На данный момент в США приходится по 4-6 кредитных карт на семью. Если учесть, что порог кредита может составлять от $2 до $10 тысяч, то сам факт обзаведения шестью картами означает мгновенное увеличение семейного бюджета на $8-60 тысяч долларов. Многие не выдерживают соблазна, широко тратят эти деньги и, в конце концов, разоряются.
Механизм взаимоотношений между компаниями, обслуживающими кредитные карты, и клиентами менялся от десятилетия к десятилетию. Сейчас уже можно подписаться на кредитную карту, компания которой не взимает с клиентов ни ежегодного сбора, ни сбора с каждой транзакции. Это привело к еще большей легкости обладания пластиковыми деньгами.
Кредитные карты агрессивно рекламируются. Готовые к употреблению, они рассылаются по почте со специальным штампом "заранее одобрено". Это означает, что лицу, имя которого стоит на карте, не нужно проходить проверку на платежеспособность. Для активации такой карты, как правило, достаточно одного телефонного звонка. Американские группы по защите прав потребителей ведут борьбу с такой практикой, поскольку фирмы рассылают карты не только людям, которые могут контролировать свои расходы, но и самым заядлым должникам.
Особенно горячее порицание общественности вызывает реклама кредитных карт в студенческих городках. В американской прессе время от времени появляются истории молодых людей, наделавших долгов и не сумевших справиться с ними иначе, чем самоубийством. Подарок в виде красивой футболки, компакт-диска и т.п. только за подписку на владение кредитной картой, - в числе практикующихся методов расширения сети молодых клиентов.
Но несмотря на многочисленные опасности, сопряженные с владением кредитными картами, они не подают никакого намека на свое скорое исчезновение. Признанное удобство их использования пока что побивает все аргументы против их использования, а цикличный и в срок режим оплаты своих долгов многих приучает и к финансовой дисциплине. Сегодняшняя американская реальность - это процветание кредитных карт с отчетливой тенденцией все большего и большего вытеснения "живых" денег.
В 2001 году, по данным исследования, проведенного AVA\Dove Consulting, оплата лишь 33% всех покупок, совершенных в США, производилась с помощью наличных (39% в 1999 году). С помощью кредитных карт было совершено 21% всех операций купли-продажи (22% в 1999 году), с помощью чеков - 18% (столько же три года назад). 15% покупок было сделано с помощью дебетовых карточек (11% в 1999 году).