Известный британский дизайнер Марк Ньюсон (Marc Newson), владелец одноимённой компании, создал много любопытных вещей — от часов и мебели, интерьеров отелей и ресторанов до концепт-каров.
Он сотрудничал со многими известными компаниями. А недавно, к примеру, спроектировал форму для команды Австралии, в которой она выйдет на нынешние Олимпийские игры в Афинах.
Почему именно Австралийской — понятно: Марк родился в Австралии и долгое время жил там, лишь позднее перебравшись в Европу.
В ряду сервизов, велосипедов, кресел и интерьеров для баров самолёт "от Ньюсона" выглядит необычно.
Но в авиации Марк не совсем новичок — он, например, создал интерьер французского реактивного самолёта бизнес-класса Dassault Falcon 900B.
Впрочем, интерьер-интерьером, а замахнуться на целый самолёт… Да ещё такой необычный — персональный реактивный двухместный самолёт. И претендовать на техническую реальность проекта!
Другая причина, почему так важно для меня принять этот вызов — это моё вдохновение и понимание материалов, и способов работать с ними.
Всё, что мы называем "новыми материалами", так или иначе, были разработано именно в авиационной промышленности".
А какой художник не мечтает всласть "полепить" из самой "высокотехнологичной глины"? Итак, Ньюсон доверился своему чутью, ну и компьютерному моделированию, добавим, тоже.
В качестве "глины" выступили алюминиевые сплавы и углеродные композиты.
Почти полностью ручная работа заняла два года, и вот теперь миниатюрный самолёт Kelvin 40 совершает мировое турне, пусть и в качестве "скульптуры самолёта" или высокотехнологичного произведения искусства.
Её вид вызывает ассоциации с самолётами-невидимками, опытными и серийными боевыми машинами, построенными по схеме самолёт-крыло, а ещё — реквизитами для какого-нибудь фантастического фильма.
Впрочем, кто сказал, что персональные реактивные крылатые машины не перестанут быть фантастикой лет через десять?
Только что Kelvin 40 демонстрировался в Париже, а теперь его ждут Нидерланды, Великобритания, США и Япония. Завершится же тур, опять-таки, во Франции — на следующем авиасалоне в Ле Бурже, в 2005 году.
Тут уместно пояснить, почему этот самолёт часто именуют в прессе скульптурой. Дело в том, что создавался он всё же — как дизайнерская концепция, а не как полноценный (до последнего болта) проект реактивной машины.
Но это вовсе не значит, что у него нет начинки. Разве на пути к своёй мечте можно останавливаться на полпути?
Ньюсон заключил соглашение о сотрудничестве со всемирно известной французской компанией Snecma — производителем авиадвигателей.
"Он в совершенстве схватывает механику, переходит прямо к сути, задаёт правильные вопросы и остаётся очень реалистичным. Наш диалог был больше похож на беседу двух техников, ищущих решения, чем на тонкую встречу искусства и технологии", — так описал своё взаимодействие с дизайнером один из менеджеров Snecma Жан-Пьер Мола (Jean-Pierre Maulat).
Значит ли это, что Kelvin 40 когда-нибудь полетит? Вопрос интересный. И на него нет однозначного ответа. Всё же создать концепт, пусть и с внутренним содержанием, и реальный самолёт — "две большие разницы".
Это показало компьютерное моделирование и продувки масштабной копии самолёта в аэродинамической трубе, проведённые во Франции.
Самолёт, как в виртуальном образе, так и в виде модели, на всех режимах полёта зарекомендовал себя отлично.
Ведь имя было взято сразу от двух человек. От реального — знаменитого английского физика XIX столетия — сэра Вильяма Томсона, лорда Кельвина, а также — вымышленного — Криса Кельвина — главного героя "Соляриса" Станислава Лема.
А число 40? Это возраст автора самолёта. Как там говорилось в известном фильме? В 40 всё только начинается.