Первые её модули отправились в космос ещё в 1998 году. Кстати, именно вследствие своей модульной структуры, МКС, в определённой степени, является близким родственником почившей в бозе (вернее, в Тихом океане) станции "Мир".
Первоначально Американское аэрокосмическое агентство планировало строить станцию прямо на орбите, но видя успех "Мира", специалисты NASA решили, что модульный вариант более перспективен.
И вот осенью 1998 года российский ракетоноситель "Протон" вывел на орбиту функционально-грузовой блок "Заря" — первый сегмент МКС. 4 декабря 1998 года американский шаттл Endeavour вывел на орбиту второй сегмент — блок Unity.
За этим последовало ещё пять полётов, в ходе которых на орбиту выводились и соединялись друг с другом различные части МКС. Первые люди, как уже сказано, взошли на борт станции 2 ноября 2000 года. Доставил их туда опять-таки российский космический корабль "Союз".
Командиром экипажа был Юрий Усачёв, однако на станцию их привёз шаттл Discovery.
Вообще, как говорят представители NASA, уже к 2001 году МКС была крупнейшим, сложнейшим и мощнейшим комплексом в истории создания космических аппаратов. За 2002 год станция набрала в весе ещё 25,4 тонны. В конечном счёте, внутренний объём её помещений будет сопоставим с объёмом салона Боинга 747.
Одной из самых "тяжёлых" (и по массе, и по трудозатратам астронавтов) частей МКС стала так называемая "ферма" — исполинский крепёж для солнечных батарей. Энергии для станции требуется огромное количество, а стало быть, и батарей должно быть порядочно.
К концу 2004 года, когда ферма будет окончательно смонтирована, предполагается, что её длина составит целых 108 метров.
Возни с этим каркасом было удивительно много, а будет, вероятно, ещё больше. Во-первых, для его сборки был необходим механический манипулятор — "робот-рука" канадского производства Canadarm2.
Какие-то незначительные повреждения или недочёты при его создании привели к весьма серьёзным проблемам.
Один из запястных шарниров упорно не желал функционировать, как положено, и прошёл ещё целый год, прежде чем эту проблему удалось решить.
Для монтажа солнечных батарей и фермы пришлось также разместить на поверхности станции настоящую железную дорогу — первую космическую узкоколейку. По ней ездит вагонетка с закреплённой на ней Canadarm2.
Как сообщают в NASA, по мере строительства станции, расширяются возможности проведения научных исследований. На настоящий момент время работы с научными экспериментами на борту станции составило более 90 тысяч часов.
Кроме всего прочего, на борту МКС вырастили урожай соевых бобов — теперь учёные потратят немало времени на изучение растений. Самый главный вопрос, который их волнует, — не изменился ли химический состав?
В конце концов, невесомость есть невесомость, а кроме того, недавно выяснилось, что и защита от радиации на МКС неважная...
Раз уж дело дошло до ложек дёгтя, следует упомянуть и о том, что в последнее время, в связи с проблемами у России, вся программа МКС находится под серьёзной угрозой.
Это отнюдь не только американский проект, и Штатам, судя по всему, её в одиночку не вытянуть, даже при всей их мощи.
Тем более, что Конгресс и администрацию Буша сейчас явно больше волнуют военные нужды. А в особенности, тот факт, что в Ираке до сих пор царствует человек, который, как проговорился однажды действующий президент США, "хотел убить моего папашу".
Бюджет NASA в значительной степени урезан в пользу военщины, и это печально.
Что же касается России, то "Росавиакосмос" очень многое ставил на космических туристов. Скажем, полёт Марка Шаттлуорта (Mark Shuttleworth), последнего на данный момент космического туриста, обошёлся ему в $20 миллионов, что практически полностью окупило запуск космического корабля "Союз".
А вот поп-мальчик Лэнс Басс, участник группы N'sync, на МКС так и не полетел. Его агенты не удосужились выплатить положенную сумму, и вместо него на станцию отправился контейнер с оборудованием.
Настолько негативно, что представители России отправили в NASA письмо, в котором сообщили, что РФ может вообще заморозить своё участие в работах над Международной космической станцией.
Помимо того, что это ужасно для науки и самого престижа России, это, как уже сказано, опасно и для МКС в целом. Хотя бы уж потому, что только российские корабли в настоящее время годятся для срочной эвакуации персонала с МКС.
Дело в том, что российские капсулы "Союз" пристыкованы к МКС постоянно, так что забраться в них и вернутся на Землю в случае серьёзной опасности можно практически мгновенно (кстати, как-то раз экспедиции Шеперда едва не пришлось именно так и сделать, когда вышли из строя российские же очистители воздуха).
Американские шаттлы же могут оставаться на МКС не больше трёх недель...
Если всё будет в порядке, строительство Международной Космической Станции завершится в 2004 году. И честно говоря, хочется пожелать удачи всем, кто занят в этом проекте. В том числе и потому, что это первая международная программа такого уровня, не имеющая цели продемонстрировать превосходство какой-то одной державы над другой.
В конце концов, освоение космоса может осуществляться только совместными усилиями всего человечества.