Слова британской художницы Тани Ковач (Tania Kovats) ничуть не проясняют картину того, что она придумала, хотя тут могут помочь иллюстрации. Перед нами натуральный фрагмент луга, водружённый на баржу и плывущий по узким каналам Туманного Альбиона. Позеленевшие ото мха шлюзы, каменные туннели, сонные городки и кирпичные водонапорные башни. Куда? Зачем?
Арт-проект с простым названием "Луг" (Meadow) – это первая ласточка инициативы "Сад скульптур Бата" (Bath Sculpture Garden) школы искусства и дизайна университета Бата (Bath Spa University, School of Art and Design) и культурной программы, ведомой скульптором Майклом Пенни (Michael Pennie).
Стало быть, перед нами — современная скульптура. Но, наверное, за ней стоит какой-то замысел? Помимо банального "вау-фактора"?
Ковач объясняет, что баржа с живым лугом на ней — это напоминание о связи людей с природой и со временем. Про "время" скажем чуть позже. А сначала — о природе.
Медленное передвижение луга по обширной сети старых каналов Британии (а это было путешествие из Бата в Лондон) надолго осталось в памяти у случайных и неслучайных очевидцев на берегу.
Хотя, почему непонятное? Логично предположить, что художница напишет нечто вроде: "Луг" – это редкий момент гармонии между человеком и природой. Это пасторальное видение другого времени, но также — взгляд на будущее сообществ цветов и фауны. Озеленение дикорастущими цветами никогда не было более популярно, но "Луг" надеется поощрить наше понимание важности этого драгоценного типа природной среды".
Стоп, так это она сама и написала. Что дальше?
Тут мы плавно переходим ко "времени" в определении проекта. Дело в том, что "Луг" передвигался на барже "Бетельгейзе", подталкиваемой речным буксиром "Джеймс Лоадер" (James Loader, Betelgeuse). А эта пара сама по себе представляет огромный интерес.
В 1962 году служба "напарников" закончилась: уголь уступал другим видам топлива, но главное — перевозить его стали по шоссе, чему способствовала холодная зима того года, когда объём доставляемого угля резко возрос. С той самой зимы к медлительным плавсредствам угольщики больше не возвращались.
Армии таких барж и буксирчиков некогда составляли привычный пейзаж Британии, но они ушли. А теперь вот двум историческим труженикам довелось послужить подвижным пьёдесталом для уходящей природы.