Категории каталога
Каталог / Автомобили / Автохимия / НАЛЕЙ, НАЛЕЙ ВСЕМ БАКИ ПОЛНЕЙ!

НАЛЕЙ, НАЛЕЙ ВСЕМ БАКИ ПОЛНЕЙ!

РЫНОК

БЕНЗИН

НАЛЕЙ, НАЛЕЙ ВСЕМ БАКИ ПОЛНЕЙ!

Как заправляют автомобили во второй столице - Питере.

Константин БЕЛЬФОР. Фото Владимира Гашнева

В Москве "За рулем" уже проверял автозаправочные станции (ЗР, 1997, № 6, 7). В других регионах России о недоливах вам расскажет едва ли не любой автомобилист, но для достоверности нужны официальные данные.
В Петербурге контролирует автозаправочные станции и выдает лицензии на "содержание и эксплуатацию нефтебаз и АЗС" Центр государственного лицензирования (ЦГЛ). Чиновники этого ведомства и должны, по идее, стоять на страже интересов потребителей. То есть нас.

"А ХОЧЕШЬ ВЗГЛЯНУТЬ,
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?"
Смысл вопроса одного из сотрудников ЦГЛ дошел не сразу. "Приходи завтра в десять, поедешь на объект". Еще не веря в удачу, накануне вечером листаю нормативную литературу. Утром, терзаясь вопросом - неужели и вправду смогу увидеть рядовую проверку, а не показуху? - трясусь на служебной "Волге". Наконец выруливаем на "объект". Я знаю эту АЗС, ее к Олимпиаде-80 построили. Сегодня она, как и большинство заправок в Питере, арендована-переарендована, и названия конкретных фирмочек меняются на рекламном щите быстрее, чем истекает срок годовой аренды. Понятное дело, они если и вкладывают средства в станцию, то по мелочи - шланги там заменить или поребрик подновить.
"Ты там помалкивай, а то каждое слово может послужить поводом для подачи протеста", - напутствие начальника помню твердо и сразу надеваю маску случайного пассажира, вроде как родственник шофера. Спутники мои разделяются: один идет в помещение операторской, бумажки всякие проверять на предмет наличия и соответствия, а второй направляется к топливоприемникам. Подумав, решаю увязаться за ним. Тэ-э-кс, что мы видим? Колодцы в чистоте, проливов топлива не заметно, трубки дыхательных клапанов звенят (прошу прощения за специальную терминологию, последнее значит - не засорены), запорные крышки горловин слива прилегают плотно... Стоп! На крышке одного колодца отсутствует металлическая полоса. Обычно ее делают из сплава или цветного металла - алюминия, меди. Работник АЗС, демонстрирующий свое хозяйство, вздыхает: "Отлетела, не успел еще приладить". В принципе, нарушение небольшое, но весьма показательное. По требованиям противопожарной безопасности полоса нужна, чтобы при закрывании крышки не могла высекаться искра. И метршток, которым проверяют топливо в резервуарах, тоже должен иметь "пятку" из металла, не высекающего искру. Воспламенение от нее, положим, дело маловероятное, но если владелец АЗС даже в малом пренебрегает безопасностью - жди более крупных нарушений.
Переходим к топливораздаточным колонкам (ТРК): две "нары" старого образца, со стрелочными указателями, две другие - поновее, с механическими счетчиками типа таксометра. Проверив пломбы на насосе и объемомере, инспектор командует: "Мерничек давайте!". Работник АЗС устанавливает мерник (10-литровую емкость со шкалой) и "ополаскивает" его бензином - такова методика, иначе измерение будет неточным. Оператор под контролем инспектора отпускает 10 литров. "Минус 20" - колонка выдала на 20 граммов больше. Контроль состоит из двух замеров, поэтому процедура повторяется. И во второй раз оказывается, что клиент получает в подарок 20 граммов на 10 литров. Ну, значит, так оно и есть.
Переходим к следующей колонке. "Солярий" - видно даже издалека. Если пролитый бензин более-менее испаряется, то дизтопливо оставляет на асфальте жирные пятна. Пистолет вставлен в самодельный приемник, сваренный из нескольких трубок. Что ж, это не запрещено. Правда, выясняется, что колонка не работает - "что-то сегодня с электромотором случилось". А где же соответствующая запись в журнале учета? "Моя халатность", - разводит руками работник станции. "Повесь табличку, да шланг размотай", - велит проверяющий и поясняет: "Для водителей грузовиков табличка "ТРК не работает" ничего не значит. Они по многолетней привычке понимают только шланг, обмотанный вокруг колонки. А это не положено".
Осталась последняя колонка, с "95-м". Тут я замечаю, как рабочий начинает нервничать. Решив, что я большой начальник, он обращается за сочувствием: "Это сложная колонка. Здесь очень тяжелая публика заправляется". Таковая действительно есть - здоровенный мужик на "Форде-Скорпио" и нервического вида дамочка на БМВ. Мерник показывает "плюс сто" - серьезный недолив. Второй замер обнаруживает еще большую недостачу, и в ход идет мерная колба, с помощью которой точно устанавливают: недолив - 130 граммов. Слишком много, чтобы позволить дальнейшую эксплуатацию (предел - 50 г на 10 л). Пока инспектор, удалившись, пишет протокол, работник АЗС, кусая губы, рассказывает мне о большом благотворном влиянии Центра гсударственного лицензирования на состояние АЗС.
Остановка на три-пять дней для регулировки колонки, приезда государственного поверителя и новой комиссии означает для владельца АЗС ощутимые убытки. Хочешь нести их постоянно - манипулируй с колонками, только ведь и наведываться к тебе с проверкой будут чаще...
Второй наш объект - АЗС финской фирмы "Несте" (Neste). Вновь - осмотр топливоприемников ("а это для чего?" - интересуется инспектор, и начальник АЗС послушно открывает небольшой ящик возле колодца - там лежат провода для заземления бензовоза при сливе топлива), простукивание трубок дыхательных клапанов, быстрый взгляд на метршток и - переход к колонкам. Ну, думаю, сейчас современные электронные ТРК выдадут 10 литров тютелька в тютельку. Как бы не так! "Минус 20" - и в первый замер, и во второй. На другой колонке - то же самое. В общем, странно, хотя и приятно при заправке поиметь 20 лишних граммов на каждые 10 литров финского бензина.

СЛОНУ ДРОБИНА?
Насколько эффективна нынешняя система контроля? Технических возможностей у контролеров явно недостаточно: нет передвижных лабораторий или тестеров для экспресс-анализа химического состава топлива, нет собственного транспорта - добираются чаще всего на трамвае. Нет даже собственного мерного оборудования. Знакомый инженер объяснил, как легко наладить механический счетчик колонки так, чтобы малые объемы отпускать "в ноль", а большие - с недоливом. Вот и получается: десять литров в малый мерник нальют точно, а в пятидесятилитровый - "такого не держим, везите сами". На трамвае?!
Есть и проблема кадров. Людей и средств для инспекций хватает лишь на два-три визита на каждую АЗС в течение года. К тому же полноценная база данных, включающая результаты предыдущих проверок, только формируется.
Тем не менее, даже имеющиеся возможности могут быть использованы с толком. Если в прошлом году одна проверка петербургского ЦГЛ в среднем фиксировала по 11,5 нарушений правил технической эксплуатации, то за девять месяцев 1997-го - уже 9 (см. таблицу). Доля недоливов среди всех нарушений сравнительно невелика, около 3%, и остается стабильной. Но если в начале 1996 года "потери" 200-400 (а иногда и 800) граммов на 10 литров бензина происходили на каждой второй АЗС, то сегодня подобные ситуации редки.
Конечно, главное оружие потребителя - смена продавца. Недолили на одной заправке - подъезжай к другой. А если до нее час езды или вокруг топливом монопольно торгует родной "облнефтепродукт"? Тогда остается лишь регулярно жаловаться в местный лицензирующий орган. Потому что постоянно конфликтовать с проверяющими организациями не под силу даже супермонополистам. А там, глядишь, российские нефтяные компании вспомнят о внутреннем рынке и позаботятся о достойных сетях АЗС. Больше надеяться не на кого - не на финнов же?

Точно недостачу измеряют, наливая топливо в мерную колбу.

Вот оно - "нутро" "Нары".

Так проверяют колонки "на недолив". Емкость внизу - тот самый мерник.
Автор: ZR.RU

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru