О проекте
Обратная связь
Добавить в избранное
В нашей базе 43998 статей
Категории каталога
Автомобили
Автостатьи
Автохимия
Автоюмор
Бизнесфорум
Выбираем автомобиль
Газ в пол
Диагностика и регулировка
Кингсайз
Легендарные авто
Премьера
Сезоны
Тюнинг
Архитектура
Бизнес
Бухгалтерия, учет и отчетность
Дом и семья
Закон и право
Здоровье
Интернет
Кино
Компьютеры
Красота
Медицина
Мобильные телефоны
Мода и стиль
Наука
Недвижимость
Общество
Поиск работы
Природа и путешествия
Самосовершенствование
Спорт
Строительство и ремонт
Философия
Финансы и управление
Это интересно
Каталог
/
Автомобили
/
Автохимия
/
ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО
ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО
ТРАНСМИССИОНКИ 75W90 ПОКАЗЫВАЮТ КЛАСС
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН
Кто из нас, скажите на милость, не хочет пользоваться хорошими маслами. А еще лучше - очень хорошими. Да вот беда - все хорошее стоит дорого.
Никто, наверно, не сомневается в том, что трансмиссионное масло ценой 300-400 руб. за литр окажется хорошим. Тогда попробуем решить более сложную задачу - выбрать трансмиссионку, которая подходит вашему автомобилю, а по цене соответствует возможностям вашего кармана. Исходим из того, что результаты испытаний более дешевых продуктов вы еще не забыли (см. ЗР, 2002, № 2, 4). Ну что, начнем?
ДЛЯ КОГО
Вопреки желанию читателей поскорее узнать результаты, вынуждены, следуя законам жанра, начать с представления участников. Сегодня их десять. Все масла группы GL-5 гипоидные - для задних мостов и некоторых коробок передач - "жигулей" (не путать с "Самарой"), "волг", "нив". Можно, конечно, и в грузовики заливать, но больно дорого выйдет.
Все масла, кроме одного, класса вязкости 75W90, исключение... Знакомые с прошлыми тестами трансмиссионок могут догадаться - "Кастрол". Так случилось, что в двух прошлых тестах масла этой фирмы шли отдельным зачетом. Вместе с 85W90 мы поставили рядом незагущенный "Кастрол ЕРХ90" (см. ЗР, 2002, № 2), в компанию с 80W90 - более "жидкий" ЕРХ80 (2002, № 4). Теперь "плечом к плечу" с образцами 75W90 встал SAF-X вязкостью 75W140. Вообще-то оно не совсем для наших машин и предназначено для сверхнагруженных главных передач задне- и полноприводников, в том числе и с блокируемым дифференциалом. Подойдет для "Ленд-Крузера", "Паджеро", "Патруля". В общем, для российских автомобилей оно густовато. Тренировать им коробки передач без веской на то причины нет нужды. А вот поющие задние мосты иной раз и спасибо скажут владельцу-экспериментатору.
ДЛЯ ЧЕГО
А правда, для чего покупать дорогое масло на синтетической основе, если и с минеральным трансмиссия неплохо работает: не досаждает поломками, не пугает воем шестеренок.
Говоря о моторных маслах, мы не раз отмечали достоинства синтетических компонентов. Прежде всего, возможность использовать их в более широком диапазоне окружающих температур, особенно низких. То же и здесь. Так, у дешевого минерального масла, маркированного 85W90, будет примерно та же вязкость при минус 12°С, что и у дорогого 75W90 при минус 40°С. А, скажем, при одинаковых минус 20°С их вязкость будет отличаться в 30-50 раз. Впечатляет? Очевидно, в одном случае передачи будут включаться с заметным усилием, в другом - почти как летом. Но и это не все. Преимущества масел на синтетической основе проявятся и в условиях экстремальных нагрузок на трансмиссию, когда все масла, нагреваясь, становятся более жидкими. Здесь высококачественные проявят большую стойкость. Кстати, а как у них дела со способностью держать нагрузку?
КАКОВО!
Результаты испытаний не просто приятно удивили - они были как гром среди ясного неба. По всем проверенным параметрам сегодняшние претенденты уверенно оторвались от своих более дешевых коллег, причем так далеко, что аутсайдеры попросту скрылись за горизонтом. Поясним на цифрах.
Возьмем нагрузку сваривания, определяемую на стандартной четырехшариковой машине трения. Она показывает способность масла держать критическую нагрузку, и по ней, кстати, наряду с другими параметрами, подразделяют масла на группы. Для GL-3 по международной или ТМ-3 по отечественной классификации установлено минимальное значение 2760 Н. Примерно столько или чуть меньше показывают и моторные масла вязкостью 15W40. Следующая группа GL-4 (ТМ-4) обязана выдать "на-гора" 3000 Н, а для GL-5 (ТМ-5) вынь да положь 3280 Н.
А теперь о результатах. Масла 85W90, наиболее дешевые и ходовые, показали от 2607 до 4635Н. Разброс большой, но среднее значение для десяти проверенных образцов оказалось 3827Н. Вроде бы, хорошо, заметно превышает требования группы GL-5. Однако не будем спешить. Кроме требований стандарта, есть более строгие условия автопроизводителей. АвтоВАЗ требует от масла не менее 3483Н (355кгс), а АЗЛК и того больше - 3924Н (400кгс). С этих позиций результаты, показанные образцами 85W90, уже не кажутся столь обнадеживающими.
Следующая группа - масла среднего ценового диапазона вязкостью 80W90. Эти, помнится, показали от 3283 до 4635Н, но среднее значение для этой десятки - уже 4122Н. Совсем другое дело. А что же наши сегодняшние образцы 75W90? У них результаты еще выше - от 3685 до 5204 Н (!) при среднем значении (здесь их тоже десять) 4508Н. Отрыв оказался неожиданно велик. И это при том, что присутствующие в маслах синтетические компоненты напрямую не влияют (или не должны влиять) на нагрузку сваривания.
Победа в двух других номинациях вполне понятна. Блестящие низкотемпературные свойства и очень хорошие высокотемпературные (при перегреве масла в критических условиях). Незаурядные способности в экстремальных условиях показал "Кастрол 75W140". Рекомендовать его каждому, пожалуй, не будем, но для районов с жарким климатом и тяжелых условий - почему бы нет? В мосты, разумеется.
ХОРОШЕЕ ИЛИ ДЕШЕВОЕ
Вот и познакомились мы с очередными результатами теста. Они и сами по себе интересны, а если с предыдущими сравнить...
Итак, если сопоставлять осредненно, недорогие трансмиссионки вязкостью 85W90 стоят от 40-50 (отечественные) до 120-150 руб. за литр (импортные). Предназначены для уверенной работы при температурах до минус 12°С (изредка - чуть ниже), имеют нагрузку сваривания 3800 Н (в среднем) и без энтузиазма относятся к экстриму (вязкость около 5,6 мм2/с при 150°С).
Следующая группа 80W90 укладывается в ценовой диапазон 130- 150 руб. с редкими отклонениями в большую или меньшую сторону. Вместо минус 12 уже минус 26°С, нагрузка сваривания вырастет до 4100, но "горячая" вязкость остается на том же уровне (5,52 мм2/с). Спрашивается, стоит ли покупать наиболее дорогие из масел 85W90, когда за те же деньги можно взять 80W90?
А дальше - наши экстремальщики. Они лучше по всем параметрам, причем почти по всем - намного, а вот цена... Да, вдвое больше - от 240 (210 за отечественный "Спектрол") до 350- 450 руб. за литр. Очень это дорого или все же не очень?
В коробку передач и задний мост "Жигулей" уйдет меньше 3 литров. Дешевое отечественное 85W90 обойдется таким образом в 120-150 руб., "среднее" 80W90 - в 360-450 руб., а дорогое - в 700-1200 (до 1400) руб. С учетом замены раз в 60 тыс. км и среднего эксплуатационного расхода топлива около 9 л/100 км выйдет, что расходы на трансмиссионное масло составят от 0,28% за дешевое масло, до 3,5% за дорогое от затрат на бензин. Много это или нет - решать вам.
Wellrun.
У него рекорд по другому параметру - нагрузке сваривания: 5204 Н. Конечно, мы не утверждаем, что в мире нет масел, способных на такое, но из тридцати проверенных образцов (за три теста) близких цифр не показал ни один.
Liqui Moli.
Образец продемонстрировал абсолютный рекорд хладостойкости, включая два прошлых теста, - вязкость 5337 мПа.с при минус 30°С. Есть пара конкурентов, подобравшихся довольно близко, но отрыв от остальных довольно велик.
Spectrol Synax.
Единственный на тесте отечественный продукт. Во все стандарты уложился, хотя до повышенных требований производителей малость не дотянул. В общем, выступать в "еврокубках" можем, но побеждать пока не готовы.
Castrol.
Как и следовало ожидать, у масла вязкостью 75W140 стойкость к перегреву (вязкость при 150°С) оказалась наивысшей. Формально это тоже рекорд - масло будет лучше работать в экстремальных условиях. Но еще раз повторим: продукт специфический (посмотрите на вязкость при 100°С), с его применением стоит быть крайне осторожным (в коробки передач - не заливать!).
НАША СПРАВКА
Анализируя температурно-вязкостные свойства масел при низких и высоких температурах, оценивают разные вязкости. При высоких - кинематическую (измеряется в мм2/с), при низких - динамическую (размерность - Па.с). Кинематическая вязкость по своей сути определяет способность масла течь и затекать, иными словами, это жидкотекучесть. Динамическая - характеризует сопротивление сдвигу, когда масло густеет, проще говоря, это скорость сдвига.
При низких температурах определять кинематическую вязкость вместо динамической нельзя, поскольку густое масло с загустителем-полимером не является так называемой ньютоновской жидкостью.
Наоборот, определять динамическую вязкость при рабочих температурах нет смысла - сложно, да и зачем это, если здесь можно пользоваться простой формулой для пересчета, известной из школьной физики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ
Образец, ЗаявленныйНагрузка Вязкость динамическая Вязкость кинематическая
цена за 1 лпроизво-сварива-при низких температурах, при высоких температурах,
дительния, мПа.смм2/с
Н-20°С-30°С100°С150°С
Liqui Moly, Liqui Moly
API GL-5GmBH 46352385533714,36,1
SAE 75W90D-89081 ULM
310 руб.
WellrunWellrun
Passion SynthgearFemhavenweg
API GL-4, GL-550 3089 KH 5204606215 11414,85,8
SAE 75W90Rotterdam
250 руб.
Castrol Castrol Austria
SAF-X GmBH 2355
API GL-5Wiener 4900960722 40324,19,3
SAE 75W140Neudorf
450 руб.
76 Lubricants Company76 Lubricants
MP Gear Lube Company
API GL-4, GL-5 a division 41362078593713,86,0
SAE 75W90of Costa Mesa,
290 руб.California
ValvolineManufactured by Valvoline
GEAR OIL Syn Power Erope, a division of Ash-
API GL-4, GL-5land Inc. Wildrechtsewey 4900490511 97014,45,8
SAE 75W9039 3316 BG Dordrecht
290 руб.Netherlands
MotulManufactured
GEAR 300by Motul 119 Bd
API GL-5Felux 94 93303 4900597215 36514,15,7
SAE 75W90Albervilliers CX,
450 руб.France
JB German Oil
Hypoid-Getriebeoel, Made
Vollsynthetischin Germany41362557582214,36,0
API GL-5 SAE 75W90
240 руб.
Texaco
Multigear S
API GL-4, GL-5Texaco EC4900478511 81613,85,5
SAE 75W90
240 руб.
Mobil Oil
Mobil SHC Corporation
API GL-5 Keskuskatu 7, 3685807120 00016,36,5
SAE 75W90Helsinki,
350 руб.Finland
Spectrol SynaxПромышленная
API GL-5группа 3685960734 85813,85,3
SAE 75W90"Спектр-Авто"
210 руб.
Материал предоставлен:
WWW.ZR.RU - автомобильный журнал "За рулем".
Автор: Александр Будкин
Реклама:
Где заказать
рерайтинг текстов
узнай на сайте eTXT.ru