Категории каталога
Каталог / Автомобили / Автохимия / "ДЕВЯНОСТО ВОСЬМОЙ" СВОИМИ СИЛАМИ?

"ДЕВЯНОСТО ВОСЬМОЙ" СВОИМИ СИЛАМИ?

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА

"ДЕВЯНОСТО ВОСЬМОЙ" СВОИМИ СИЛАМИ?

Стоит ли тратиться на высококачественный бензин, если с помощью чудодейственного средства "Октан-бустер"
можно довести до "кондиции" топливо попроще?

Александр БУДКИН. Фото Сергея Иванова и Вадима Крючкова

ЭКСПЕРТИЗА. Ну что ж, займемся алхимией, получая нужный нам бензин непосредственно в бензобаке, ведь всевозможных баночек, флакончиков и канистрочек в продаже хоть отбавляй.
На этот раз испытанию подвергнутся шесть "октан-бустеров" (см. фото), купленных нами в московских магазинах. Стоимость почти всех укладывается в 20-30 руб. Один флакон "бустера" изготовители рекомендуют добавлять к 15-20 галлонам бензина (60-80 литров).
Несмотря на схожие названия препаратов, сулящих повышение октанового числа, механизм их действия возможен двоякий: либо прямое повышение октанового числа путем применения одного из антидетонаторов (табл. 1), либо использование компонентов, снижающих слой нагара в камере сгорания, что в конечном счете уменьшает склонность двигателя к детонации.
Оценка присадок проводилась по трем параметрам. Первый - повышение октанового числа, определенного исследовательским методом. Второй - эффективность моющего действия присадок по степени растворения в бензине асфальтенов - искусственных загрязнителей нефтяного происхождения (они близки по свойствам нагару в двигателе). И наконец, третий параметр - стабильность смеси, иначе говоря, ее стойкость против повторного осаживания на элементах двигателя.
Прежде чем обсуждать результаты тестов, сделаем весьма важную оговорку. Приведенные данные не могут служить основанием для однозначного вердикта: этот бустер на первом месте, этот на втором и т.д., поскольку эффективность действия каждого из препаратов зависит от группового и фракционного состава бензина. Иными словами, соответствие использованного в тестах бензина ГОСТ 2084-77 не может считаться достаточным условием для окончательных выводов. Цель нашей экспертизы - дать общее представление о возможностях подобных присадок.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Обратимся к табл. 2, где для сравнения приведены параметры исходного бензина. Под понятием "моющие свойства" здесь имеется в виду оптическая плотность раствора асфальтенов в бензине (см. выше), определенная на синем светофильтре, а под "стабильностью раствора" - отношение оптических плотностей, определенных на синем и красном светофильтрах. Но это, скорее, для специалистов.
Первое, что бросается в глаза, - ни одна из проверенных присадок не обладает комплексным действием. Либо повышается октановое число, но ухудшаются моющие свойства, либо наоборот - повышаются моющие свойства и снижается октановое число. Второе: чем больше положительный эффект по одной из двух позиций (стабильность не в счет), тем заметнее ухудшение другой. Почему стабильность "не в счет"? Потому, что она определяет, сколь долгим будет эффект от моющих свойств, а на этом можно акцентировать внимание лишь при равном или близком значении первых двух параметров. Третий вывод - его нам указали специалисты: эффективность действия всех присадок, кроме четвертой - "октан газ бустера", - практически одинакова и эквивалентна повышению октанового числа бензина на 1-4 единицы. Эффект этот окажется тем выше, чем хуже бензин: скажем, поднять АИ-91 до АИ-93 возможно, из АИ-95 сделать АИ-98 - сомнительно, но вот превратить А-76 в АИ-91 уже точно не удастся. Прокол с "октан газ бустером" мог произойти по такой причине: препараты покупались в магазинах и их стопроцентной подлинности гарантировать нельзя - во флаконе мог оказаться обычный бензин.

РЕЗЮМЕ. Присадки, повышающие октановое число (так называемые "октан-бустеры") предназначены отнюдь не для того, чтобы "экономить" на бензине. Их назначение в другом: если вам вдруг покажется, что после очередной заправки вы услышали детонацию, можете залить в бак полфлакона, глядишь, минут через пятнадцать--двадцать тревожащие вас звуки исчезнут. Большего от этих препаратов не требуйте.

Наша справка
МАРКИ БЕНЗИНА. Ассортимент автомобильных бензинов сегодня довольно широк. Нам предлагают как отечественные марки: А-76, АИ-91, АИ-93, АИ-95, АИ-98, так и экспортные бензины: АИ-80, АИ-92, АИ-96. Основное различие в эксплуатационных свойствах всех этих бензинов - детонационная стойкость. Она выражается октановым числом, определяемым или по моторному методу (буква "А" в названии бензина), или по исследовательскому ("АИ"). Некоторые бензины друг с другом взаимозаменяемы, например: бензин А-76 с АИ-80, бензин АИ-96 почти идентичен АИ-95, марки АИ-91, АИ-92 и АИ-93 также близки друг к другу (табл. 3).

Наша справка
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ. Методом прямой перегонки нефти принципиально можно получить бензин с октановым числом до 91 ед. (А-76, АИ-80 и АИ-91) без применения каких-либо добавок. Но производство "прямогонного" бензина - непозволительная роскошь: во-первых, из каждой тонны нефти его выйдет чуть ли не вдвое меньше, во-вторых, не из всякой нефти можно вообще получить "напрямую" АИ-91. Поэтому в реальной практике необходимого октанового числа достигают двумя способами. Первый: подвергают "прямогонный" бензин вторичной переработке (каталитический риформинг, крекинг и т.д.), что требует значительных затрат труда, времени и средств, но позволяет получить бензин, наименее вредный и для окружающей среды, и для самого автомобиля. Второй способ - добавляют в "прямогонный" антидетонационную присадку (антидетонатор). Полученный таким образом бензин значительно дешевле, но куда вреднее. В зависимости от применяемого антидетонатора он способен нанести вред не только нашему здоровью, но и автомобилю (табл. 1).
Среди всех используемых антидетонаторов наиболее известен тетраэтилсвинец (ТЭС), применяемый аж с 1923 года. Повышение с его помощью октанового числа обходится в 5-9 раз дешевле, чем при использовании других антидетонаторов, но наносимый им экологический ущерб на порядок больше. Несмотря на то, что количество этилированных бензинов (содержащих тетраэтилсвинец) сокращается, полной их замены в ближайшем времени ждать не следует. Совсем отказаться от этого яда смогли, по нашим данным, лишь самые развитые страны.
В России доля неэтилированных бензинов составляет около половины, но ...более 85% из них - с октановым числом 76, а остальных (АИ-91, АИ-95 и т.п.) только 10-15%. При этом отечественные нормы в зависимости от марки бензина допускают содержание в них свинца в концентрации от 0,17 до 0,37 г/л. Для сравнения - в наших этилированных бензинах, предназначенных на экспорт, оно не должно превышать 0,15 г/л, что совпадает с требованиями многих стран Европы.
Отличить этилированные бензины, как известно, можно по цвету: А-76 окрашен в желтый цвет, АИ-93 - в оранжево-красный, экспортные АИ-80, АИ-92 и АИ-96 - в светло-желтый цвет.

Наша справка
ПЕРСПЕКТИВА. С января 1999 года в России вводится новый государственный стандарт на бензины. Но не на все, а только на неэтилированные. Новый стандарт регламентирует четыре марки бензина: "Нормаль-80", "Регулятор-91", "Премиум-95"и "Супер-98". Первый из них заменит сегодняшние А-76 и АИ-80, с остальными тремя все и так понятно. Экологические требования к ним (по ГОСТ Р 51105-95) станут жестче: содержание ТЭС не более 0,010 г/л (не удивляйтесь, сегодня неэтилированный бензин тоже содержит ТЭС, но не более 0,013 г/л), полностью запрещено использование железосоставляющих антидетонаторов, содержание марганца ограничено на уровне 0,5 г/л для бензина "Нормаль-80" и 0,18 г/л для "Регулятор-91". Для сравнения: сегодня допускается концентрация железа 0,37 г/л, марганца - 0,5 г/л для всех марок бензина. Что ж, "лед тронулся".

Автор: ZR.RU

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru