Протекционистские меры в экономике, принимаемые для защиты отечественных производителей, как правило, не дают желаемого эффекта - они не способны спасти местные производства, а лишь создают ситуацию, когда неэффективные предприятия получают возможность и далее работать неэффективно. Все государства получают преимущества, если они идут на открытие своих рынков. Однако, многие страны, декларируя верность принципам открытости торговли, стремятся ограничить проникновение иностранных товаров.
По мнению Гранта Алдонаса\Grant Aldonas, заместителя министра Министерства торговли США\Department of Commerce отказ от протекционистских мер выгоден для всех стран, поскольку рост экспорта выполняет роль катализатора экономического роста.
За пять лет развивающиеся страны мира увеличили свой экспорт на 41%, в то время как страны с высоким уровнем доходов на 29%.Согласно данным Всемирного банка\World Bank, развивающиеся страны, снижавшие торговые барьеры в течение последних 20 лет, добились высоких темпов экономического роста. В развивающихся странах, которые снизили торговые барьеры в 1980-х годах, величина валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения росла в среднем на 3,5% в год; в развивающихся странах, снизивших торговые барьеры лишь в 1990-х годах, ВВП увеличился в среднем только на 5%.
Размер таможенного тарифа, налагаемого на товары, импортируемые в США, составляет, в среднем, 4.3%. Тарифы, установленные многими развивающимися странами, в среднем, превышают 15%. Средняя величина тарифов, установленных развитыми странами на импорт промышленных товаров, включая текстиль и одежду, сегодня составляет 8%, в то время как аналогичные тарифы в развивающихся странах составляют 21%. Применяемые развивающимися странами тарифы на импорт автомобилей более чем вдвое выше, чем средние тарифы на импорт автомобилей в странах с развитой экономикой.
Принято считать, что развивающиеся страны, в основном, поставляют на мировой рынок сырье. На самом деле ассортимент производимых развивающимися странами товаров значительно более разнообразен. Растет число развивающихся стран, входящих в число крупных производителей и экспортеров промышленных товаров. Однако высокие тарифы, существующие в торговле между развивающимися странами, мешают им производить конечные продукты на продажу, потому что им приходится нести дополнительные расходы в связи с необходимостью импорта запчастей и компонентов для промышленного производства.
"Барьеры, некогда созданные для защиты внутренних рынков и нарождающихся экспортных отраслей, сегодня препятствуют экономическому росту во всех странах", - считает Грант Алдонас. Однако Стюарт Андерсон\Stuart Anderson, сотрудник аналитического института CATO, считает, что "США, всемерно поощряя свой экспорт, являются одной из наиболее протекционистских стран мира. Если США просто уничтожат все ограничительные тарифы, это сэкономит американским потребителям, как минимум, $16 млрд. в год". По другим оценкам, защита американских производителей обходится США, не менее, чем в $70 млрд. ежегодно.
В прошлом десятилетии экспорт из США обеспечивал более четверти экономического роста страны. В период с 1970 по 2000 годы американский экспорт увеличивался более чем на 10% в год, и в 2000 году достиг $1.1 трлн. – то есть, удваивался каждые семь лет. 12 млн. рабочих мест в США напрямую зависят от экспорта, причем это рабочие места, которые оплачиваются на 13 - 18% выше, чем в среднем по стране. Треть американского сельскохозяйственного производства идет на экспорт.
Однако, в США действуют ограничительные меры в отношении ввоза в страну текстильных изделий, арахиса, сахара, молока и т. д. Если американские производители сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны иностранных коллег, обычно ставится вопрос о борьбе с демпингом (продажей иностранных товаров в США по цене ниже, чем их себестоимость). В 80-е годы американские производители компьютерных чипов таким путем выдавили с рынка японцев. В середине 90-х годов аналогичная история произошла с макаронами: американские производители спагетти начали проигрывать соревнование итальянским коллегам. Введение антидемпинговых процедур позволило отстоять интересы макаронщиков США.
В марте 2002 года Администрация США ввела высокие пошлины на импортируемую сталь (этот шаг также был предпринят для защиты американских производителей от демпинга). В ответ страны Европейского Союза и Япония начали разрабатывать аналогичные меры для защиты своих рынков и для компенсаций потерь сталелитейных компаний.
Факт На Тему
Четыре десятилетия назад в среднем по миру, тарифы на импорт составляли 40% - ныне они снизились до 4%. В 1960 году объем мировой торговли не превышал $100 млрд. - ныне он выше $3 трлн.