниматься.

       Объединяя все сказанное, мы видим, что самоактуализация не есть по сути одинвеликий миг. Нельзя представлять себе дело так, как будто в четыре часа вчетверг зазвучат фанфары и вы войдете в пантеон на вечные времена.Самоактуализация – это вещь постепенная, это накопление самих по себе незаметныхприобретений. Слишком часто наши клиенты склонны ждать своего рода вдохновения,чтобы они могли сказать: "В этот четверг в 3 часа 23 минуты ясамоактуализировался!" Люди, которые соответствуют моим критериямсамоактуализации, продвигаются скромными шагами – они прислушиваются к своемусобственному голосу, они берут на себя ответственность, они честны, они многоработают.


Терапевтические отношения

       Вот то,что люди делают, когда они движутся по пути самоактуализации. Кем же тогдаявляется консультант? Как может он помочь людям, обратившимся к нему, двигатьсяв направлении роста?


В поисках модели

       Яупотреблял слова "терапия", "психотерапия" и "пациент". Я ненавижу все эти словаи ненавижу ту медицинскую модель, которую они подразумевают, потому что этамодель предполагает, что человек, обращающийся к консультанту, – человекбольной, ищущий лечения. На самом деле мы, конечно, надеемся, что консультантбудет помогать самоактуализации людей, вместо того чтобы стремиться вылечитьболезнь.

       Модель помощи также должна уступить свое место какой-то другоймодели, она просто не подходит. Она заставляет нас представлять консультанта ввиде профессионала, который все знает и со своих привилегированных высотпротягивает руку помощи бедным невеждам внизу, которые в ней так нуждаются.Консультант также не является учителем в обычном смысле, потому что учителя –это те, кто достигли совершенства во "внешнем" обучении, которое я описал выше.Процесс же становления как можно более совершенного человека требует именно"подлинного" научения.

       Я думаю, что независимо от слова понятие, к которомумы в конечном счете должны прийти, будет близким к тому, что имел в виду ещемного, много лет назад Альфред Адлер, говоря о "старшем брате". Старший брат –это любящий человек, который берет на себя ответственность за младших. Он,конечно, знает больше, он жил дольше, но он не есть нечто качественно отличное,относящееся к другому миру. Мудрый и любящий старший брат пытаетсясовершенствовать младшего, пытается делать его лучше, чем он есть, но в рамкахсобственного стиля младшего. Смотрите, насколько это отличается от модели "учитького-то, кто ничего не знает"!

       Консультирование не связано с тренировкой илитрадиционным обучением, когда людям говорят, что и как они должны делать. Оно неимеет отношения к пропаганде. Оно в духе учения даосизма предполагает вначалераскрыть нечто в человеке, а затем уже помочь ему. Даосизм – этоневмешательство, это принцип "пусть все идет своим чередом". Даосизм, однако, неявляется философией попустительства или безразличия, это не отказ от помощи илизаботы.

       Хороший клинический терапевт помогает своему клиенту раскрыться,прорваться сквозь защиты, препятствующие познанию им самого себя, помогает емувновь обрести и узнать самого себя. В идеальном случае теоретическиепредставления терапевта, прочитанные им руководства, пройденное им обучение, еговзгляды на мир никогда не должны давать о себе знать пациенту. Уважая внутреннююприроду, существо этого "младшего брата", терапевт обнаружит, что лучшим путем кхорошей жизни для его пациента может быть только один: еще более быть самимсобой. Люди, которых мы называем "больными", – это люди, которые не являютсятем, кем они есть, – это люди, которые построили себе всевозможные невротическиезащиты против того, чтобы быть человеком. Так же как для розового кустабезразлично, кем является садовник – итальянцем, французом или шведом, длямладшего брата безразлично, каким образом его помощник научился быть помощником.Научиться высвобождать подавленное, познавать собственное Я, прислушиваться к"голосу импульса", раскрывать свою величественную природу, достигать понимания,проникновения, постигать истину – вот, что требуется.

Материал предоставлен: FOLLOW.RU Познай себя и окружающих
Автор: А. Маслоу

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru