C 24 по 26 октября 2007 года в Санкт-Петербурге состоится межрегиональная конференция, посвященная освоению подземных пространств города. Инициатор ее проведения – ОАО «ЛенНИИпроект».
Подземная урбанизация активно развивается во всем мире. Зарубежный опыт показывает, что для обеспечения устойчивого равновесия и комфортного проживания в мегаполисе доля подземных сооружений от общей площади вводимых объектов должна составлять 20-25%. В Москве же эта цифра не превышает 8%. В Санкт-Петербурге данный показатель еще ниже.
По мнению специалистов, без прокладки новых подземных дорог нас ожидает транспортный коллапс, что, собственно, мы и наблюдаем. В условиях дефицита свободных участков в мегаполисах под землей могут располагаться дублеры транзитных транспортных магистралей, пешеходные переходы, транспортные развязки, гаражи, паркинги, торговые объекты и многое другое. Это позволяет не только экономить городские территории, но и сохранить уникальный внешний облик исторических районов, ценные ландшафты и целые природные комплексы.
В Генплане Петербурга предложение по использованию подземного пространства ограничивалось только строительством гаражей и автостоянок. Любопытно, что еще в 1979 году был выполнен «Проект планировочной организации и освоения подземного пространства г. Ленинграда», над которым трудились почти два десятка ленинградских организаций. Позднее на международной конференции «Подземный город: геотехнология и архитектура», прошедшей на невских берегах в 1998 году, была озвучена «Концепция комплексного освоения подземного пространства Санкт-Петербурга». Однако из-за экономических трудностей того времени она не была принята, и немногочисленные примеры освоения подземного пространства не соответствовали этому документу.
В соответствии с Концепцией подземное пространство условно подразделялось на три уровня. Первый, глубиной до 6-8 метров, использовался для инженерных коммуникаций, пешеходных переходов и гаражей, ниже, на глубине до 30 метров, предполагались транспортные развязки, протяженные транспортные тоннели и другие подземные сооружения, а все, что глубже 30 метров, предназначалось для дальнейшего развития метро. В настоящее время подземные сооружения, заглубленные на 5-10 метров, в Санкт-Петербурге являются большой редкостью, а находящиеся на глубине более 10 метров практически отсутствуют.
Развитие подземного строительства у нас в городе идет крайне медленно также из-за сложных инженерно-геологических условий, недостаточной оснащенности и отсутствия положительного опыта. Однако, по мнению ученых, в Петербурге грунты ничуть не хуже, чем, например, в Голландии, где интенсивно развивается подземное строительство. Имеется международный и отечественный опыт, позволяющий строить наклонные ходы, вертикальные штольни и подземные сооружения в аналогичных Петербургу гидрогеологических условиях.
Опыт освоения подземного пространства показывает, что традиционных инженерно-геологических исследований недостаточно, а технологические решения оказывают основное влияние на разработку проекта. Многоэтажные подземные конструкции, как правило, выполняются в котлованах, образованных путем устройства опускных колодцев, «стен в грунте», металлического шпунта, роторного закрепления грунта и др. Ограждения по контуру котлованов должны предотвращать подвижки оснований соседних зданий. Глубина таких ограждающих конструкций может достигать 20 и более метров, с применением распорных и анкерных систем. Отдельным способом подземного строительства, используемым в метростроении и возведении подземных транспортных тоннелей, является так называемый закрытый способ щитовой проходки. Основной материал для строительства подземных сооружений – монолитный железобетон. К бетонам подземных сооружений предъявляются специальные требования.
В городских условиях для устройства открытых котлованов средней глубины (здания с 1-2 подземными этажами) возможно применение различных методов ограждения котлованов и искусственное понижение уровня подземных вод. Для зданий, имеющих 3 и более подземных этажей, при плотном окружении городской застройкой, эффективно строительство методом «сверху вниз», что позволяет одновременно возводить наземную и подземную части здания, снизить шум при работе в замкнутом пространстве, исключить влияние погодных условий и т.п. Всякое подземное строительство требует детально разработанного проекта с применением сертифицированных программ, обеспечивающих точность расчета, в том числе прогноза деформационного поведения объекта и обязательное в процессе строительства геотехническое сопровождение - мониторинг.
По материалам ОАО «ЛенНИИпроект»