Категории каталога
Каталог / Бизнес / Свободная торговля: коктейль из мифов и реальности

Свободная торговля: коктейль из мифов и реальности

По мнению Эдварда Хаджинса\Edward L. Hudgins директора Центра Исследований Торговой Политики\Center for Trade Policy Studies, представления людей о свободной торговле, зачастую неверны, поскольку основаны на заблуждениях.

В частности, популярно мнение, что импортные товары угрожают существованию местных производителей и уничтожают рабочие места. По мнению Хаджинса, это типичное заблуждение. По мнению этого эксперта, свободная торговля основана на ряде основополагающих принципов.

Свободная торговля по определению не существует, поскольку она подразумевает абсолютно свободный обмен товарами между людьми.

Многочисленные правила поведения, которые накладывают государства (например, вводя налоги, системы денежного обращения и т.д.), ограничивают права своих граждан. Однако на этом парадоксе, основано традиционное желание всех бюрократов ограничить права людей: в частности, крайне популярна следующая система доказательств - "раз соседнее государство повысило таможенные пошлины, мы должны сделать тоже самое". Хаджинс иронизирует: "Это детская логика - если мой сосед по парте покрасил волосы в зеленый цвет, я должен сделать тоже самое".

Не государства, а люди торгуют друг с другом.

"Очень часто говорят о торговле США с Японией. Однако они при этом забывают о том, что на самом деле означает понятие "США" или "Япония". Это  прежде всего люди, которые вступают в экономические отношения с другими людьми - торговыми партнерами или потребителями", - говорит Хаджинс. Чиновники никогда не способны эффективно заниматься торговлей - это демонстрировали ранее и демонстрируют поныне все авторитарные и тоталитарные режимы. Чем большей свободой пользуется население государств, тем успешней оно вступает в торговые отношения с гражданами других стран. Поскольку политическая свобода, в том числе, включает в себя право свободно обмениваться товарами.

Торговый дефицит или торговый профицит не значат практически ничего.

Любимая тема многих экономических обозревателей - рассуждения о превышении объемов экспорта, над объемами импорта (или наоборот) той или иной страны. Однако редко когда обычные люди могут заметить дефицит в международной торговле, посещая магазины. Потребители получают товары, магазины получают деньги - для них не существует самого понятия "торговый дефицит".

По мнению Хаджинса, в экономике торговый дефицит не хорош и не плох. Он просто означает, что люди отправляют за границу меньше товаров, чем ввозят из-за рубежа (или наоборот). Дефицит торгового баланса может быть результатом того, что покупательная способность населения в одной стране растет быстрее, чем в других  - подавляющее большинство индустриально развитых стран сталкиваются с торговым дефицитом. Это признак сильной экономики или признак того, что государство не хочет девальвировать свою национальную валюту. Торговый дефицит не способен нанести серьезный ущерб экономикам или резко понизить уровень жизни населения.

Американский доллар - резервная валюта для многих стран мира. Иностранцы используют доллары для торговли и инвестиций не только с США, но и с третьими странами. Многие правительства, используют доллары, как резервы их национальных банков. Торговый дефицит США с Японией означает лишь одно: американец получает больше видеомагнитофонов, а японец - больше долларов.

Совершенно справедливо утверждение, что экспорт позволяет создавать рабочие места внутри страны. Однако импорт не уничтожает рабочие места - он также их создает.

Известна экономическая закономерность: $1 млрд. экспорта создает 20 тыс. рабочих мест. Но импорт также создает рабочие места: более того, он создает лучшие торговые места и повышает стандарты жизни населения.

Главная цель бизнеса - не производство как таковое, а получение прибыли и повышение уровня жизни. Люди зарабатывают деньги для того, чтобы потратить их на лучшие товары и развлечения, чтобы вырастить детей, помочь родителям или купить лекарства. Импорт, благодаря которому снижаются цены, позволяет большему числу людей приобретать лучшие товары и услуги.

Миф о том, что импорт уничтожает рабочие места основан на представлении, что число рабочих мест раз и навсегда ограничено. Однако это не так. Простой пример: поставки российской или бразильской стали на американский рынок создают ситуацию, когда больше русских или бразильских сталеваров получают работу, а больше американских сталеваров эту работу теряют. Однако стоимость изделий, изготовленных с использованием импортной стали, снижается - иными словами, трактор изготовленный в США становится более дешевым и его начинают покупать в России и Бразилии, что вызывает необходимость в новых рабочих на тракторном заводе. Более того, американские фермеры используя новые тракторы, повышают производительность своего труда и производят больше кукурузы, что вызывает потребность в  рабочих руках на пищевых производствах. Таким образом, импорт уничтожает одни рабочие места, зато создает другие.

Наоборот, протекционистские меры убивают рабочие места. В середине 80-х годов США боролись против иностранных производителей текстиля. Это позволило сохранить рабочие места в текстильной промышленности (со средней зарплатой $15-20 тыс. в год), но зато резко уменьшило число рабочих мест в сфере торговли (со средней зарплатой в $50 тыс.). Государство, пытавшееся поддержать своих налогоплательщиков, в итоге проиграло. Тем более, сторонники протекционизма, как правило, забывают о том, что потерявший работу человек может сменить профессию.

Переговоры об уничтожении торговых барьеров в торговле с другими странами означают, что чиновники пытаются предоставить своим гражданам больше лучших товаров по более приемлемым ценам. Введение ограничительных мер, означает прямо противоположное - граждан лишают возможности приобретать лучшее.

Маразматичны заявления типа: "Япония выиграла переговоры с США, потому что сохранила торговые барьеры, а США проиграли, потому что эти барьеры обязались убрать". На самом деле, правительство США предоставили своим гражданам больший выбор и больше свободы, а правительство Японии этот выбор и эту свободу ограничило.

Высокие импортные тарифы и другие ограничения бьют не по иностранным фирмам, а по местным потребителям.

Тариф - это особая форм налога. Любые дополнительные налоги  негативно влияют на бизнес - бизнес не создает новые рабочие места и не может платить наемным работникам больше. Иностранные производители вынуждены повышать цены - поскольку они обязаны оплачивать повышенные тарифы. В свою очередь, местные производители также подымают цены.

В 80-е годы американские автомобилестроительные компании приложили все силы, чтобы не допустить японские автомобили на американский рынок. Для этого использовались повышенные тарифы. В результате, стоимость японского автомобиля в США увеличилась в среднем на $500 - 2 тыс. Американские автопроизводители также подняли цены на свои машины. В результате, неэффективность американских автопроизводителей оплачивал американский потребитель.

Эдвард Хаджинс резюмирует: "Гонконг - прекрасный пример того, как работает свободная торговля. После окончания Второй Мировой войны эта английская колония уничтожила все барьеры в торговле. В результате, этот клочок земли, лишенный каких-либо натуральных ресурсов и полезных ископаемых, может похвастаться высочайшим уровнем развития экономики и стандартов жизни. Соседний Китай, у которого в избытке полезных ископаемых, но мало свободы в торговле, остается бедной страной".

Факты На Тему

По данным Всемирной Торговой Организации\World Trade Organization, в 2000 году США были крупнейшим в мире импортером и экспортером. Они ввезли товаров более чем на $1 257 млрд. (18.9% от мирового импорта), экспортировали - $781 млрд. (12.3% мирового экспорта). На втором месте Германия (соответственно, 8.7% и 7.5%), на третьем Япония (7.5% и 5.7%).

Главными импортерами американских товаров являются Канада, страны европейского Сообщества, Мексика, Япония и Южная Корея. Страны бывшего СССР не входят в число 30-ти крупнейших импортеров товаров с надписью Made in USA.

Страны бывшего СССР потребляют примерно 0.7% продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности, экспортируемой США и, примерно 0.2% промышленных товаров.

Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru