Всемирная Торговая Организация (ВТО)\World Trade Organization (WTO) - порождение идей, возникших после окончания Второй Мировой войны. Однако для создания этой международной структуры потребовалось полвека.
После окончания Второй Мировой войны страны-победительницы попытались создать международные институты, которые были бы в состоянии устранить причины войн. ООН должна была предотвращать или пресекать войны, а три других специально сконструированных института должны были устранять экономические причины вооруженных конфликтов. Так были созданы Международный Валютный Фонд\International Monetary Fund, Всемирный Банк\World Bank и Международная Торговая Организация\International Trade Organization (ITO). Все три организации были созданы в рамках знаменитых Бреттон-Вудских соглашений, подписанных в 1944 году.
Однако Сенат США\US Senate одобрил первые две инициативы - создание Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка - но воспротивился идее создания Международной Торговой Организации, так как последняя, как посчитали сенаторы, предусматривала передачу многих полномочий суверенного государства международной структуре. В результате, Международная Торговая Организация так и не была создана. Однако было подписано временное соглашение - "Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле"\General Agreement on Tariffs and Trade (GATT), которое было призвано регулировать правила международной торговли.
Именно из этого соглашения впоследствии выросла ВТО. 23 страны-члена GATT начали процесс переговоров о тарифах в 1946 году. Целью данных переговоров было стимулирование и поощрение либерализации международной торговли, а также отмена протекционистских инструментов, используемых практически всеми государствами мира с начала 1930-х годов. В результате первого раунда переговоров были упразднены 45 тыс. тарифных ограничений, которые касались примерно 20% объемов мировой торговли. Первый раунд переговоров, состоявшийся в 1948 году, получил название "Женевского", согласно месту проведения переговоров, после него были проведены "Ансийский" (Франция) - 1949 год и "Торкейский" (Великобритания) - 1951 год. Четвертый раунд вновь прошел в Женеве в 1956 году. За ним последовали "Диллонский", названый в честь заместителя госсекретаря США Дугласа Диллона\Douglas Dillon - 1962 год, раунд Кеннеди - в 1967 году, Токийский раунд - 1979 год, Уругвайский раунд - 1993 год и раунд в Дохе 2001 года. От раунда к раунду росло количество государств, участвовавших в переговорах о тарифах. К примеру, в раунде 1948 года принимали участие 23 делегации, в 1956 году их число выросло до 26-ти, в 1967 году - до 62-х, в 1979 году - до 102-х, а в 1993 году - до 123-х. Именно в 1993 году на Уругвайском раунде и была создана Всемирная Торговая Организация, которая заменила GATT. В отличии от GATT, ВТО имела четкую институционально-организационную структуру.
Всемирная Торговая Организация ставит перед собой цель увеличения объема международной торговли путем снижения тарифов и устранения торговых ограничений. ВТО служит в качестве платформы для торговых переговоров, а также разрешения торговых конфликтов между странами-участницами. ВТО имеет четкие принципы действий. Во-первых, мировая торговая система не должна поддерживать дискриминационную практику, т.е. различную торговую политику по отношению к разным странам. Во-вторых, торговая система должна быть максимально свободной и открытой, с минимальным присутствием как тарифных, так и нетарифных торговых ограничений. В-третьих, торговая система должна быть конкурентной. В-четвертых, система должна быть более гибкой для развивающихся стран с целью их приспособления к новому режиму. Развивающимся странам должны предоставляться более длинные периоды адаптации и больше льгот.
При этом ВТО практикует уникальный метод работы. В отличие от абсолютно всех остальных международных организаций, которые принимают решения большинством голосов, в ВТО решения принимаются на основе консенсуса. С одной стороны, это позволяет избегать ущемления чьих-либо интересов, с другой - приводит к тому, что переговоры проходят крайне долго и сложно. Ричард Стейнберг\Richard Steinberg, профессор юриспруденции Калифорнийского Университета\UCLA, автор книги "Эволюция Торгового Режима"\The Evolution of the Trade Regime: Economics, Law, and Politics of the GATT/WTO, утверждает, что во многих случаях эта система дает сбой, поскольку "большие экономики" далеко не всегда согласны принять решения, выгодные "малым экономикам".
Еще одна проблема ВТО - система разрешения торговых споров. Для этого существует особое подразделение - Совет по Разрешению Диспутов\Dispute Settlement Body - особое совещание, в котором принимают участие представители всех государств, входящих в ВТО. Однако механизм проведения в жизнь подобных решений весьма аморфен, а наказаний для стран, не выполняющих подобных резолюций, не предусмотрено. Предусмотрено, что страны, нарушившие правила ВТО, будут выполнять решения Совета на добровольной основе. Сроки исправления ситуации также не предусмотрены. В результате, ВТО оказалось не в состоянии эффективно останавливать периодически вспыхивающие "торговые войны".
Ныне в состав ВТО входит 150 государств. Последним, в декабре 2005 года, в состав ВТО вошло Королевство Тонга (ратификация должна пройти в июне 2006 года). Сроки переговоров о вступлении в ВТО различаются. Так, рекордно короткими были переговоры о вступлении Кыргызстана, продлившиеся 2 года и 10 месяцев, самыми длинными - переговоры о вступлении Китая, затянувшиеся на 15 лет и 5 месяцев. Россия, впервые подавшая заявку на вступление в 1993 году, до сих пор находится в стадии переговоров.
Первым постсоветским государством, вступившим в ВТО, стал Кыргызстан (20 декабря 1998 года). За ним последовали Латвия (10 февраля 1999 года), Эстония (13 ноября 1999 года), Грузия (14 июня 2000 года), Литва (31 мая 2001 года), Молдова (26 июля 2001 года) и Армения (5 февраля 2003 года). Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Украина и Узбекистан имеют статус наблюдателя и также ведут переговоры о вступлении в эту организацию. Туркменистан - единственное государство бывшего СССР, которое вообще не имеет каких-либо официальных отношений с ВТО.