Международные санкции против какого-либо государства могут нести двоякую роль: с одной стороны они ограничивают возможности производить и приобретать оружие или материалы, которые необходимы для изготовления оружия. Иногда введение санкций оказывается достаточно. чтобы побудить агрессивные государства прекратить военные действий или геноцид по отношению к собственному народу.
Но с другой стороны, жертвами санкций становится прежде всего население страны, а не правящая верхушка, несущая ответственность за происходящее. Тяжелые последствия международных санкций не смягчают международные гуманитарные программы. Показательный пример - санкции против Ирака. Полковник Уильям Донаер\William F. Donaher, военный советник Министерства обороны США считает, что они существенно ограничили возможности режима Саддама Хуссейна производить оружие массового поражения и вести боевые действия. Но при этом, Саддам Хуссейн остался у власти, а уровень жизни иракцев резко снизился. Таким образом, по мнению Донаера, экономические санкции не работают так, как они должны работать.
В 1988 году, до вторжения Ирака в Кувейт и начала войны в Персидском заливе (1990), ВВП на душу населения в Ираке составлял чуть более $3.5 тыс. В 1998 году - только $1 тыс. Электроэнергии вырабатывается в2.5 раза меньше, что фатально сказывается на промышленности страны. В результате, иракцы стали хуже питаться: в 1988 году среднестатистический ежедневный рацион составлял 3 120 килокалорий, в 1998 - чуть более 2 000 килокалорий. В 1988 году 90% иракцев могли использовать чистую воду, после войны - ею обеспечен только каждый второй горожанин и каждый третий сельский житель. Резко возросла смертность с 50 на 100 тыс. человек в 1988 году до 117 (!) в 1998. Еще более драматично увеличилась детская смертность. Деградировал уровень образования и грамотности населения.
Исправлению ситуации не помогла даже программа ООН "Нефть в обмен на продовольствие" (стартовала в 1995 году), согласно которой Ирак может поставлять нефть и иные товары на международные рынки и закупать товары первой необходимости, медикаменты и продовольствие. Несмотря на высокие мировые цены на нефть, положение населения Ирака практически не улучшилось. Бывший глава программы "Нефть в обмен на продовольствие" Ханс вон Спонбек\hans von Sponbeck заявил: "Санкции приводят к смерти 6 тыс. иракских детей каждый месяц. Санкции нарушают человеческие права каждого иракца и настраивают целое поколение против Запада".
По мнению полковника Донаера, политика санкций привела к двум результатам. Во-первых она дала пропагандистской машине Саддама Хуссейна великолепную возможность обвинять Запад во всех бедах страны и рекламировать диктатора, как защитника иракского народа. Во-вторых, международные санкции так и не заставили Саддама Хуссена полностью прекратить программы создания оружия массового уничтожения. Экономические санкции лишь упрочили иракский режим. Правительство Ирака, контролируемое семьей Хуссейна, жестко управляло и управляет процессом распределения продовольствия и медикаментов. Значительная часть этой помощи перепродается, а полученные деньги оседают на личных счетах Саддама Хуссйена и его приближенных. Фактически, голод и недостаток товаров и медикаментов, стал еще одним орудием подавления протестов в иракском обществе. Несогласные с этой практикой уничтожаются или арестовываются. Таким образом, международные санкции лишь упрочили власть Хуссейна.
ООН считает экономические санкции одним из действенных инструментов борьбы с агрессивными режимами. Однако результат применения санкций иногда показывают, что они оказываются более дорогостоящими, более жестокими и значительно менее эффективными, чем военная операция, резюмирует Уильям Донаер.