Американские эксперты считают, что главную угрозу России несут международный терроризм, чеченский конфликт, непредсказуемость внутренней политики и неэффективное развитие экономики.
Брэд Сетсер\Brad Setser, эксперт в области международной экономики в Программе по Глобальному Экономическому Управлению в Оксфордском Университете, автор книги "Отзываясь на Финансовые Кризисы в Отсталых Экономиках"\Bailouts or Bailins: Responding to Financial Crises in Emerging Economies.
В экономическом смысле, самой большой опасностью для России является резкое снижение цен на нефть. Российская экономика и система финансов сконструированы таким образом, что когда цены на нефть падают, то все секторы экономики оказываются в большом напряжении. Сегодня, когда нефть стоит $50, России легко финансировать многие программы и наращивать золотовалютные резервы. Нефтяные цены держатся на высоком уровне из-за большого глобального спроса. В то же время, некоторые из ключевых поставщиков, например, ближневосточные страны и Венесуэла, по тем или иным причинам не производят столько нефти как раньше. Однако если рост глобальной экономики замедлится, цены на нефть быстро упадут. А когда цены на нефть упадут, и Россия захочет получить доступ к мировым рынкам, российская экономика вновь окажется в трудном положении.
Для России серьезной проблемой также является вопрос инвестиций. Однако надо делать различия между государственными и частными инвестициями. Ныне предприниматели, которые покупают внешние долги России, уверены в способности России погасить этот долг. После реструктуризации 2000 года, цены на российские долговые обязательства стали расти, и с этим стала расти вера в государственный сектор экономики страны. Для этого существуют весомые причины - государство располагает значительными резервами, даже существует бюджетный профицит, курс рубля стабилизировался. Большая часть этих положительных изменений произошла благодаря деньгам, полученным за счет доходов от продажи нефти.
Однако сегодня для России серьезной проблемой является привлечение частных иностранных инвестиций в свой частный сектор. Доверие иностранных инвесторов в этом секторе зависит от состояния правовой и институциональной структуры российской экономики. Во-первых, инвесторы будут наблюдать за тем, насколько сильны организации и институты, ответственные за защиту прав мелких акционеров. Во-вторых, должна существовать уверенность в том, что российское правительство признает и соглашается с существующим распределением частной собственности. В свете недавних политических событий в России, и особенно дела ЮКОСа, международные инвесторы стали выказывать значительные сомнения, что правительство России согласно предоставлять им беспрепятственный допуск к собственности, особенно в сфере природных ресурсов.
Пока неопределенность не закончится, частные инвесторы и организации будут продолжать давать взаймы российскому государству, однако инвестиций в экономику России будет поступать мало. Это может превратиться в серьезную опасность для российской экономики уже в ближайшем будущем. Россия не может до бесконечности опираться на доходы от продажи нефти и должна развивать другие секторы экономики, чтобы когда цены на нефть уменьшатся, ей было на что опереться.
Юлия Вудрафф\Yulia Woodruff, специалист в области нефтяной индустрии России и стран бывшего СССР в исследовательской организации Energy Security Analysis (ESAI)
В ближайшие пять лет объемы добычи нефти в России будут увеличиваться, однако темпы экономического роста серьезно замедлятся. Причины очевидны: во-первых, это снижение уровня капиталовложений в разведку и разработку новых месторождений, которые вызваны плохим инвестиционным климатом и возросшими политическими рисками.
Я не думаю, что проблемы безопасности и укрепления власти Владимира Путина являются главными причинами, по которым компании воздерживаются от подобных инвестиций. Однако, я не буду удивлена, если следующая террористическая атака будет направлена против российской инфраструктуры, обеспечивающей экспорт нефти. Я не уверена, что консолидация власти Путиным является адекватным ответом, который способен решить проблемы безопасности и обеспечить спокойствие в стране. .
Политическая неопределенность и непредсказуемость политики Путина являются более важными причинами. Проблемы безопасности являются лишь второстепенным фактором - нефтяные компании обращают на них намного меньше внимания. Чтобы исправить ситуацию правительство России должно продемонстрировать, что уважает права собственности и защищает права частных лиц и институтов во владении активами. Кроме того, оно может уменьшить налогообложение инвестиций, чтобы поощрить частные компании делать более долговременные капиталовложения.
Дон Дженсен\Don Jensen, бывший сотрудник Госдепартамента США, ныне директор по коммуникациям Радио Свобода\Свободная Европа\Radio Free Europe/Radio Liberty
Я думаю, что главная угроза стабильности России - терроризм и чеченский конфликт. Однако чеченский конфликт и международный терроризм это не одно и тоже. Мне кажется, что после трагедии в Беслане Владимир Путин предпринял совершенно не те шаги, в которых нуждается России. Он пытается добиться большей централизации власти и действует жестко. Но Россия не нуждается в большей централизации власти и в дальнейшем укреплении "вертикали власти".
Захват заложников в Беслане и ряд других кризисов как раз и объясняются наличием сверхцентрализованной власти, отсутствием реальной "диктатуры закона" и тем, что многие институты, которые должны защищать Россию от подобных угроз, поражены коррупцией, управляются неэффективной бюрократией и некомпетентными чиновниками. Это системная проблема. Не думаю, что большая централизация власти позволит решить ее.
Россия постоянно пытается использовать вопросы Чечни и безопасности своих южных границ как аргумент, доказывающий сходство этой проблемы с войной США против международного терроризма и операцией в Ираке. Проблема Чечни и Северного Кавказа - это нечто большее, чем просто внутреннее дело России. Безусловно, международная кампания против терроризма ведется и в Чечне, поскольку в ней действуют элементы "Аль Каеды". Но, в основном, конфликт в Чечне вызван не внешними, а внутренними причинами. То есть нестабильность вызвана хронической неспособностью российской государственной системы конструктивно разрешать подобные проблемы.
Я не думаю, что действия Путина показывают, что он просто хочет приобрести больше власти в стране. Он пытается найти пути выхода из кризиса, но проблемой являются его инстинкты, заставляющие его стремиться к централизации власти. Россия нуждается в административной гибкости, обеспечении власти закона, военной реформе, персональной ответственности всех чиновников, отвечающих за вопросы безопасности. Во всех этих сферах серьезных подвижек пока не ожидается.