Категории каталога
Каталог / Бизнес / Потребление, сформировавшее США

Потребление, сформировавшее США

Американское общество часто называют "обществом потребления". Темпы экономического роста США на две трети зависят от потребительской активности американцев. Многие исследователи отмечают, что массовое потребление оказало и оказывает колоссальное воздействие на политику, экономику и культуру Соединенных Штатов.

Авторы сборника эссе "Потребительское Общество в Американской Истории"\Consumer Society in American History отмечают, что в США принято считать, что процесс потребления позволяет создавать рабочие места и активизировать инвестиционный процесс, что, в свою очередь, позволяет повышать уровень жизни. При этом потребление имеет определенный философско-политический смысл - все потребители равны, кроме того, покупатель реализует свое право на свободный выбор, что жизненно важно как для покупателя, так и для избирателя.

Некоторые историки утверждают, что идеология потребления стала одной из причин создания Соединенных Штатов Америки. В 1766 году Британская Империя обложила североамериканских колонистов дополнительным налогом на определенные товары, что вызвало протесты. Один из лидеров колонистов - публицист, дипломат и ученый Бенджамин Франклин\Benjamin Franklin - был приглашен в британский парламент для ответа на неприятные вопросы. Тогда Франклин заявил, что потребление - это право, которое нельзя даровать или отобрать. Он также заявил, что колонисты могут либо самостоятельно производить аналоги британских товаров, либо вовсе откажутся от них. В итоге, налог был отменен. Эту историю приводит в своей книге "Рынок Революции"\The Marketplace of Revolution: How Consumer Politics Shaped American Independence Тимоти Брин\T. H. Breen. Он доказывает, что еще до создания США обитатели североамериканских колоний были обществом потребителей, и именно идеология свободного потребления позволила американцам добиться независимости и создать единое государство.

Брин также указывает, что первым и долгое время наиболее мощным средством борьбы с Британской Империей были бойкоты британских товаров. Фактически, в 1774 году, когда было объявлено о независимости колоний, произошла политическая мобилизация потребителей, которые успешно решили сложнейшую задачу создания нового государства. Тогда 2.5 млн. колонистов, расселенных на побережье Атлантического океана протяженностью 1.2 тыс. км., не ощущали себя единым целым - они принадлежали к различным религиозным и этническим группам, объединенным в 13 колоний (позднее они превратились в штаты). Эти колонии часто враждовали, и, по мнению Брина, лишь общее отношение к потреблению позволило их объединить в единой целое.

Уильям Лич\William R. Leach, автор книги "Земля Желаний"\Land of Desire: Merchants, Power, and the Rise of a New American Culture, описывает американскую жизнь в 1890-1927 годы. По его мнению, именно тогда сформировалась современная культура потребления (точнее, ее институты, ритуалы, мораль и эстетика) - ее реальным создателями были предприниматели, промышленники, банкиры, религиозные деятели и политики. В 1890-е годы впервые появились универсальные магазины - прообразы современных супермаркетов. Гостиницы, банки, предприятия сферы обслуживания начали увеличивать часы своей работы и стремиться предоставлять скидки и бонусы для того, чтобы привлечь новых клиентов. Промышленные производства начали в массовом порядке производить дешевые товары, напоминающие более дорогие образцы, которые могли купить лишь весьма состоятельные люди. Именно тогда, к примеру, карманные часы превратились из предмета роскоши в дорогой, но, тем не менее, широкодоступный товар. В конце 19 века появилась и торговая реклама: каталоги, светящиеся витрины, искусство выкладки товара, фирменные упаковки, особая архитектура магазинов, сети отелей, магазинов и пр. Во многих городах возникли торговые районы - в Нью-Йорке Пятая Авеню превратилась в синоним дорогих магазинов, как ранее улица Уолл-Стрит стала синонимом финансов. Тогда же начались и иные, менее заметные процессы - стандартизация упаковок (например, бутылок), вкусов и представлений о красоте.

Лизабет Кохен\Lizabeth Cohen, автор книги "Республика Потребителей"\Consumer's Republic: The Politics of Mass Consumption in Postwar America, проанализировала, каким образом потребление повлияло на США в 1940-е-1960-е годы. По ее оценкам, в эти десятилетия американские потребители проявили значительные способности влияния на самые разные сферы жизни страны. Тогда понятия "хорошего потребителя" и "хорошего гражданина" в определенной степени стали синонимами. К примеру, недостаток жилья в городах заставил многих американцев переселяться в более дешевые пригороды - в итоге образовалась современная "пригородная Америка", где предпочитает обитать "средний класс". При этом массовое потребление периодически помогало отстаивать политические права жителей страны.

К примеру, в 1955 году произошло следующее. Роза Паркс\Rosa Parks, 43-х летняя афроамериканка, жившая в городе Монтгомери, отказалась уступить свое место в автобусе белому американцу. Она была арестована полицией. История Розы Паркс сопоставима с камнем, который вызвал лавину. Молодой священник, живший в Монтгомери - Мартин Лютер Кинг\Martin Luther King - организовал бойкот автобусов. На протяжении 382 дней чернокожее население Монтгомери передвигалось по городу исключительно пешком, на велосипедах или на машинах. Эти события привлекли к Монтгомери и Паркс внимание всего мира. Верховный Суд США\Supreme Court признал неконституционным закон Монтгомери о расовой сегрегации в общественном транспорте, в частности, указав, что подобные правила вступают в противоречие с правами потребителей услуг.  Впоследствии сегрегация в США была полностью уничтожена. Мартин Лютер Кинг стал одним из наиболее известных политических деятелей США. В 2005 году Роза Паркс скончалась. Гроб с ее телом был выставлен в Ротонде Капитолия. Паркс была первой женщиной, которая была удостоена этого знака уважения - в Ротонде обычно проходят прощальные церемонии с президентами США.

Социолог Шэрон Зукин\Sharon Zukin, автор книги "Точка Потребления. Как Шоппинг Изменил Американскую Культуру"\Point of Purchase: How Shopping Changed American Culture, отмечает, что в современной культуре сложилось представление, что люди, любящие потреблять, являются конформистами, жертвами общества или простофилями, а бизнесмены, рекламисты и маркетологи являются дьявольскими манипуляторами. Однако, по ее мнению, ситуация несколько иная. Человек покупает, потому что он может позволить себе потратить деньги. Человек вовлечен в подобные отношения, поскольку он не может самостоятельно добыть или произвести те предметы или услуги, которые необходимы для жизни в современном мире. Еще один важный момент: человек отправляется в походы по магазинам, чтобы побывать в компании с другими людьми - фактически, шоппинг превратился в ритуал, в рамках которого люди общаются друг с другом.

По ее мнению, безусловно, можно признать, что за последние десятилетия культура потребления приобрела новые черты. Продавцы ориентируются не на то, что необходимо потребителям их товаров и услуг, а на то, что их может заинтересовать. Результаты следующие: люди тратят на покупки больше денег и времени, но получают от этого процесса намного меньше удовольствия. По мнению Зукин, в конце 19 века процесс потребления приобрел ранее невиданный размах, поскольку промышленная революция позволила производить больше разнообразных товаров и продавать их по более низким ценам. Тогда массовое потребление стало одним из составляющих процесса демократизации. Однако шоппинг - лишь иллюзия демократии, поскольку право свободного выбора имеют лишь те люди, которые способны платить.

В свою очередь, Гэри Кросс\Gary S. Cross, автор книги "Столетие Потребления"\An All-Consuming Century, проанализировал историю и идеологию противников массового потребления. Он доказывает, что силы сторонников и противников этого процесса часто были примерно равны. Против потребления выступали многие религиозные конфессии, в том числе, пуритане и католики, а также философы и политики. По мнению Кросса, одним из проявлений этой идеологии стало появление обществ защиты прав потребителей и экологистов, которые стали достойными оппонентами бизнеса, желающего любыми способами навязывать свои товары и услуги. При этом Кросс делает интересный вывод: потребление успешно отвлекло американцев от "больных" вопросов 20-го века - в частности, они стали намного меньше интересоваться классовой и межэтнической борьбой.

Историк Ли Шмидт\Leigh Eric Schmidt, автор исследования "Ритуал Потребителя"\Consumer Rites: The Buying and Selling of American Holidays, утверждает, что без массового потребления некоторые популярные праздники никогда бы не обрели столь значительной популярности. К примеру, День Святого Валентина\St. Valentine's Day в начале 19 века в США был практически неизвестен. Ситуация изменилась в 40-е годы 19 века: тогда торговцы осознали мобилизующую роль праздников и решили "раскрутить" День Всех Влюбленных. Именно тогда в продаже появились "валентинки", особым образом оформленные конфеты и тортики, цветочные букеты - фактически, всю рекламу празднику сделали владельцы магазинов розничной торговли. Коммерсанты изменили и обряды этого и иных праздников. Из интимного, внутрисемейного мероприятия праздники превратились в публичные, массовые акции, требующие обязательного приобретения большого количества подарков и участия в разнообразных мероприятиях.

Экономист Ллевеллин Роквелл\Llewellyn H. Rockwell, президент исследовательского Mises Institute, недавно опубликовал статью с красноречивым названием: "В Защиту Консюмеризма"\In Defense of Consumerism. Он доказывает, что массовое потребление базируется на естественных человеческих желаниях - таких, как пользоваться более удобными и красивыми вещами, тратить меньше сил, времени и денег и пр. Потребление является краеугольным камнем свободной конкуренции, которая и обеспечивает научный прогресс, повышение качества и продолжительности жизни и пр. Роквелл пишет: "Кто должен решать, какие товары производить, какую одежду носить, какую пищу есть конкретному человеку? Диктатор? Религиозный лидер? Философ? Кто может гарантировать, что они примут верное решение? В социалистических странах старательно боролись с консюмеризмом, однако это привело к росту бедности". Показательно, что в 1900 году, в начале формирования современного общества потребления, продолжительность жизни американки составляла 48 лет, американца - 46. Ныне - 80 и 77. Это, по мнению Роквелла, объясняется именно завоеваниями общества потребления - лучшей диетой, менее опасной работой, лучшей санитарией и гигиеной, облегчением доступа к медицинской помощи и т.д.

Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru