Самыми первыми, естественными “зеркалами” древнего человека были водные глади рек, озер и морей. Но уже в бронзовый век, по свидетельствам историков, их функции выполняли специальные, тщательно отполированные бронзовые пластины.
Археологи неоднократно находили античные вазы с сюжетными сценами, в которых красавицы в хитонах любовно разглядывали свои лица в ручных зеркальцах из бронзы. Известно, что в Древнем Риме пользовались небольшими по размеру стеклянными зеркалами. Изобретателями таких выдувных зеркал считали финикийцев, проживавших на территории нынешней Сирии и Малой Азии.
В Европу первые маленькие выдувные стеклянные зеркала были завезены крестоносцами в XII-XIII веках. В средние века их выпуском занимались мастера Венеции, работающие на острове Мурано. Между прочим, и поныне это место в Италии славится своим стеклянным и зеркальным производством.
В начале XIV века маленькие зеркальца, обрамленные слоновой костью, черепаховым панцирем или серебром, приравнивались европейцами к драгоценным атрибутам туалета. Недаром знатные дамы и кавалеры с гордостью носили их на поясе или на груди, подвешивая на цепочку. Иногда такие зеркальца прикрепляли к крохотным сумочкам.
Во времена расцвета готической архитектуры получило широкое развитие витражное искусство. Витражи украшали дома знати и являлись неотъемлемой частью церковного убранства. Витражное искусство невольно способствовало дальнейшему совершенствованию стекольного, а затем и зеркального ремесел. Отныне амальгаму для зеркал стали делать из такого же свинца, что и переплеты для витражей. К тому же, новые выдувные зеркала несколько увеличили свои размеры.
А в XVII веке на французской фабрике в местечке Тур ла Виль были созданы по-настоящему большие зеркала. Их впервые в истории зеркального дела выполнили в виде плоских листов из расплавленной стекольной массы. С этого момента большие листовые зеркала стали главным украшением интерьеров королевских дворцов Европы. Они даже потеснили дорогие гобелены, занимавшие до этого первое место в убранстве дворцовых покоев. В эпоху барокко и рококо настенные зеркала обрамлялись прихотливо изогнутыми деревянными гирляндами и раковинами. Зачастую дерево покрывали позолотой.
С этого момента зеркала стали подлинными предметами роскоши. Одним из первых на Руси украсил свои дворцовые палаты зеркалами Петр Великий, настоящий новатор во всех вопросах, включая оформление интерьера. Интересно, что в его Летнем дворце (арх. Д. Трезини) зеркала были развешены на стенах столь высоко, что в них даже сам Император, отличавшийся высоким ростом, не мог увидеть свое отражение. Знатоки русского быта считают, что причина такого размещения кроется в том, что прежде на Руси смотреться в зеркало считалось греховным занятием, напрасно разжигающим тщеславие человека.
Русский царь нашел компромиссное решение: его зеркала просто декорировали комнаты дворца, зрительно увеличивая внутреннее пространство. А вот Екатерина Великая уже с удовольствием смотрелась в зеркала, которые особенно блистательно – во всех смыслах этого слова – украшали огромный тронный зал Екатерининского дворца (арх. Б. Растрелли) в Царском селе.
Нельзя не отметить, что Бартоломео Растрелли умело использовал приемы расширения пространства во многих дворцовых интерьерах столицы и пригородов. Например, благодаря его гениальной идее, в величественном Зимнем дворце Санкт-Петербурга Парадная лестница была обрамлена с одной стороны настоящими, а с другой — ложными окнами, со вставленными в рамы зеркалами.
Иллюзию разворота Парадной лестницы в пространстве дополняли и окна, симметрично расположенные по бокам лестницы, согласно принятым канонам дворцового строительства. То есть, благодаря остроумному решению архитектора, посетителям дворца казалось, что лестница пристроена к основному зданию с набережной, перпендикулярно фасаду, а не идет вдоль него. Надо сказать, что в старину иностранных гостей такое обилие дорогих зеркал в русских дворцах поражало не меньше, чем золоченые крыши и купола церквей.
В нашем веке технология покрытия зеркал амальгамой изменилась мало. Можно сказать, что два основных вида современного покрытия — это серебряное и алюминиевое. Для защиты амальгамы применяют зеркальный лак на основе алюминиевой пудры, фенольный лак или акриловые красители.
Зеркала с серебряной амальгамой и поныне считаются наиболее надежными и влагостойкими. Хотя, в целом, зеркала не любят взаимодействия с водой и прямыми солнечными лучами, от которых тускнеют. В наше время можно приобрести и особенные — влагостойкие – зеркала, способные находиться даже под водой, например, на дне бассейна. Правда, стоят такие зеркала намного дороже обычных.
Из зеркал в сочетании с прозрачным стеклом нынешние мастера научились делать оригинальную мебель на заказ — для гостиных, кабинетов, спален и ванных комнат. Это могут быть журнальные столики, горки, шкафчики и стеллажи для спальни, гостиной, прихожей, кабинета или ванной. Пожалуй, именной в ванной комнате зеркала играют особую роль, помогая увеличить зрительно маленькое помещение. К тому же, за зеркальными дверцами шкафчика ванной легко скрыть предметы гигиены.
Большое зеркало в ванной комнате может быть повешено над раковиной или занимать всю стену за ванной. Запомните: если вы хотите наклеить зеркало прямо на стену, то перед этим надо будет очень тщательно обработать всю поверхность стены. Используемый клей ни в коем случае не должен содержать цемента, — чтобы не испортить амальгаму.
Обратите внимание, что нередко для крепления зеркала на стену комнаты или дверцу шкафа используют металлические крепления. Надо помнить, что в местах соприкосновения металла и стекла требуются мягкие и пористые прокладки – картон, натуральная пробка, пластмасса. Без них зеркало, скорее всего, отколется.
Существует несколько общих, хотя порой и противоречивых, правил размещения зеркал в помещении. Так, большинство психологов сходится во мнении, что не следует ставить зеркало в спальне напротив кровати. Поскольку таинственной глубиной мерцающего пространства оно может вызвать тревогу у внезапно проснувшегося ночью человека. Ведь в любом зеркале, согласитесь, кроется какая-то тайна. Недаром считается, что зеркала “помнят” все свои отражения. Навсегда! И все же некоторые дизайнеры полагают, что овальное или круглое зеркало в бронзовой раме, повешенное рядом с кроватью и отражающее свет мягких ночников, создает в спальне необычайно теплую интимную обстановку.
УРОКИ РАСТРЕЛЛИ
И еще. Согласно некоторым народным поверьям, нельзя вешать зеркало в прихожей так, чтобы оно отражало входную дверь, “выманивая” из квартиры удачу. Впрочем, есть и другое мнение, по которому зеркало напротив входной двери ограждает семью от дурных намерений гостей. Но, как бы то ни было, во всех случаях важно, чтобы зеркало в прихожей было достаточного размера для отражения фигуры целиком, а не только по пояс. Только тогда выходящий из дома человек будет уверен, что в его внешнем виде все в полном порядке. Кстати, если прихожая выдержана в современном стиле, то и зеркало в ней не должно иметь сложную по декору раму, здесь подойдет самый простой вариант по оформлению и крепежу.
В маленьких квартирах и офисах, с узкими коридорчиками и низкими потолками, дизайнеры советуют размещать большие не обрамленные зеркала вдоль стен коридора. Неплохо, если и потолок в некоторых помещениях будет зеркальным. Тогда пространство квартиры “раздвинется”. Вспомним уроки Растрелли! И тогда даже самая скромная по размерам “хрущоба” станет хоть немного, да походить на изящный загородный дворец…