"Война" американских и японских автомобилей идет уже несколько десятилетий. В 1970-е годы большинство экспертов в области экономики предсказывали, что США навеки утратили свое мировое лидерство и уступили его Японии. Однако слухи о гибели американского автопрома оказались сильно преувеличенными.
В 1958 году лишь 8% автомобилей, купленных американцами, были иностранными. Половина продаж пришлась на легендарную модель Volkswagen Beetle. Однако уже в 1960 году американские компании перестали быть законодателями мод мирового автомобилестроения - производство автомобилей начало резко снижаться, и по объемам производства американцев обошли европейские конкуренты. В 1964 году прекратили производство легендарные американские фирмы - Studebaker и Packard.
В 1970-е годы казалось, что дни американского автопрома сочтены. Причем их "могильщиками" стали не европейские компании, а новички на этом рынке - японцы, буквально завалившие американский рынок недорогими и экономичными автомобилями. Экономичность автомобиля для американцев тогда стала во главу угла. Дело в том, что в 1973 году разразился мировой энергетический кризис. Тогда арабские страны - экспортеры нефти - ввели эмбарго на поставку нефти в США и Западную Европу в знак протеста, против поддержки ими Израиля.
Любопытно, что японские автомобилестроительные компании начинали конкурентную борьбу с американцами почти с "чистого листа". Взлет японского автопрома начался лишь в 1950-е годы, когда в стране была принята экономическая концепция создания массового "народного автомобиля", и автомобильные компании получили серьезные льготы от правительства Японии. По данным Ассоциации Американских Производителей Автомобилей\American Automobile Manufacturers Association, в 1950 году США производили почти 76% автомобилей мира, а японцы - менее 1%. Однако это не помешало японским компаниям уже в 1970-е годы провести успешную интервенцию на внутренний рынок США.
В 1978 году японские машины составили половину всего автомобильного импорта в США. Американские компании оказались в крайне тяжелом положении, что привело к рецессии во всей экономике. Тогда всерьез обсуждалась возможность "закрытия" внутреннего рынка США для иностранных конкурентов. Однако эти меры не были приняты. Правительство США лишь предоставило льготные кредиты в размере $1.5 млрд. компании Сhrysler, оказавшейся на грани банкротства.
В 1980 году Япония стала крупнейшим мировым производителем автомобилей - она произвела 11 млн. машин из 38.6 млн., выпущенных всеми странами. В США японские компании захватили почти треть американского рынка автомобилей - производители США произвели 6.6 млн. машин, а японские компании ввезли почти 2 млн. 1986 год компания Ford - многолетний лидер мирового автомобилестроения - закончила с рекордными убытками. Это стало "последней каплей", заставившей американские компании изменить свою позицию, провести модернизацию производства и обновить систему сбыта и обслуживания своих машин. В 1987 году закрылась еще одна американская "легенда" - компания American Motors, выпускавшая автомобили Jeep, которую не спасли даже крупные военные заказы. Лопнувшего гиганта поглотила корпорация Сhrysler.
Американские компании смогли переломить ситуацию в свою пользу лишь к началу 1990-х годов и вернули стране мировое лидерство в автомобилестроении. Причиной этого, в частности, стал рост инвестиций в автомобильное производство, составивший $89 млрд. за период с 1976 по 1984 год. Кроме того, свою роль сыграли и льготные условия инвестирования в экономику США. В результате в 1990 году 11% автомобилей, продаваемых в США иностранными компаниями, собирались на американских заводах. В частности, свое производство в США начали Toyota и Nissan. Тем не менее в 2000 году под контролем японцев осталось 9.8% рынка США (21.2% в 1980 году). По данным Automotive News Data Center and Marketing Systems в 2000 году (более свежие данные пока недоступны) в мире было произведено 57.8 млн. автомобилей. Тогда крупнейшими странами-производителями были (в порядке убывания числа произведенных машин): США, Япония, Германия, Франция, Южная Корея, Испания, Канада, Китай, Мексика, Великобритания, Италия, Бразилия, Россия, Бельгия и Индия. Для сравнения, в 1975 году в первую пятерку мировых автомобилестроителей входили :США, Япония, Германия, Франция, Великобритания.
В 1990-е годы по пути японцев пошли их корейские коллеги, которые начали предлагать в США недорогие автомобили, обеспечивая их десятилетней гарантией "от бампера до бампера". Однако корейский "блицкриг" пока не удался - многие их конкуренты также увеличили сроки гарантий на свои модели автомобилей.
Факт На Тему
Клуб Любителей Старинных Автомобилей США\Antique Automobile Club of America провел опрос среди своих членов с просьбой назвать самых влиятельных личностей всех времен, оказавших наибольшее влияние на развитие мирового автомобилестроения. В первую тройку попали американец Генри Форд\Henry Ford, немец Фердинанд Порше\Ferdinand Porsche и японец Соичиро Хонда\Soichiro Honda.