"Шнайдер, со своей стороны, всё ещё надеется найти город, который примет его куб", — этим предложением закончилась наша статья от 17 августа 2005 года. То есть уже тогда было очевидно, что скандальная история с творением "Cube Venice 2005" немецкого художника Грегора Шнайдера (Gregor Schneider) будет иметь продолжение. Она и возымела. 14-метровый чёрный ящик, переименованный в "Cube Hamburg 2007", с 23 марта до 10 июня стоит себе перед главным Гамбургским музеем искусств (Hamburger Kunsthalle).
Хубертус Гасснер — директор этого музея и куратор выставки "Чёрный квадрат. Чествование Малевича" (Das schwarze Quadrat. Hommage an Malewitsch). Во многом благодаря Гасснеру удалось побороть опасения относительно "оскорбления мусульман Европы" и создать абсолютный контраст квадратному белому зданию Hamburger Kunsthalle.
В том же году Грегор был приглашён со своим "Кааба-кубом" в Берлин, в тамошний музей современного искусства. Художник оперативно переименовал работу в "Cube Berlin 2006" и помчался было в германскую столицу.
Но его снова ждал облом — генеральный директор государственных музеев Берлина Питер-Клаус Шустер (Peter-Klaus Schuster) приказал всё прекратить, хотя, как говорят, каталог выставки был уже в принтере.
"Мы заранее начали консультироваться с лидерами мусульманского сообщества о возможных проблемах. Это был такой откровенный и искренний диалог с "потенциально оскорблёнными", — объясняет менеджер проекта "Cube Hamburg 2007" Феликс Кремер (Felix Kraemer). — И все, с кем мы говорили — а это нормальные гамбургские мусульмане и религиозные деятели — были абсолютно благосклонны и не видели в чёрном кубе никаких проблем. Напротив, они назвали это "триумфом свободы самовыражения".
Вот так Гамбург с его большими турецкими и иранскими общинами принял-таки сомнительную инсталляцию, хотя и под прикрытием "Чёрного квадрата" Малевича. Интересно, как сложилась бы судьба куба, если б его успел построить сам Казимир Северинович в качестве "могилы Ленина"?