Категории каталога
Каталог / Бизнес / Поразительно, сколько раз МВФ предполагал, что российское правительство будет принимать верные решения по различным вопросам.

Поразительно, сколько раз МВФ предполагал, что российское правительство будет принимать верные решения по различным вопросам.

Мартин Гилман\Martin Gilman занимает должность Assistant Director в Policy Development and Review Department Международного Валютного Фонда (МВФ)\International Monetary Fund . МВФВ 1996 – 2002 годах он был главой представительства МВФ в России.

Вопрос: Каковы были главные проблемы в решении которых МВФ помогал России?

Гилман: Главная проблема, с которой столкнулась Россия после коллапса советской системы - развитие кадрового и административного потенциала. Без этого невозможно принимать и проводить в жизнь решения в экономической сфере. Это звучит достаточно тривиально, однако МВФ и международное сообщество тогда просто не понимали, насколько сложно решать такого рода проблемы. Поэтому мы вынуждены были осуществлять нашу помощь и техническую поддержку самыми разными путями.

Вспомните, что экономика СССР была максимально централизована. Кроме всего прочего, это было автократическое  или тоталитарное государство, где центральная власть была поставлена во главу угла. Все иностранные наблюдатели верили, что доминирование центральной власти в России сохранилось после краха советской системы, поскольку именно центральная власть была наиболее развитой частью всей советской системы, существовавшей очень долгое время. Да, в постсоветской России 1992-1993 годов сохранились все атрибуты советской центральной власти,  однако это была лишь иллюзия власти.

В 1992 году мы обсуждали, как создать нормальное правительство. Это правительство должно было не только принимать решения, но и создавать новые инструменты для их выполнения. Если мы кинем взгляд в прошлое, то обнаружим, что тогда существовал реальный вакуум власти. Фактически, от центральной власти остался лишь скелет, который конечно выглядел, как настоящее правительство, однако не обладал реальной силой для принятия решений, для разрешения конфликтов и достижения компромиссов. То есть формальная правительственная структура не имела возможностей принимать решения. Потребовалось значительное время, чтобы провести необходимые реформы.

Олег Вьюгин как-то сказал мне, что главный урок, который он получил, работая с МВФ, таков: если Россия хочет превратиться в современное государство, которое может успешно решать экономические проблемы, то одним из условий этого должна быть координация действий различных сил в правительстве. Вьюгин сказал, что эта аксиома не была очевидна для российских бюрократов, поскольку тогда никто толком не понимал, как работает правительство.

Одним из основных вкладов МВФ были не деньги и не наблюдение за бюджетной политикой России, а отслеживание того, как работает российское правительство. Надо сказать, что наблюдение за работой правительства не входило в наши задачи. Однако, когда мы понимали, в чем смысл проблемы, то могли фокусировать усилия на ее разрешении.

Лучше было вообще ничего не делать, чем громко что-то обещать и потом не выполнять обещаний.

Вопрос: И как правительство решало эти проблемы?

Гилман: Поразительно, сколько раз МВФ предполагал, что российское правительство будет принимать верные решения по различным вопросам - банковским, налоговым... Каждый раз мы продолжали рассчитывать на это и каждый раз убеждались, что правительство ничего не делает или принимает неудачные решения.

Полное открытие рынка ГКО для нерезидентов в 1996 году изначально планировалось для того, чтобы связать правительство с финансовым рынком и предоставить доступ к менее дорогим финансовым ресурсам. Предполагалось, что бюджет будет находиться под контролем, и что бюджетный дефицит уменьшится с 4% в 1996 году до 3% в 1998. Однако этого не произошло, потому что государственные расходы продолжали расти. После президентских выборов осенью 1996 года налоговые поступления в федеральный бюджет упали до рекордного минимума. Этих средств не хватало даже для покрытия ежемесячных расходов силовых министерств. Люди вернулись со своих дач и обнаружили, что ситуация стала хуже, чем до выборов. Тогда было заявлено, что правительство будет взыскивать налоги с десяти крупнейших неплательщиков, однако в этом направлении не было сделано ничего. Наверное, лучше было вообще ничего не делать, чем громко что-то обещать и потом не выполнять обещаний.

Однако проблема была и в том, что российская бюрократия не работала. Когда Владимир Путин был избран президентом в марте 2000 года, мы изучили его окружение и поняли, что он хотел послать четкий сигнал, какого типа ориентации будет придерживаться его администрация. Путин понимал, что если он предложит на утверждение Думы новые законы, это будет иметь слишком серьезный эффект. Поэтому он сконцентрировался на том, чтобы законодатели рассмотрели ранее внесенные законопроекты и отдал приказ правительству сделать все возможное, чтобы ускорить этот процесс. Тем не менее, эти законы были приняты лишь через год. Глава администрации президента Александр Волошин провел аналогию между приказами президента и их воплощением в жизнь. Он сказал: "Приказы уходили, как вода в песок".

Я хочу подчеркнуть, что власти России оказались перед лицом серьезнейшей проблемы. Они старались найти нужных людей, чтобы привлечь их в правительство, они пытались создать новые структуры власти. И российские власти действовали не только в условиях вакуума, образовавшегося после распада СССР, но и в условиях разрухи, экономического хаоса, сопротивления со стороны законодателей. Стоит бросить взгляд на то, чего удалось достичь к концу 1990-х годов. Инфляция под контролем, курс рубля стабилизировался, правительство начало накапливать деньги, а законодательная власть начала работать над решением реальных проблем.

Вопрос: Насколько влиятелен МВФ был в России в 1990-е годы?

Гилман: На самом деле мы крайне мало влияли на то, что происходило в России. Бывший глава МВФ Мишель Камдессю сказал мне: "В том, что случилось в 1990-е годы в России на 99% была вина или заслуга России, и лишь на 1% - вина или заслуга МВФ". Он добавил, что даже оценить влияние МВФ в 1% было бы слишком самоуверенно, поскольку большую роль играл Всемирный Банк, который лучше приспособлен для  решения крупных структурных и административных проблем. Во всех странах власти брали на себя риск принятия решений - мы можем говорить о сегодняшней Аргентине или Индонезии, несколько лет назад. Наибольшим влиянием МВФ, вероятно, пользовался во время кризиса 1998 года. Тогда высшие должностные лица России не знали что делать: в частности, они не могли принять решение о девальвации рубля  - частично по политическим причинам, частично по причинам монетарного контроля.

Если у вас нет нужных людей на нужном месте - мне бы не хотелось называть ничьих имен - если у Вас нет людей, способных принимать верные решения в напряженных условиях, то участники финансовых рынков не будут доверять вам. Не только международные финансовые круги, но и российские банкиры не верили, что правительство способно проводить внушающую доверие политику для достижения финансовой стабильности. Один инвестор из Лондона сказал мне: "Когда Вы даете в долг правительству, Вы должны быть уверены в том, что оно сможет получать прибыль, чтобы расплатиться с Вами. Если однажды доверие было утрачено, то никто больше не захочет связываться с бумагами, выпускаемыми этим правительством".

Вопрос: Каков профессиональный уровень нынешнего российского правительства?

Гилман: Я не могу оценивать нынешнюю ситуацию, однако могу сказать, что правительству было очень трудно подобрать сотрудников. Особенно это касается чиновников среднего и высшего звена. Я думаю это продолжает оставаться серьезной проблемой.

Во всем мире во время экономических кризисов правительству очень трудно привлечь хороших специалистов на государственную службу. В России это еще более сложно, потому что частный сектор привлекает молодых людей, обладающих управленческими и предпринимательскими способностями - людей, в которых так нуждается правительство. Но эти специалисты идут в бизнес или ищут работу за рубежом.

Понятно, что людей трудно привлечь на государственную службу из-за низкой зарплаты. Кроме того, в силе остаются некоторые древние нормативные акты, регулирующие правила приема на госслужбу и механизмы действий чиновников. Чтобы привлечь новые таланты на государственную службу, как мне кажется, необходимо провести серьезную реформу.

С моей личной точки зрения, России может потребоваться достаточно много времени, чтобы достичь своих целей. В том числе это связано и с процессом смены поколений. Однако, как я ранее сказал, я впечатлен, как правительство Путина пытается решить эти проблемы. Во время моей последней беседы с премьер-министром Михаилом Касьяновым, он сказал мне, что решение персональных вопросов, в частности, конфликтов между министрами,  занимает большую часть его времени. В современном государстве премьер-министр не должен тратить на решение этих проблем столь большое время.

Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru