Англо-итальянская фирма подрядилась поставить президенту США новый Marine One.
Если в небе над Вашингтоном появляется трио вертолетов, грациозно заходящих на посадку над Потомаком, это означает только одно: в Белый дом возвращается президент. Бело-зеленый вертолет ВМФ США, известный как Marine One, перевозит Джорджа Буша из Вашингтона в его загородную резиденцию Кемп-Дэвид и на военно-воздушную базу Andrews", где американского лидера ждет самолет Air Force One.
Со времен президента Дуайта Эйзенхауэра\Dwight Eisenhower лидеры США летают только на вертолетах американского производства. Нынешнее воздушное такси Буша также произведено на заводе всемирно известной компании Sikorsky. Но теперь у нее появился опасный конкурент, который может взять в свои руки предоставление супер-услуг в области перевозок главам государств и монархам - совместная англо-итальянская компания AgustaWestland, специализирующаяся на производстве вертолетов. Появление в президентской эскадрилье вертолета, сконструированного за рубежом вплоть до последнего времени было просто немыслимо. Ситуация начала меняться после войны в Ираке, во время которой Великобритания была главным и самым надежным союзником Америки.
По данным газеты The Wall Street Journal, лоббистом AgustaWestland выступил не кто иной, как британский премьер Тони Блэр. Он еще в январе написал письмо президенту Бушу, в котором, помимо всего прочего речь шла о просьбе серьезно отнестись к предложению английско- итальянской компании.
Соревнование будет проходить между новой версией вертолета S-92, произведенного компанией United Technologies, родственной Sikorsky, и машиной US101 AgustaWestland. Общий объем контракта достаточно скромен по масштабам оружейных мега-сделок - всего 11 вертолетов - но при этом чрезвычайно престижен. (Помимо Буша в клиентах Sikorski числится и королева Великобритании). Престиж в такого рода делах моментально трансформируется в миллиардные прибыли, которые могут резко изменить в ту или иную сторону динамику продаж на довольно анемичном мировом рынке гражданской авиации.
Первый президентский вертолет - VH-3 появился еще в начале 1960-ых годов. Модифицированная его версия дополнена важными элементами безопасности, позволяющими отразить атаку, в том числе и переносных зенитно-ракетных комплексов. Этот вертолет, в котором помещаются 14 человек, считается очень удобным. Тем не менее в руководстве американского корпуса морской пехоты, которому формально принадлежит вертолет, вот уже несколько лет подряд идут разговоры о необходимости постепенной замены всей серии этих машин, которые поступили в эксплуатацию в середине 1970-ых годов. Вначале предполагалось, что замена всего парка будет завершена к 2010 году, но затем было решено сократить этот срок и управиться еще до окончания 2007 года.
Позиции Sikorsky очень сильны. Его вертолеты S-92 отвечают всем повышенным требованиям по дизайну и безопасности. Конструкция кресел и кабины, позволяющая с наименьшим ущербом перенести возможное крушение были отмечены в 2002 году специальным призом Национальной ассоциации по аэронавтике. Парк вертолетов US101 составляет 100 машин, которые с успехом эксплуатируются в разных странах мира. Кроме того владельцы англо-итальянской компании делают все, чтобы придать своему вертолету марку Made in USA. Дело в том, что производиться он будет на американской земле, на заводе компании US Textron Inc, Bell Helicopter, а о своей заинтересованности в поставках новых двигателей этому вертолету заявили такие компании, как Boeing и Lockheed Martin. Что же касается импортного дизайна этого вертолета, то руководство компании замечает, что многих детали нынешнего Marine One были изготовлены за пределами США - в Китае, Тайване, Испании, Бразилии и Японии.
Факты На Тему
Самолет президента США, именуемый Air Force One (всего этих лайнеров два) является сильно модифицированной моделью "Боинга - 747-200B и официально именуется VC-25A. Этот самолет отличается от Боинга и количеством пассажиров, и внутренним видом кабины и, конечно, особой системой связи, установленной на его борту. Он может дозаправляться в воздухе не совершая посадки, и у него принципиально иной выход из кабины. На борту Air Force One находится кабинет президента, его спальня, столовое помещение. Производителем самолета является компания Boeing.
Первый президентский лайнер получил в 1944 году президент Франклин Рузвельт\Franklin Roosevelt. Это был самолет С-54, известный под названием "Священная корова"\Sacred Cow. Ему на смену пришел DC-6 под названием "Независимость"\ Independence, которым в период 1947-1953 годов пользовался Harry Truman\Гарри Трумэн. Самолет С-137С, первый из семейства Air Force One поступил в эксплуатацию в 1962 году. Именно на его борту 22 ноября 1963 году прибыл в Даллас президент Джон Кеннеди\John Kennedy. После убийства Кеннеди самолет вернулся в Вашингтон пустой.
Первый самолет VC-25A появился 6 сентября 1990 году. Первый рейс на его борту совершил президент Джордж Буш-старший\George Bush. Второй "борт" VC-25A впервые перевез президентов Клинтона\Clinton, Картера\Carter и Буша-старшего в Израиль на похороны израильского премьер-министра Ицхака Рабина.