В зависимости от целей, преследуемых клиентом при использовании системы управления цепочками поставок, могут быть сформулированы совершенно разные подходы к реализации этой задачи. Решения иногда отличаются настолько кардинально, что даже может показаться, что мы неправильно используем название "управление цепочками поставок" для этих совершенно разных систем.
Однако есть в "цепочке поставок" и то, что объединяет все эти задачи. Рассмотрим сходные черты всех таких решений, а затем коснемся вариантов и различий.
Для начала работы с такой системой неплохо бы иметь каталоги товаров всех поставщиков с ценами. Должен быть легко настраиваемый способ подкачки изменений в прайс-листах поставщиков из файлов достаточно произвольных форматов, так как трудно заставить привести информацию от поставщиков к единому стандарту.
Тем не менее, несмотря на наличие объемного справочника товаров поставщиков, должен существовать и ваш собственный справочник товаров, которые к вам хотя бы однажды приходили. Он может быть в десятки и сотни раз меньше справочника товаров поставщиков, в котором имеются все товары, возможные для заказа.
Если эти 2 справочника не разделены, то работать с реальным учетом при большом ассортименте будет тяжело. При приходе товара от поставщика к вам, если товара еще нет в вашем справочнике, он должен автоматически дополнять ваш справочник. Для текущей работы вам понадобится только этот "облегченный" справочник. В нем информация должна быть представлена в соответствии с тем, как в дальнейшем вы хотите ее анализировать, например, по брендам, группам и т.д..
Теперь перейдем непосредственно к вариантам постановки учета для отслеживания и управления цепочкой поставок. Рассмотрим, какие механизмы необходимы для реализации этих вариантов.
Такая постановка встречается у большинства клиентов. Однако и здесь имеется 2 варианта со сходными, но все же различными решениями. Первый из них ориентирован на заказ дорогих или сложно хранимых вещей, а второй - массовых, свободно продающихся.
Мы приводим лишь один из вариантов организации постановки учета, который координирует работу отдела маркетинга и работу производства, со своевременным заказом необходимых для продажи товаров.
Рассмотрим этот вариант на примере постановки учёта запасных частей для автомобилей , чтобы более ясно представить детали необходимых данных и операций по их заказу и поставке.
Каталог товаров SCM постоянно уточняется и дополняется производителями через стандартные шлюзы подкачки, например из формата MS Excel.
Карточка товара содержит каталожный номер учета в единой системе, русское и, возможно, иностранное название (например, в формате производителя), а также параметры веса, размера, данные таможенного учёта и т. д. Справочник может содержать более миллиона записей. Просмотр такого справочника товаров осуществляется по группам и другим отборам, так как иначе с таким объемом информации неудобно работать.
При заказе товар, не найденный в локальном справочнике уже поступивших или заказанных ранее товаров, и найденные карточки копируется из справочника SCM, в Склад.
Справочник Поставщиков содержит как основного производителя (главного поставщика), так и дилеров отечественных и иностранных, которые заполняются при передаче заявок из Склада (Поставщик меняется в карточке товара).
При формировании документов учитывается срочность выполнения.
Можно формировать заказ непосредственно выбранному Поставщику ( игнорируя настроенные параметры, например, выбор Поставщика по наименьшей цене)
Цены формируются на этапе подтверждения Поставщиком (приходит факс, данные заполняются вручную).
При приходе инвойса товар может приходоваться не на основной склад ( по работе с клиентами), а на некоторый промежуточный склад. Например, "таможня" или склад дилера. Затем товар перемещается ещё через несколько складов, пока не дойдёт до - основного. На каждом из этих этапов может происходить изменение себестоимости за счёт наценок при перемещении. Учитываемый счёт формируется только в последнем складе.
Структура справочника товаров SCM аналогична складской и настроена на специфику формирования номенклатуры универмага, т.е. применяется специализированный сложный классификатор с возможностями ввода по брендам, размерам, цветам и др..
Работа в SCM начинается с формирования заказа Поставщику, с учётом сроков поставки, сезонности и другой спецификации продаж модной одежды, а также анализа предыдущих продаж по брендам, размерам.
Выбрать товар в заказ можно из матрицы: цвет \ размер \ рост. Для каждого товара матрица соответствует размерной шкале конкретного производителя.
При приходе инвойса товар поступает на центральный распределительный склад. После маркировки и установки цены продажи, товар перемещается в секции сетевых магазинов.
Справочник товаров SCM в точности соответствует - складскому. В качестве Поставщика для всех товаров выступают фабрики по изготовлению и сборке.
В складе формируется заказ на изготовление определённого изделия для клиента. После обработки формируется заявка в SCM (план-задача для производства) . Сформированный из заявки заказ поступает в работу с определением планируемой даты выполнения.
В складском реестре документов по каждому заказу можно видеть его состояние в SCM и планируемую дату выполнения.
Готовое изделие отгружается и попадает в реестр посылок SCM.
При приходе инвойса товар проверяется кладовщиком на наличие брака и приходуется на склад с автоматическим резервированием под клиента
Приводимый список вариантов не является исчерпывающим. Многообразие вариантов связано с многообразием способов учета. Поэтому одним из важнейших требований к программе SCM является возможность ее гибкой настройки под разные системы цепочек поставки и полноценная стыковка с другими модулями комплекса для ведения учета. Приведем примерную схему взаимодействия модулей учетной системы при использовании механизмов цепочки поставок:
Рис. Cхема взаимодействия модулей учетной системы при использовании механизмов управления цепочкой поставок (SCM)
Материал предоставлен ООО "ФОЛИО 2000"