Однако знакомьтесь: Рафаэль Лозано-Хеммер (Rafael Lozano-Hemmer). Родился в Мехико в 1967 году. Степень бакалавра наук, заметим, в области физической химии он получил 1989-м, в университете Конкордии (Concordia University), что в канадском Монреале. С начала 1990-х Лозано-Хеммер, называя себя электронным художником, создаёт крупномасштабные интерактивные сооружения в общественных местах, для которых обычно применяет новейшие технологии и изготовленные на заказ интерфейсы.
Используя робототехнику, проекции, звук, свет, Интернет и сотовую связь, разнообразные датчики и другие устройства, Рафаэль делает "временные антипамятники для агентства инопланетян" ("temporary antimonuments for alien agency"), которые, впрочем, благодарно принимают и земляне.
Исправляем сие недоразумение. Надо сказать, что у Лозано-Хеммера немало заслуживающих внимания проектов (полный список здесь), но уложить описания даже большинства из них в рамках одной статьи невозможно, поэтому мы ограничимся самыми, как нам кажется, зрелищными.
К таковым несомненно принадлежит серия "Относительная архитектура" (Relational Architecture), третий проект из которой называется "Ответ на позиционирование ужаса" (Re:Positioning Fear) и был показан в 1997 году на бьеннале в австрийском Граце.
На стену 350-летнего Landeszeughaus, ставшую экраном 15 x 20 метров, проецировались гигантские тени прохожих (благодаря технике, кстати, издававшие звуки) и тексты из чата с участием 30 художников и теоретиков из 17 стран, обсуждающих "страхи современников" на сайте проекта.
Всё вместе это, к тому же, демонстрировало три средневековых страха жителей Граца: нашествие саранчи (нанёсшее удар в 1477 году), Чёрную Смерть (Black Death — эпидемию, к счастью, миновавшую горожан) и падение города перед турецким захватчикам (чего тоже никогда не было).
Тысячи фотографий-портретов людей, сделанных на улицах, проецировались на стену, но только в пределах теней прохожих, силуэты которых в высоту достигали от 2 до 25 метров, в зависимости от того, как далеко люди проходили от мощных источников света, размещённых на площади.
В каждом из городов было выбрано открытое пространство площадью примерно в 1,5 тысячи квадратных метров, например, университетский городок или рынок.
В Under Scan была задействована куча оборудования: вышеупомянутый прожектор, 14 проекторов по трём сторонам периметра плюс отслеживающая движения прохожих камера и, конечно же, мощные компьютеры. Но получилось круто – откуда ни возьмись, в чёрной тени пешехода появлялся другой "цветной человек", смотрел на него, махал руками, поворачивался и так далее.
За 14 дней пользователи предложили примерно 3,5 миллиона своих файлов-проектов. И создания отдельных творцов сменяли друг друга в небе с интервалом в восемь секунд, а само шоу можно было увидеть там же, в Интернете, посредством сети вебкамер.
О том, как сильно выглядело это "светопреДставление" четвёртой фазы "Относительной архитектуры", вы можете судить по фотографиям. Неудивительно, что в конце 2003 года Лозано-Хеммер решил развить успех Vectorial Elevation, правда, под другим названием и иными правилами игры.
С 1 по 24 ноября 2003-го японцы могли использовать сайт проекта, чтобы отправить короткие текстовые сообщения друг другу, используя сотовый телефон или браузер. Однако, вместо обычной прямой пересылки, SMS проходили на сайте через компьютерную программу, которая преобразовывала их в подобие азбуки Морзе, а впоследствии — в уникальные последовательности вспышек 20 прожекторов, под разными углами направляемых электроникой в небо вокруг центра YCAM.
Как только участник прочитывал сообщение, оно исчезало с неба и кратко показывалось на фасаде центра YCAM. 400 тысяч человек из 94 стран с удовольствием занимались "Амодальным подвешиванием", отправив, в общей сложности, около 6,5 миллионов SMS.
И вообще, Рафаэль Лозано-Хеммер – очень интересный автор. Яркий. Согласитесь.