Томас Пикеринг, старший вице-президент по международным связям корпорации "Боинг", считается одним из лучших американских специалистов в сфере международных отношений. У него есть неофициальное звание "Мистер Дипломат", газета Washington Post назвала его человеком, который сделал "одну из наиболее ослепительных дипломатических карьер в истории США". В 1993-1996 годах работал послом США в России.
Вопрос: Какое влияние на современную экономику оказывают международные конфликты?
Пикеринг: Я думаю, что современная мировая экономика находиться под влиянием трех событий. Первое из них - экономическое. В частности, речь идёт о крахе " мыльных пузырей" - компаний, действовавших в сфере "интернет-коммерции", исчезновение переоцененных фирм. Эти процессы начались в апреле-мае, еще до событий 11 сентября.
Второе - теракты 11 сентября - комбинация политического и экономического шока. Это событие серьезно повлияло, например, на авиационную отрасль, что отразилось, в свою очередь, на некоторых других отраслях экономики. Эти негативные тенденции были вызваны комбинацией многих факторов - политических, психологических, идеологических, сомнений в безопасности и т.д.
Третья причина - неуверенность. Беспокойство общества, ставшее результатом многих факторов, в частности, ситуации на Ближнем Востоке и в Афганистане... Это беспокойство создало фон неуверенности, который, в свою очередь, повысил экономический риск и, таким образом, негативно повлиял на экономику.
В перспективе, как я надеюсь, США и союзники будут достаточно успешны в Афганистане. Как мы видим, применяемая там стратегия очень успешна - она уже привела к изгнанию "Талибана", смене власти в стране, к разрушению значительной части сети "Аль Каеды" и, как я надеюсь, в конечном счете приведет к аресту Бен Ладена. Это, я уверен, позволит людям всего мира с большим доверием и спокойствием смотреть в будущее и придаст мировой экономике силы для нового роста. Я смотрю в будущее с большим оптимизмом. Мир нуждается в безопасности и стабильности.
Вопрос: Что Вы думаете о нынешнем состоянии российско-американских деловых связей?
Пикеринг: Я могу сказать, что события, происходящие в сфере бизнеса, напрямую связаны с тем, как складываются отношения между двумя правительствами. Я думаю, что сегодня сложилась прекрасная ситуация для развития этих отношений, открытия новых возможностей. Это вызвано действиями президента Путина после 11 сентября. Его шаги крайне важны и показывают символические изменения, которые произошли в американо-российских отношениях. События 11 сентября лишний раз продемонстрировали, что наши страны должны сотрудничать как можно теснее .
Ожидалось, что выход США из Договора о противоракетной обороне вызовет значительную негативную реакцию. Но этого не произошло - президент Путин принял верное и мудрое решение, которое крайне важно для России. В то же время, он начал поиск более реальных целей для сотрудничества, в том числе, в области сокращения стратегических вооружений - ядерных зарядов и средств их доставки. Начата серьезная работа по становлению России частью Европы. С моей точки зрения, есть все предпосылки для успешного развития подобных отношений. Президент Буш очень высоко оценил действия России. Мне кажется, что все это создает очень хороший фон для прогресса в торговле, коммерции, инвестиционной деятельности и всех проявлений деловой активности.
К сожалению, сохраняются некоторые трудности для инвестиционной деятельности в России. Крупномасштабные иностранные инвестиции нуждаются в защите и государственной поддержке против россиян, которые используют свое влияние в органах местной власти для захвата предприятий, в которые делались западные инвестиции. Необходимо предпринимать решительные шаги, чтобы уберечь российскую экономику от кризисов, подобных тому, который произошел в 1998 году. Однако те изменения, которые происходят в стране, делают западные инвестиции более возможными.
Лично я считаю, что экономический рост России напрямую зависит от привлечения иностранных банков. Приход в Россию иностранных банков улучшит ее положение, кроме того он предрасполагает иностранных инвесторов к более активным капиталовложениям и может дать начало огромным инвестициям из-за рубежа и развитию коммерческой активности во всех сферах деятельности.
Мы может также указать на некоторые препятствия для таких инвестиций - например, на огромные пошлины на поставки в Россию коммерческих самолетов. Эти налоги составляют 40% Изначально созданные для защиты российской авиационной промышленности, они дают прямо противоположный эффект, потом что российская авиационная промышленность сегодня производит несколько самолетов в год. К сожалению, эти самолеты не в полной мере соответствуют европейским и американским нормам.
С другой стороны, эти пошлины не мешают нашему сотрудничеству с Россией в разработке новых самолетов. Мы открыли дизайн-бюро в Москве, в котором работают 300 российских инженеров. Мы помогаем поддерживать и, как я надеюсь, в конце концов мы поможем оживить российскую авиастроительную отрасль путем сотрудничества и партнерства. Мы смогли продемонстрировать нашим акционерам и членам совета директоров, что мы также можем продавать самолеты в России. Это укрепляет нашу уверенность в необходимости расширения сотрудничества с российской авиационной промышленностью.
Сотрудничество развивается и, как я думаю, что оно крайне необходимо, но налоговые проблемы тормозят его. Если российские самолеты не смогут летать в Европу или США из-за их несоответствия технологическим требованиям, то, например, "Аэрофлот" - крупная авиакомпания - не сможет вести международный бизнес. Это будет трагедия для самой авиакомпании, для многих тысяч людей, и для страны в целом! Мы стремимся продавать "Аэрофлоту" и другим крупнейшим авиакомпаниям России современные самолеты и надеемся таким образом обновить российскую авиационную индустрию. Однако, повторю, мы сталкиваемся с большими проблемами в области налогообложения.
Вопрос: Что Вы думаете о сотрудничестве с другими постсоветскими государствами?
Пикеринг: Мы также активно действуем на этих рынках. Мы недавно продали наши самолеты в Туркменистан, ведем переговоры в Казахстане. Но Россия остается для нас наиболее важным - самым крупным и обладающим наибольшим потенциалом - рынком в регионе.
За более чем десять лет мы инвестировали $1.3 млрд. в сотрудничество с Россией. Это выгодно для "Боинга", но выгодно и для России. И сейчас мы должны переходить на новую ступень сотрудничества и начинаем работать напрямую с авиакомпаниями. "Боинг" произвел для постсоветских государств более 50-ти самолетов. Мне кажется, что сейчас наступило время для модернизации и обновления самолетного парка авиакомпаний всех постсоветских государств. К сожалению, российская авиапромышленность не способна в ближайшие годы самостоятельно справиться с этой задачей. Моя точка зрения заключается в том, что Россия должна работать с лучшими поставщиками. Наша компания делает лучшие в мире самолеты и, я надеюсь, мы неоднократно демонстрировали это.
Сейчас хорошее время для того чтобы привлечь в Россию иностранные инвестиции
Вопрос: Каков потенциал России на международном рынке?
Пикеринг: Очень многие государства заинтересованы с торговле с Россией. Они нуждаются в российской нефти и газе, особенно это относится к европейским странам. У нас отличные отношения с российской титановой промышленностью. Российский алюминий невероятно важен на мировом рынке. Растет значение российских информационных технологий - они также представляют огромный интерес для нас. У России есть молодые динамичные лидеры в этой отрасли, к примеру, Анатолий Карачинский из компании IBS - один из них, начавший рискованный бизнес, сумевший реализовать свой превосходный математический потенциал и ныне производящий очень хорошее программное обеспечение. Мы видим множество прекрасных возможностей для сотрудничества с Россией в будущем, тем более, как я надеюсь, Россия скоро вступит во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).
Некоторые, как мне кажется, архаичные люди в России, считают что вступление в ВТО несет некие угрозы для России. Мне кажется, это ошибочный взгляд на вещи. Россия должна стать частью нового мира - меняющейся, модернизирующейся, динамичной, международной торговой системы, которую олицетворяет ВТО. Я надеюсь, что вступление в ВТО позволит усилить реформы в российской экономике, позволит создать новые рабочие места в России и подтолкнет инвесторов к приходу в Россию для помощи в построении новой экономики.
Российская экономика выглядит сегодня очень неплохо на фоне замедляющейся мировой экономики и это хорошее время для того, чтобы привлечь в страну иностранные инвестиции. Я горячий сторонник развития сотрудничества и партнерства между Россией и Европой, Россией и США, Россией и Китаем. Я думаю, что это сотрудничество должно быть более открытым, более состязательным, более взаимовыгодным.
Вопрос: Что Вы думаете о будущем российской авиакосмической отрасли?
Пикеринг: У России есть огромные и ошеломляющие достижения в этой области. Я думаю, что использовав высочайший потенциал своей системы образования и свой богатый опыт, она сможет играть огромную роль в аэрокосмической отрасли. Легко предсказать, что в мировом масштабе авиакосмическая отрасль будет развиваться в сторону более тесной кооперации и сотрудничества. С моей точки зрения "Боинг" и российская авиакосмическая индустрия обладают долговременным потенциал для сотрудничества. Мы работаем с дизайн-бюро "Сухой" и "Илюшин" в области научных разработок, мы думаем об оригинальном самолете для российского рынка, разработанного и созданного в России. 300 русских инженеров в Москве разрабатывают важные устройства для самолетов "Боинг".
Сотрудничество "Боинга" и российской авиакосмической отрасли крайне важно не только для нас, но и для России - оно позволит возродиться российским предприятиям, которые не могут более производить устаревшие модели самолетов. Мне кажется, что возрождение российской авиакосмической отрасли может идти только через развитие партнерства с западными компаниями.
Вопрос: Однако сами иностранные компании часто конфликтуют. Примерно год назад был большой конфликт между американскими и европейскими авиапроизводителями...
Пикеринг: Обычный рабочий спор, о котором Вы говорите, вызвал огромное количество слухов и шума. Мы всегда были озабочены тем, что иностранные авиакосмические компании получают различные субсидии, которое мешают честному соревнованию в этой сфере. Мы заключили соответствующие соглашения и не считаем наших европейских партнеров свободными от выполнения этих соглашений. Нет иного метода, кроме честной конкуренции, который позволил добиваться наилучших результатов и улучшений. Однако я бы не назвал расхождения в подходах "торговой войной".
У США и Европы есть разные видения проблем экспорта бананов, генетические измененных продуктов - они нуждаются в решении. Сохраняются различия в области таможенной политики. Решение этих проблем позволит улучшить отношения в сфере торговли.
Вопрос: Каков профессиональный уровень современных российских бизнесменов и менеджеров?
Пикеринг: Изменения особенно заметны в области софтверного бизнеса. Он был жестко управляем в СССР и в один прекрасный день он перестал управляться государством. В результате, в этой сфере начали действовать наиболее деятельные люди. И наиболее творческие из них достигли выдающихся результатов.
Некоторые российский менеджеры, в частности - мой друг Карачинский, работают очень успешно. Но есть и иные примеры: некоторые руководители России почему-то считали, что чем больше на предприятии работает людей, тем лучше оно работает. Я думаю, что президент Путин понимает минусы этого подхода. Я думаю он производит изменения медленно и осторожно, делая акцент на поиске путей, повышающих значение хороших менеджеров и ища пути, которые ведут к ломке законов, которые создали плохие менеджеры.
Проблемы переходного периода могут сохраняться длительное время, но лично я считаю, что американцы могли бы помочь России в развитии современного образования и современного западного менеджмента. Много молодых людей, приехавших в Соединенные Штаты 7-8 лет назад и прошедшие различные курсы обучения, вернулись в Россию и стали лидерами российского бизнеса. Мне кажется, что они оказали поистине революционное влияние на сферы экономики, в которых начали действовать.
Вопрос: Насколько сложно вести переговоры с российскими дипломатами, по сравнению с дипломатами других государств?
Пикеринг: Все зависит от того с кем и как работаешь. В ряде случаев стиль работы российских и американских официальных лиц напоминают друг друга как две капли воды - они глубоко и полностью понимают друг друга, быстро находят пути для совместного решения проблем и т.д. Мой опыт работы в России показывает. что работа с российскими официальными лицами очень часто производит к позитивному результату.
Во время моей первой поездки в Россию в 1993 году я встретил очень много государственных деятелей, которые достались новой власти в наследство от советского режима. Эти люди были очень нервны и недоверчивы, они не верили в то, что я говорил, не хотели брать на себя ответственность. Это был дипломатический стиль эпохи "холодной войны". Некоторые из этих людей ушли из власти с течением времени, но некоторые помогали президенту Ельцину и Путину принимать решения.
Я думаю, что новая ситуация, в которой оказался мир после 11 сентября и новые отношения между Россией и США помогут в смене взглядов у этих людей. Они смогут увидеть новые возможности, многие преимущества, которые несут взаимное доверие и возможность оставить все идеологические штампы за бортом наших отношений.
Вопрос: Есть ли у Вас мечта в отношении России?
Пикеринг: Цели, которые продолжают преследовать США в отношениях с Россией лежат в трех областях. Они очень просты. Первая из них: Россия должна продолжить движение в области построения своей модели демократического государства.
Второе. Россия должна продолжить - как это не было бы трудно - движение в сторону создания открытой экономики, которая сможет обеспечить реальный экономический рост в стране. Это, в свою очередь, должно привести к появлению больших возможностей для всех жителей страны, а не для ограниченного круга людей.
Третье - будущее России в ее дружественных и тесных отношениях с окружающим миром. Я не уверен, что Россия сможет построить сильную демократию и эффективную экономику, если не будет сотрудничать с другими странами. И, как мне кажется, российское руководство прекрасно понимает это и привержено идее сотрудничества, впрочем, как и мировое сообщество. Россия вступила в 21 век и должна жить по законам 21 века!
Досье Washington ProFile
Томас Пикеринг\Thomas Reeve Pickering родился в 1931 году. Он закончил юридический факультет Университета Тафтс (1954) и Университет Мельбурна (1956). В 1956-1959 года - служил в ВМФ США. В 1959 году поступил на дипломатическую службу. В 1989-1992 годах работал постоянным представителем США в ООН. Был послом в Танзании, Иордании, Нигерии, Сальвадоре, Израиле, Индии и России. В 1997 году был назначен заместителем Госсекретаря США по политическим связям. Согласно американской политической традиции, после поражения Демократической партии на президентских выборах, ушел в отставку (2001). С января 2001 года работает старшим вице-президентом по международным связям корпорации "Боинг"\Boeing. Свободно говорит на французском, испанском, суахили, арабском и иврите.