Совет Безопасности ООН единогласно проголосовал за введение в действие новой системы экспортного контроля для Ирака. Ирак получил возможность активнее заниматься торговлей.
По прогнозам аналитиков, традиционные торговые партнеры Ирака - страны бывшего СССР - получили прекрасную возможность захватить иракский рынок. Однако этому может угрожать лишь одно: нежелание Ирака выполнять и эти предписания ООН. Прецеденты этому уже есть.
Резолюция Совета Безопасности ООН 706 от 15 августа 1991 года была призвана создать прозрачный механизм, чтобы позволить Ираку экспортировать нефть для оплаты импорта гуманитарных товаров. Ирак отказался выполнять эту резолюцию, тем самым лишив себя возможности продавать нефть на мировом рынке.
14 апреля 1995 года резолюцией Совета безопасности ООН 986 была введена в действие программа ООН "Нефть в обмен на продовольствие" в качестве временной меры по обеспечению возможности продажи иракской нефти для получения средств, необходимых для удовлетворения насущных потребностей иракского народа. Потребовалось восемнадцать месяцев, чтобы Ирак договорился с Советом Безопасности о реализации этой программы. Экспорт нефти начался лишь в декабре 1996 года, а первые поставки продовольствия, закупаемого в рамках этой программы, были осуществлены только в марте 1997 года - спустя почти два года после принятия резолюции 986.
С марта 1997 года система "Нефть в обмен на продовольствие" функционировала следующим образом: Поступления от экспорта иракской нефти зачислялись на открытый счет ООН. Комитет ООН по санкциям против Ирака в составе всех пятнадцати членов Совета Безопасности рассматривал почти все предполагаемые закупки Ирака, за исключением продуктов питания и некоторых материалов для медицины, здравоохранения и сельского хозяйства. Единственной целью этого было воспрепятствовать получению Ираком товаров, которые могли бы использоваться в военных целях для перевооружения. При рассмотрении предполагаемых закупок члены комитета ссылались на утвержденные международные контрольные списки товаров, имеющих отношение к ядерному, химическому и биологическому оружию, программам создания баллистических ракет и обычным вооружениям.
Со временем Ираку разрешали экспортировать все больше нефти, расширялся и список разрешенных к ввозу в Ирак товаров. С 1999 года до настоящего времени экспорт нефти из Ирака осуществлялся в неограниченных объемах. Из всех $52 млрд., зачисленных до настоящего времени на открытый ООН счет, почти $33 млрд. предназначались для оплаты по контрактам на поставку гуманитарных товаров и предметов снабжения для нефтяных месторождений. Контракты на общую сумму порядка 5 млрд. долларов (менее 10%) были "приостановлены" комитетом по той причине, что они предусматривают закупку товаров, которые могли бы иметь то или иное военное применение в Ираке.
Новая система санкций работает следующим образом. Сохраняется открытый ООН счет, на который зачисляются средства от продажи иракской нефти. Также сохраняются все ограничения на закупку Ираком товаров военного назначения. Однако отменен контроль ООН за экспортом в Ирак товаров сугубо гражданского применения. Доставка гражданских товаров в Ирак упрощается. Все контракты на экспорт товаров в Ирак в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие" заранее считаются одобренными, если они не содержат товаров из "контрольного списка".
Определены два органа инспектирования ООН, которым поручено осуществлять мониторинг за использованием Ираком товаров из "контрольного списка": Комитет ООН по мониторингу, проверке и инспектированию и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Они будут изучать все контракты на поставку товаров в Ирак для проверки их на наличие товаров из "контрольного списка". Все гражданские товары, не включенные в "контрольный список", могут без промедления ввозиться в Ирак.
Резолюция Совета Безопасности ООН 687 от 3 апреля 1991 года остается в силе. Эта резолюция не только требует от Ирака прекращения своих программ создания ядерного, химического и биологического оружия, но и ограничения дальности действия иракских баллистических ракет до 150 км. Она также запрещает продажу или поставку Ираку всех вооружений и относящихся к ним материалов.