Ну, во-первых, обозначим, что следует понимать под антиобщественным поведением "отелефоненных" сограждан.
Первым делом это, конечно же, их раздражающие звонки в самое неподходящее время.
Сколько не уговаривают выключать телефоны, к примеру, во время спектаклей, владельцам мобильников всё равно: никуда от звонков-мелодий и глупых разговорчиков не денешься.
В 2002 году в Нью-Йорке с плохим поведением хозяев телефонов даже предлагалось бороться на законодательном уровне: член горсовета Филипп Рид (Philip Reed) требовал официально запретить пользоваться мобильниками в театрах, кино, галереях и концертных залах, установив штраф в $50. Предложение было высмеяно как неосуществимое.
Однако проблема никуда не делась и, можно сказать, обостряется, ведь владельцев телефонов становится всё больше и больше, а примерным поведением отличается далеко не каждый.
Об интересной инициативе рассказывает журнал The Economist: англичане Криспин Джонс (Crispin Jones) и Грэм Паллин (Graham Pullin), а также их коллеги из компании IDEO затеяли проект Social Mobiles — мобилы, учитывающие интересы общества.
Этот проект уже заработал гран-при фестиваля (2002 Media Arts Festival), который провело японское агентство по делам культуры (Japan's Agency for Cultural Affairs), что можно назвать достаточно высокой оценкой этой, в сущности, юморной инновации.
Надо бы отметить, что IDEO — серьёзная дизайнерская контора, сотрудники которой умело сочетают искусство и технологии. Среди их работ дизайн КПК Palm V, мыши Microsoft, цифрового видеомагнитофона TiVo и других известных изделий.
К счастью, у дизайнеров IDEO остаются время, силы и деньги на некоммерческие разработки — концепции, которыми занимаются, как говорится, для души. Social Mobiles — один из таких проектов.
В ходе научно-исследовательской работы над проектом команда под руководством Джонса и Паллена сотворила пять опытных образцов социального мобильника, название которых вышло из сокращения Social Mobiles — SoMo. Каждая модель по-своему влияет на поведение владельца.
Самый радикальный из всех телефонов — это SoMo1. Его хозяин получает умеренный удар током, если собеседник на другом конце начинает говорить слишком громко. Электрическое наказание должно стимулировать обе стороны говорить спокойнее. Повысили голос — тряхнули собеседника: стоит ли превращать телефонный разговор в поединок под напряжением?
SoMo2 предназначен для использования в местах, где телефонные разговоры вообще неуместны. Владелец устройства орудует джойстиком и парой кнопок, тем самым, управляя синтезатором речи. Получается невербальная, то есть, бесшумная связь.
Третий телефон — SoMo3 — смахивает на маленький музыкальный инструмент, похожий на кларнет. Соответственно он и работает: чтобы набрать номер, нужно дуть в мундштук и зажимать клавиши. Таким образом, исполненные на SoMo3 мелодии заменяют телефонные номера.
Социальный смысл этого устройства в том, что владельцу перед тем, как позвонить, каждый раз придётся оценивать уместность своего "духового" выступления на публике.
В мобильнике SoMo4 звонок заменён на стук: перед звонком владелец телефона должен представить, что стоит перед дверью своего будущего собеседника. Стучать полагается по задней панели аппарата.
Получатель запроса слышит эти удары, закодированные и переданные посредством короткого текстового сообщения, и в зависимости от настойчивости стука, количества ударов и их интенсивности решает насколько тот или иной звонок срочный.
SoMo5 в чём-то сродни SoMo1. По неприятности воздействия. Если кто-то поблизости говорит по мобильнику чересчур громко, вы нажимаете на своём аппарате кнопку, а "громкоговоритель" получает в свою трубку звуки крайне неприятного и назойливого характера. Таким образом, вы анонимно даёте хаму понять, что он пересёк границы дозволенного.
Разумеется, ни один из этих телефонов не предназначен для производства и продажи. Своими социальными мобилами авторы проекта всего лишь надеются спровоцировать общественные дебаты по проблеме. И это у них, похоже, получается.
Странно, что у Social Mobiles нет своей странички в Сети, да и вообще — информации очень мало: статья в The Economist, да пара абзацев с картинками на сайте японского фестиваля — больше, собственно, ничего и нет. А технические характеристики с идеологией проекта совсем бы не помешали.
И всё-таки, надо ли бороться с антиобщественным поведением владельцев мобильников? Нужно ли их глушить или штрафовать? Есть ли у проблемы реальное (не такое шутливое) технологическое решение? А сами-то вы отключаете телефоны в кинотеатре?