Категории каталога
Каталог / Бизнес / Роль личности в экономике

Роль личности в экономике

Экономисты Бенджамин Джонс\Benjamin Johns и Бенджамин Олкен\ Benjamin Olken, авторы исследования "Роль Лидера"\Do Leaders Matters? National Leadership and Growth since World War II, попытались найти взаимосвязь между внезапным уходом из власти (или жизни) политических лидеров и темпами экономического роста в возглавляемых ими странах.

Для того, чтобы сделать какие-то выводы, было необходимо проследить все случаи, в которых случайный уход лидеров с политической арены оказывал влияние на темпы экономического роста их страны. Причем требовалось принимать во внимание лишь те ситуации, когда уход лидеров происходил совершенно неожиданно или случайно. Ситуации, когда уход лидера был предсказуем, не должны учитываться: общеизвестно, что в периоды экономического спада правящая партия или действующий глава государства чаще всего терпят поражение на выборах, и поэтому данный случай не может быть назван "случайным" уходом лидера.

Джонс и Олкин собрали данные о политических лидерах 130 стран мира (почти все страны мира, существовавшие до 1990 года), правивших в период с 1945 по 2000 год. В общей сложности были проанализированы условия прихода и ухода из власти 1 108 государственных деятелей. Авторы обнаружили 105 лидеров, скончавшихся до истечения срока своих властных полномочий, из которых 28 были убиты, 65 - умерли от естественных причин, а 12 погибли в результате несчастного случая.

Релевантным показателем для исследования служило число правивших государственных мужей, которые умерли от естественных причин или в результате несчастного случая. Преднамеренные убийства не принимались во внимание, так как трудно установить, были ли они действительно случайными, поскольку убийцы могли действовать, желая отомстить, к примеру, за развал экономики. Не учитывались также убийства глав государств, произошедших в результате государственных переворотов (всего их было 21).

В результате, Джонс и Олкин отобрали 57 политических лидеров, случайную смерть которых удалось сопоставить с достоверной статистикой по экономическому росту. В большинстве случаев государственные мужи уходили из жизни из-за сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также становились жертвами авиакатастроф. Возраст лидеров находился в прямой зависимости с вероятностью наступления внезапной смерти, чего, впрочем, и следовало ожидать. Внезапно скончавшиеся от болезни политики были, в среднем, на 8 лет старше своих коллег, ушедших из жизни иным путем.

Степень влияния смены того или иного лидера на экономические процессы во многом зависит от уровня развития политических институтов в стране. Джонс и Олкин провели сравнительный анализ между тоталитарными и демократическими странами, признавая при этом отсутствие большой точности в подобном сравнении. Разница заключается в том, что в демократических обществах лидер постоянно встречается с ограничениями своей собственной власти, в том числе, в процессе своего избрания на высший пост в государстве. Ограничения также проявляются в легкости потери своего поста в результате проведения опрометчивой политики.

Даже в автократических странах, где реально действуют и реально конкурируют политические партии, негативный эффект от смены правителя намного меньше, чем в странах, где политических партий вообще нет или они выполняют исключительно декоративные функции. Отсутствие надлежащего законодательства, а также особенности самой процедуры выбора лидера государства также имеют большое значение. Чем меньше роль институциональных структур в политической жизни страны, тем большее влияние оказывает на экономику смерть первого лица. Любопытно, что уровень бедности населения не оказывает сколь - либо заметного значения на этот процесс.

Смерть правителя авторитарной или тоталитарной страны значительно влияет на уровень инфляции - в демократических государствах подобной связи не обнаружено. Не нашли подтверждения и гипотезы, согласно которым смерть первого лица государства серьезно меняет фискальную и торговую политику, возглавлявшейся им страны. Впрочем, Джонс и Олкин замечают, что отсутствие этой связи может также объясняться отсутствием необходимых статистических данных.

Китай

Статистические данные показывают, что на всем протяжении правления Мао Цзэдуна (создателя коммунистического Китая), экономический рост в стране был ничтожно малым, составляя в среднем 1.7% в год. В период, последовавший сразу после его смерти в 1976 году, экономический рост вырос до 5.9%. Статистические данные периода правления Мао совпадают с периодами насильственной коллективизации, "большого рывка" и "культурной революции", что, естественно, замедлило рост экономики страны. Приход к власти Дэн Сяопина в 1978 году принято считать датой начала экономического подъема Китая.

Мозамбик

Самора Машел, лидер Фронта Освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО) в 1975 году добился независимости Мозамбика от Португалии и был избран президентом новой страны. Он сделал ФРЕЛИМО единственной легальной политической партией и начал кампанию национализации земель (Машел был убежденным коммунистом). Результатом этого стал развал и без того слабой экономики Мозамбика (в эпоху правления Самора экономический рост был отрицательным, и составлял в среднем  – 7.7% в год) и появление антикоммунистически настроенных повстанцев (фронт РЕНАМО). После смерти Самора Машела (авиакатастрофа, 1986 год), президент Жоакин Чисано провел ряд реформ - он отказался от однопартийной системы правления (1990) и начал создание свободной рыночной экономики. В результате, экономический рост Мозамбика составил, в среднем, 2.4% в год.

Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru