Над этими странными (на первый взгляд) вопросами размышляли участники недавнего дизайнерского конкурса VDA Design Award с подзаголовком "Будущий дорожный транспорт-2020", проводившегося под эгидой Немецкой ассоциации автоиндустрии (VDA) и при поддержке ряда автопроизводителей.
Хотя работы молодых дизайнеров сводились к красивым рисункам, им нельзя отказать в своеобразной логике и продуманности внутреннего устройства транспортных средств. К тому же многие идеи, предложенные авторами проектов-победителей, могут заметно повлиять на картину грузовых перевозок.
Давайте же познакомимся с этими экзотическими автомобилями.
Ин придумал машину, которая может гибко приспосабливаться к форме самых разнообразных грузов, будь то простой параллелепипед, труба или какая-то сложная конструкция.
Грузовой платформы как таковой у авто нет. Вместо неё — система из восьми угловатых манипуляторов, "рук-ног", приводимых в действие, судя по всему, гидравликой.
Четыре из них — это нечто вроде ног: они связывают кабину (стоящую на четырёх колёсах) с отдельной задней осью. Четыре других ("руки") обхватывают сверху груз и поднимают его.
Он придумал "Дорожный поезд" (Road Train). По замыслу Биро, этот грузовик должен работать на топливных элементах, а нижняя часть его бортов сделана из мягких материалов — для безопасности при ударе легковушки.
Но главное — составные части Road Train, те, что выглядят на рисунке прицепами. Это самостоятельные машины, следующие в сантиметрах друг за другом благодаря синхронному управлению с общего компьютера и куче датчиков.
Таким образом, простым нажатием кнопки машину можно удлинять (или укорачивать), добавляя новые секции. При этом внутренний объём грузовика будет меняться в пределах от 50 до 300 кубических метров.
3-й приз увёз домой Сас Золтан (Szsz Zoltn), также из университета дизайна в Будапеште. Судьям приглянулся его Long Distance Animal Transport — специальный автопоезд для перевозки животных.
Внутри — пространство, адаптируемое под различных животных (возможно, речь идёт о передвижных перегородках, но никаких пояснений на этот счёт не даётся), и система выдвижных трапов для погрузки. Хоть лошадей заводите сюда, хоть слонов — всем будет удобно.
К тому же в кузове предусмотрены автономная система вентиляции и поилка.
Однако наиболее, на наш взгляд, продуманная работа в число главных призёров не вошла, а была отмечена в категории "Специальное упоминание".
Это система контейнерных перевозок "Два в одном" (Two In One) Карстена Виллманна (Karsten Willmann) из университета прикладных наук Дрездена (Hochschule fr Technik und Wirtschaft, Dresden).
Состоит она из двух самостоятельных автомобилей. Первый — электрическая самоходная кабина в виде бочки (так и называется — "Кабина"). Никаких колёс вроде не заметно. Но они есть — большие кольца размещены в торцах цилиндрического корпуса и охватывают двери. Со всех сторон эти кольцевые колёса прикрыты, кроме небольшого выреза внизу, где они и соприкасаются с дорогой.
Как ездить на двух колёсах, расположенных на одной оси, давно известно: спасибо самокату Segway. Вот и Карстен предусмотрел внутри "систему гироскопов". Впрочем, на стоянке снизу выдвигаются маленькие поддерживающие колёсики. Кстати, принцип "колёса вокруг дверей" практически идентичен строению необычного автомобиля Moovie.
Второй автомобиль — прямоугольная плоская тележка под стандартный контейнер — называется "Автоматически управляемый контейнеровоз" (Container Automated Guided Vehicles — AGV). Внутри находятся источник питания, электромоторы, система управления поворачиваемыми передними колёсами, прочая электроника.