"Мой дядя имеет обыкновение просить людей сделать что-то за него, хотя он сам может прекрасно с этим справиться, например, набрать цифры на диске телефонного аппарата. Но, по версии моего родственника, кто-то должен набрать номер, а дядя только слушает. Я сделала этот телефон, чтобы изобразить уникальный способ, которым пользуется мой дядя. В его случае требуется, чтобы работали два человека: один набирает, а другой — слушает и говорит".
Вот так вкратце описывает проект "Дядин телефон" (Uncle Phone) его автор Апарна Рао (Aparna Rao). Она родилась в Индии, училась в Италии, сейчас является практикующим дизайнером-консультантом на родине в Бангалоре и в Дании.
"На уровне тезисов я начала размышлять об этом проекте в мае 2003 года, когда занялась исследованием проблем контроля в пределах закрытой среды, — рассказывает Апарна.
Как видим, дядя поступает вопреки Льву Николаевичу, как известно, учившему "Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам". У дяди Апарны всё в точности наоборот, и он не обращает никакого внимания на эту привычку и доставляемые ею неудобства.
И вот, чтобы выдвинуть на первый план сложную роль повседневных объектов, применяемых для контроля над людьми в замкнутой среде и от этого меняющих свои функции, Рао решила использовать привычный домашний телефон. Но не сразу придумала, как это лучше всего сделать.
В эскизах и картонном макете получалось смешно, но трудно выполнимо — необходимо было, с одной стороны, упростить проект, а с другой — добиться большей изобразительности. В идеале Апарна хотела, чтобы участвовали: дядя, его помощник и потревоженные остальные домочадцы.
Выглядело бы это следующим образом: телефон звонит, мальчик приносит дяде аппарат на подносе; после того, как дядя снимает трубку, помощник удалял бы наборной диск и вешал его на шею. Если же сам дядя захотел бы позвонить кому-то, то позвал бы мальчику, и тот из другой комнаты удалённо набрал бы номер.
Наконец, четвёртым концептом стал 2-метровый "Дядин телефон": "Я подумала, что это простой способ вскрыть противоречия в телефоне, разработанном для одного человека, но наиболее подходящим для использования двумя людьми", — поясняет дизайнер.
Восторженная реакция и внимание прессы сбили Апарну с толку: оказалось, что такой аппарат хотят получить другие дяди, что он может быть коммерческим продуктом.
Появилась перспектива выпуска ограниченного "тиража" Uncle Phone. И, вроде бы, в июле 2004 года было произведено 20 аппаратов. Стало быть, "скажи-ка, дядя, ведь недаром".