Первую скрипку в мире начинают играть нефтяные компании, которые полностью или частично контролируются государствами.
В последние три десятилетия большую часть нефти, поступавшую на мировой рынок, добывали частные компании (часто - транснациональные). Примерно 40% нефти добывали индустриально развитые государства, входящие в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития\OECD, которые обеспечивали и львиную долю капиталовложений.
Однако в будущем ситуация кардинально изменится. По оценкам Международного Энергетического Агентства\International Energy Agency, в ближайшие 20 лет до 90% нефти, добываемой из новых месторождений, будет поступать из развивающихся стран. Причем большая часть инвестиций будет приходиться на долю нефтяных компаний, либо напрямую принадлежащих государствам, либо контролируемых ими.
Исследовательский Baker Institute опубликовал исследование о настоящем и будущем государственных нефтяных структур. По его данным, в 2005 году эти компании контролируют 10% мировых запасов нефти. Дополнительно к этому, еще 6% мировых запасов нефти принадлежат фирмам, которые находятся под косвенным контролем государств (либо государства владеют значительными пакетами их акций, либо назначают топ-менеджеров и пр.). Для сравнения, частные энергетические корпорации, акции которых находятся в свободной продаже на мировых финансовых рынках, контролируют менее 10% мировых запасов. Бюллетень Petroleum Intelligence Weekly в 2006 году опубликовал рейтинг крупнейших нефтяных компаний мира, ранжировав их на основе объемов разведанных запасов "черного золота". В первую двадцатку вошли 14 государственных или полугосударственных компаний.
Международное Энергетическое Агентство прогнозирует, что в ближайшие 30 лет понадобятся инвестиции в размере $2.2 трлн., чтобы обеспечить потребности человечества в нефти. Однако Baker Institute считает, что эта задача вполне вероятно не будет выполнена. Причиной является "двойная" сущность государственных и полугосударственных нефтяных компаний.
Дело в том, что большинство государств используют подконтрольные им энергетические компании в качестве инструмента достижения определенных социально-экономических и политических целей. В результате, компании обречены становиться менее эффективными - поскольку главная задача любого бизнеса - получение прибыли - в этой ситуации нивелируется или отходит на второй план. Отсутствие высоких прибылей, в свою очередь, уменьшает возможности государственных компаний в сфере привлечения заемных средств. С другой стороны, государственные и полугосударственные фирмы, как правило, имеют весьма тесные связи с властями. В результате, они становятся менее "прозрачными", многие назначения основываются на принадлежности к определенной властной группировке и т.д. Последствием этого становится неэффективный менеджмент и стагнация - частично именно этими факторами объясняется тот факт, что мировая нефтяная промышленность не поспевает за ростом потребления.
Университет Райс\Rice University показывает, что контролируемые государством структуры в своей деятельности ставят во главу угла нерыночные цели. К примеру, обычная компания, как правило, заинтересована в снижении издержек, поэтому она стремится максимально задействовать новые технологии и оптимизировать процесс работы, чтобы избавиться от ненужных сотрудников. Государственная компания часто вынуждена, наоборот, нанимать на работу ненужных ей сотрудников (таким образом, издержки увеличиваются, а производительность труда в фирме, наоборот, снижается). Наем "балластных" сотрудников может происходить по разным причинам. Иногда государства пытаются таким образом улучшить ситуацию в сфере занятости - просто обеспечить работой максимальное число людей. Иногда в штате компании (как правило, на средних и высших должностях) оказываются люди, которые приняты на работу в результате рекомендаций чиновников.
Вторым проявлением этой модели поведения является снабжение населения страны топливом по заниженным ценам (здесь, опять-таки, с помощью государственных нефтяных компаний власти страны решают социальные проблемы). Кроме этого, с помощью нефтяных компаний государства осуществляют программы индустриализации, повышения жизненного уровня населения и пытаются достигать определенных целей в сфере внутренней и внешней политики. В результате, резюмируют авторы исследования, государственные нефтяные структуры живут только сегодняшним днем, мало заботясь о будущем.
Baker Institute проанализировал результаты деятельности 80-ти нефтяных компаний за период с 2002 по 2004 год. Исследование показало, что в случае, если в одной стране действуют две и более государственных структур, занимающихся этой сферой бизнеса, то в этом случае заметно снижается уровень коррупции и объемы неразумных затрат. Кроме этого, эффективность работы подобных фирм повышается, если подобные структуры продают свои акции на западных биржах.