Роган Керш\Rogan Kersh, профессор Университета Сиракуз\Syracuse University, автор многих научных исследований и книг о проблемах лоббирования.
Вопрос: Является ли система лоббирования, существующая в США, уникальным институтом?
Керш: Лоббисты в Вашингтоне - относительно автономны в своих действиях. Они, безусловно, не полностью независимы, но действуют без постоянной опеки со стороны своих клиентов. Организация-наниматель дает лоббистам право принимать большинство решений. В большинстве случаев лоббисты - креатуры Вашингтона, а не бизнес-сообществ, интересы которых они представляют.
Я не думаю, что эта система уникальна, но, вероятно, это наиболее передовая и крупная система. За последние 5-10 лет некоторые другие страны столкнулись с проявлением американского стиля лоббирования - во всяком случае, на столичном уровне. Я думаю, что подобное происходит потому, что лоббизм - эффективный путь совместить множество различных интересов и дать им возможность повлиять на правительство.
Этот процесс идет и потому, что ряд крупных американских лоббистских фирм начал успешно действовать и за пределами США. Они, например, предоставляют специалистов для обслуживания интересов политиков, которые стремятся выиграть национальные выборы. Например, британец Тони Блэр и немец Герхард Шредер пользовались услугами американских лоббистов и консультантов. Кандидат в президенты Израиля также использовал американских советников. После того, как иностранные политики выигрывают выборы и приобретают власть, они сохраняют отношения с американскими фирмами, которые, в свою очередь, стремятся представлять различные интересы, в основном корпоративные, в этой стране.
Кроме того, американские лоббисты действуют за пределами США, потому что их приглашают американские корпорации, у которых есть подразделения в данных странах. К примеру, в Токио 10-15 лет назад активной лоббистской деятельностью на уровне правительства занимались только американские лоббисты, представлявшие интересы таких фирм, как Apple, IBM и т.д.
Частично это объясняется тем, что американцы привносят в подобные отношения свою бизнес-модель, частично потому, что лоббизм - приемлемый путь для приобретения влияния. То есть ныне мы видим американскую модель лоббирования, применяемую группами интересов, повсюду в мире. Однако далеко не везде лоббисты столь активны и изощренны, как в США.
Вопрос: Какого рода организации наиболее влиятельны в этой сфере в США?
Керш: Каждый законодательный акт имеет на себе "отпечатки пальцев" многих лоббистских организаций. Практически ни один законодательный акт не был инспирирован лишь одной лоббистской структурой - это продукт коллективного творчества различных лоббистов, каждый из которых пытается добавить в закон определенный кусок текста.
Я думаю, что лоббисты и "группы интересов" приобретают значительное влияние, когда действуют в совокупности - необходимы коалиции, для того чтобы отстоять интересы всех сторон.
Существуют различные виды лоббистских групп. В США они разделяются на корпоративные (частные) и общественные. Принято считать, что по многим вопросам эти группы уравновешивают влияние друг друга, и ни одна из них не приобретает безраздельной власти. Однако бывали и сюрпризы. Например, в конце 1960-х годов, несмотря на сопротивление республиканской администрации Ричарда Никсона, общественные группы смогли победить корпоративные и добиться принятия важных законов в сфере защиты окружающей среды, защиты прав потребителей и т.д. Однако, впоследствии лоббисты, отстаивающие бизнес-интересы, взяли реванш. При президенте от Демократической партии Джимми Картере они добились ряда важных побед и отменили ряд ранее принятых статей законов. Здесь действует "закон маятника": обычно влияние одной из этих групп возрастает или, наоборот, уменьшается на протяжении 5-10 лет, после этого начинается обратный процесс.
В 1960-е годы в Вашингтоне произошел своеобразный "взрыв" - резкий рост количества организаций, которые занимаются защитой гражданских прав, антивоенных групп, организаций ветеранов Вьетнамской войны, защитников окружающей среды, прав потребителей и т.д. Они изобрели ряд новых форм лоббирования - реклама на радио и ТВ, пропагандистские кампании среди населения и пр. Корпоративным лоббистам потребовалось пять-десять лет, чтобы перенять эти же формы и использовать их для своих целей. В результате, они смогли успешно отстаивать интересы бизнеса. Общественные лоббисты перегруппировались и смогли взять реванш во время второй половины президента Рональда Рейгана и во время правления Билла Клинтона. И ныне мы наблюдаем подобные сражения.
Вопрос: Оказывает ли американская система лоббирования негативное влияние на США?
Керш: Конечно! Подобное прекрасно видно на примере огромного числа лоббистов, вне зависимости от их задач и ориентации, которые производят то, что политологи называют "демосклерозом". Демосклероз - это закупорка артерий власти, не позволяющая им свободно прокачивать кровь демократии. По приблизительным оценкам, ныне в Вашингтоне работают до 70 тыс. лоббистов, что означает, что на одного конгрессмена приходится почти 20 лоббистов. Это не может не оказывать негативного влияния на законодательный процесс.
Вторая проблема заключается в постоянном балансе между двумя группами - корпоративными и общественными лоббистами. Во многих случаях, их влияние зависит от того, какие люди руководят в данный момент США, частично зависит от удачи, программы Конгресса, уровня развития технологий и многих других факторов. То есть, если попытаться проанализировать действия правительства США в отдельно взятый момент, то становится ясно, что в этот момент времени некоторые группы интересов приобрели больше власти, чем их оппоненты, что заставило политиков двинуться в том, а не в ином направлении. То есть совершенно ясно, что иногда именно лоббисты реально руководят политическим процессом.
Вопрос: А каков позитивный эффект?
Керш: Я думаю есть два позитивных эффекта: стабильность и репрезентативность. Это демократическое правительство, которое представляет интересы народа - почти 300 млн. американцев управляются из одного маленького города - Вашингтона. Одно из достоинств этой системы заключается в том, что до тех пор пока у Вас есть излишек времени или ресурсов, Вы можете быть представленным лоббистами в Вашингтоне. Вторая проблема - коммуникативность. США - огромная страна, поэтому относительно небольшому правительству и ограниченному количеству конгрессменов очень сложно общаться с представителями общественности. Лоббистские группы выполняют своеобразную роль "среднего человека", готовя законодательные инициативы, корректируя их, и делая понятными интересы их клиентов для членов иных лоббистских структур. То есть, коммуникация между правительством и населением обычно осуществляется именно лоббистскими организациями.