Автоматы по продаже табачных изделий в Америке в начале 1990-х были запрещены по одной простой причине — чтобы сигареты в них не могли покупать дети до 18 лет. Таких машин в Штатах на тот момент было великое множество, и зачастую хозяева аппаратов просто выключили их, оставив на своих местах.
И вот однажды в 1997 году художник по имени Кларк Виттингтон (Clark Whittington) собрался показать своё искусство в городке с "сигаретным" названием Уинстон-Сейлем (Winston-Salem), что в Северной Каролине. Сделать это он решил на персональной выставке в местном кафе (Mary's Of Course Cafe). Тут-то ему в глаза и бросилась запрещённая "папиросная машина". Виттингтон вдруг вспомнил своего приятеля, который бурно реагировал на шуршащий целлофан: если кто-то рядом распаковывал что-то съестное, друг художника терял над собой контроль и стремился вмиг заполучить то же самое.
Таким образом, в июне 1997-го заработал первый "Артомат" (Art-o-mat), которому сам создатель ни за что не дал бы 10 лет жизни — Кларк пообещал Синтии демонтировать машину в июле того же года. Но когда пришёл срок, хозяйка заведения сказала, что полюбила автомат, и выразила желание оставить его на том же месте на постоянной основе.
Своей миссией A.I.C. провозгласила поощрение "потребления" искусства путём объединения его мира с миром торговли "в инновационной форме". В общем, "Художники в целлофане" заявили, что искусство должно быть прогрессивным, но при этом всё же персонализированным и доступным. И признались, что торговый автомат для достижения означенных целей подходит как нельзя лучше.
На сегодняшний день проект Art-o-mat объединяет около 400 "художников в целлофане" из 10 стран. И если вы хотите стать одним из них, придётся принять строгие руководящие принципы, любое отклонение от которых не обещает ничего хорошего.
Затем необходимо изготовить полностью готовый ко всему опытный образец — "отражение вас и вашего искусства" – и, сопроводив кратким описанием, выслать его для ознакомления "Художникам в целлофане". Также надо распечатать и заполнить форму (PDF-документ), и отправить её тоже.
A.I.C. подсказывает: большинство "двухмерных" художников (живописцы, например) берёт за основу деревянные блоки, в то время как большинство 3D-художников (скульпторы, ювелиры и так далее) укладывают свои работы в "фирменные" коробки "Художников в целлофане".
Если же ваш опытный образец будет принят, то A.I.C. пришлёт уведомление, чтобы вы начали мелкосерийное производство: минимальный тираж 50 экземпляров. Готовую партию вы отправляете "Художникам в целлофане", они через некоторое время (возможно даже, что через несколько месяцев) ответят вам, в каком городе и машине работы будут продаваться.
Местоположения "Артоматов" показаны здесь. Как видим, по одному автомату имеют Великобритания, Канада и Австрия. Имена художников выложены тут. Кликнув на фамилии, вы увидите продающиеся работы.
И, представьте себе, эта система работает целое десятилетие, причём её создатели утверждают, что "дико успешно". Поздравляем! Всё ж лучше, чем сигареты детям продавать.