Купив российский банк, иностранный инвестор рискует потерять репутацию, клиентов и долю рынка
В ожидании экспансии западного банковского капитала собственники российских банков успели пережить негативные эмоции, смириться с неизбежным и примерить на себя роль продавца бизнеса. Для многих банкиров будет сюрпризом, когда они поймут, что их банк не так уж привлекателен в глазах иностранных покупателей, а предпродажная подготовка была проведена неправильно.
До сих пор эксперты говорили о перспективе экспансии иностранного капитала на российский банковский рынок, в том числе и региональный, и о том, что иностранные финансовые корпорации «потеснят», «захватят» и т.д. Руководитель направления банковских рейтингов Moody's Interfax Rating Agency Михаил Матовников на конференции «Международный рейтинг российских банков» обратил внимание на то обстоятельство, что количество состоявшихся сделок по продаже банков иностранным инвесторам гораздо меньше количества анонсированных. М. Матовников сформулировал несколько причин осторожности иностранных покупателей.
Кстати, поэтому же многие крупнейшие участники мирового банковского рынка, уже открывшие дочерние банки в России, не стремятся их развивать. Из нескольких десятков «дочек» иностранных банков сколько-нибудь активным привлечением российских клиентов на обслуживание занимается не более десяти, а в розничном сегменте бизнеса — не более пяти.
Иностранные банки вообще иначе подходят к отбору клиентов. Российские банки, для сравнения, не «отбирают», а «привлекают» клиентов. Объем документальных сведений в российском банке о своих клиентах может оказаться настолько недостаточным, что, следуя своим процедурам внутреннего контроля, новый акционер будет вынужден отказаться от работы со значительной частью клиентов. Даже если последние проявляют желание продолжить работу.
То же самое можно сказать об инфраструктуре банковского бизнеса, выставленного на продажу. В последние годы банки потратили значительные ресурсы на создание региональной филиальной сети. Многие крупнейшие частные российские банки могут похвастать присутствием практически во всех субъектах РФ, некоторые гордятся присутствием во всех городах с населением свыше 1 млн человек или даже свыше 100 тыс. человек. А иностранному банку это может быть не нужно, его пока интересуют только несколько крупнейших мегаполисов, а остальная инфраструктура избыточна и слишком затратна.
Текст: Таисия Мартынова
"Банковское обозрение", №6, июнь 2005 г.
Стратегия самостоятельного развития отличается от стратегии предпродажной подготовки Продавцам банков предстоит провести работу над ошибками и учитывать в дальнейшем, что легче продать специализированный, а не универсальный банк, с необходимой, а не развитой инфраструктурой, с оптимальной, а не максимальной клиентской базой, при этом банк, который развивает стандартные продукты, а не «индивидуальный подход к каждому клиенту». Исходя из этих ограничений, иностранным инвесторам скорее всего будут интересны банки, основанные после 1998 года, с минимальным шлейфом налоговых и репутационных проблем, управляемые профессиональной командой менеджеров без активного участия собственника. Если банк все же не сумеет привлечь иностранного акционера, он может столкнуться с тем, что подобная «оптимизация» привела к сокращению его конкурентных преимуществ относительно других российских банков. В частности, развитая инфраструктура, универсальный характер операций, индивидуальный подход к клиенту и активная работа с розничными вкладчиками позволят лидерам рынка в течение длительного времени укреплять свои позиции. Максимальная прозрачность, крайне важная при поиске инвестора, тоже может нести некоторые угрозы для бизнеса. Поэтому стратегия самостоятельного развития банка на данном этапе становления банковского рынка кардинально отличается от стратегии «предпродажного развития» бизнеса.
Стратегия самостоятельного развития отличается от стратегии предпродажной подготовки
Продавцам банков предстоит провести работу над ошибками и учитывать в дальнейшем, что легче продать специализированный, а не универсальный банк, с необходимой, а не развитой инфраструктурой, с оптимальной, а не максимальной клиентской базой, при этом банк, который развивает стандартные продукты, а не «индивидуальный подход к каждому клиенту». Исходя из этих ограничений, иностранным инвесторам скорее всего будут интересны банки, основанные после 1998 года, с минимальным шлейфом налоговых и репутационных проблем, управляемые профессиональной командой менеджеров без активного участия собственника.
Если банк все же не сумеет привлечь иностранного акционера, он может столкнуться с тем, что подобная «оптимизация» привела к сокращению его конкурентных преимуществ относительно других российских банков. В частности, развитая инфраструктура, универсальный характер операций, индивидуальный подход к клиенту и активная работа с розничными вкладчиками позволят лидерам рынка в течение длительного времени укреплять свои позиции. Максимальная прозрачность, крайне важная при поиске инвестора, тоже может нести некоторые угрозы для бизнеса. Поэтому стратегия самостоятельного развития банка на данном этапе становления банковского рынка кардинально отличается от стратегии «предпродажного развития» бизнеса.