Симеон Дьянков\Simeon Djankov, эксперт отдела мониторинга и анализа Всемирного Банка\World Bank. Один из авторов недавно опубликованного исследования "Вести Бизнес"\Doing Business, в котором проанализированы государственные системы 130 государств мира, с точки зрения их влияния на развитие бизнес-климата.
Вопрос: Как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в России?
Дьянков: Некоторые из стран с транзитными экономиками, в том числе Россия, провели успешные реформы системы регулирования экономики. За последние несколько лет в России произошло значительное улучшение делового климата. Например, число процедур, необходимых для того, чтобы зарегистрировать компанию, уменьшилось с 19 до 12. Время, необходимое для совершения этих процедур уменьшилось вдвое - до трех недель. По этому показателю Россия выигрывает даже у нескольких восточноевропейских стран, которые собираются вступать в Европейский Союз - например, у Польши, Венгрии и Чехии.
Россия успешна и в других сферах - в частности, в области реформирования рынка труда. Здесь ситуация значительно улучшилось, особенно заметно повышение гибкости в процедурах заключения трудовых контрактов и увольнения. По этим критериям Россия находится на уровне стран Центральной и Восточной Европы. Наш доклад основан на анализе ситуации в крупных городах, таких как Москва и Петербург, и в этих российских мегаполисах рынок труда развит лучше, чем, например, в Варшаве или Будапеште. Реформа процедуры банкротства также идет в верном направлении: кредиторы российских компаний лучше защищены, а суды действуют более эффективно.
Одна область, в которой мы не видим достаточных улучшений - это распространение деловой информации, под чем мы, в частности, подразумеваем необходимость образования института кредитной истории. В России идут дискуссии об идеях по созданию подобных институтов, однако ничего конкретного не сделано. Хорошо функционирующие суды - еще одна сфера, которая крайне важна для развития свободного рынка. России досталась от СССР система разделения гражданских и арбитражных судов, которые работают достаточно хорошо. Серьезные реформы в этой области начались лишь в последние два года. Суды должны работать быстрее и должны быть менее подвержены коррупции.
Вопрос: Как складывается ситуация в других постсоветских государствах?
Дьянков: Можно назвать и другие страны, которые быстро прогрессируют в сфере создания благоприятной для бизнеса атмосферы. Это, например, Латвия. В тоже время есть много государств, которые очень недалеко продвинулись в этом направлении. Большинство из них - южные республики бывшего СССР, особенно тяжела ситуация в Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане. В Грузии было отмечено некоторое улучшение в середине 1990-х годов, но ныне происходит регресс.
Вопрос: Почему перемены в России начались столь недавно?
Дьянков: Действительно, важные реформы были начаты совсем недавно. По-моему, усилия России в этом направлении не встречают достаточного признания на Западе - не академических изданиях, ни в массовых СМИ. Мне кажется, что реформы в России стали возможными после смены правительства в 2001 году. Эта перемена разрешила политические проблемы, что позволило властям сконцентрироваться на вопросах экономики.
Некоторые из реализуемых ныне идей - например, реформа законодательства о банкротстве - обсуждались достаточно давно, но ничего не было сделано из-за кризиса 1998 года. Экономический рост заставил российское бизнес-сообщество требовать проведения подобных реформ. Так что, катализатором реформ выступает не только власть, но и бизнес.
Вопрос: Положение малые и крупных фирм в России несколько отличается...
Дьянков: В нашем исследовании мы сконцентрировались на изучении только компаний среднего размера, у которых от 50 до 200 сотрудников. Действительно, мелкие фирмы, как правило сталкиваются с большими препятствиями в процессе ведения бизнеса. Даже не потому, что в их отношении действуют иные правила и законы, а потому, что у них меньше ресурсов, чтобы исполнять эти правила. Но в России идут позитивные процессы: для малого бизнеса создаются менее строгие правила регулирования. Такие шаги предпринимаются, например, в сфере занятости, налогообложения. Подобные системы работает довольно хорошо в таких странах, как Италия, Швеция и США.
Вопрос: Анализировали ли Вы влияние коррупции на бизнес-климат?
Дьянков: Когда система исполнения контрактов неэффективна, то бизнесы используют менее формальные пути, которые иногда можно назвать криминальными. Но это происходит из-за неспособности государства создать систему эффективно действующей полиции и судов. В России положение в этой сфере улучшилось, бизнесмены менее пессимистично оценивают ситуацию с коррупцией.
В конце 1990-х годов в западной прессе, как академической, так и массовой, было много рассуждений о о коррупции в России и о том, что вся страна зависит от воли нескольких олигархов. Но если сравнить Россию с другими странами, обладающими примерно одинаковыми размерами экономик - например, Бразилией, Аргентиной или Южной Кореей - то заметно, что в России не происходит ничего особо ужасного. Наше исследование показывает, что положение улучшается.
В России возникает все более нормальная экономика. Налоги уже не столь высокие, как раньше, так что выгоднее их заплатить, чем боятся полиции и налоговых органов. Законы о труде не такие жесткие, так что имеет смысл заключать трудовые контракты. В общем, я довольно оптимистично оцениваю перспективы России.
Вопрос: Многие в России считают, что Всемирный Банк, МВФ и страны Запада, заставили Россию вести неразумную экономическую политику . Вы с этим согласны?
Дьянков: Приватизация в России была одной из самых противоречиво оцениваемых реформ. Мы не можем точно сказать, насколько неудачно или удачно она была проведена. Еще неясно была ли избрана наилучшая стратегия. Многие критики российской приватизации утверждали, что стоило подождать с началом этого процесса и предварительно создать институты свободного рынка. Но, по моему, реализация подобного сценария была бы невозможной по политическим причинам. Если выжидать с началом реформ, то ситуация может сложится также, как в Белоруссии или Узбекистане. Там был длительный период подготовки, однако он не помог провести приватизацию более эффективно.
Если положение в российской экономике будет улучшаться, то я думаю, что многие критики российских реформ изменят свою точку зрения. Это уже стало заметно: в дискуссиях о России, специалисты стали более оптимистичными, а международные рейтинговые агентства повысили инвестиционные рейтинги России.
Вопрос: Насколько российская экономика зависит от экспорта нефти? Может ли Россия вновь пережить кризис, если упадут мировые цены на нефть?
Дьянков: Не буду спорить, что высокие цены на нефть помогли России. Но они помогли и другим странам. Настоящий вопрос: созданы ли сейчас в России фундаментальные предпосылки для экономического роста? По-моему, есть несколько сфер, где реформы прошли успешно. Мне кажется, что если цены на нефть упадут, а они скорее всего упадут, то проведенные администраций Путина реформы, позволят обеспечить экономический рост в других секторах экономики.