Если накал борьбы будет сохраняться на нынешнем чуть тлеющем уровне, то "Мембрана" вполне успеет за оставшийся год c небольшим рассказать обо всех командах. Ну, а если кто-нибудь дерзнёт совершить первую попытку, то наша многостатейная эпопея может закончиться в одно мгновенье. Вернее, в две недели, за которые требуется повторить успешный старт.
Пока же, пользуясь затишьем, продолжаем "разборы полётов". На очереди команда IL Aerospace Technologies (ILAT), — приглянулась тем, что единственная из участников не имеет своего официального сайта.
Впрочем, у израильтян всё ещё впереди. Заявку на участие в конкурсе они подали только 17 декабря 2002 года, а совместный с организаторами Х PRIZE пресс-релиз подготовили и того позже — 2 июля 2003-го. И даже имя для будущего сайта предусмотрительно зарезервировали, да только по указанному адресу обнаруживается совершенно космический вакуум.
Ничего, если даже ракету построить не успеют, то сайт уж точно развернут. А может, наоборот, настолько заняты строительством космического аппарата, что не до "сайтостроения".
И вообще, X PRIZE — дело интимное. Так, в команде ILAT всего 7 человек. Все имеют опыт практической работы в физике, механике, электронике, аэронавтике и материаловедении. Ныне трудятся в аэрокосмической, биомедицинской и полупроводниковой областях, в самом Израиле и за рубежом.
Судя по проекту, самодеятельные конструкторы трезво оценивают свои скромные возможности, поэтому решили, подобно некоторым другим, прибегнуть к классической двухступенчатой схеме запуска.
Резоны вполне очевидны: запуск трёхместной капсулы, пусть даже по суборбитальной траектории, требует достаточно мощного ракетоносителя. Чем тратить личные, частные сбережения на проектирование и строительство огнедышащего монстра, проще поднять лёгкую и компактную ракету меланхоличным воздушным шаром.
Таким способом можно дотянуть до стратосферы, а уж там, в разреженной обстановке, запустить ракетный двигатель. Вполне здравая идея.
Ещё упор делается на то, что применить в качестве ракетоносителя стратостат значительно удобнее, чем, скажем, самолёт, как планирует американская Scaled Composites.
Не надо использовать взлётно-посадочные полосы, арендовать дорогие самолёты, возводить специальные сооружения и изобретать сложные конструкции. Про последние не скажем, а что касается взлётных полос и самолётов — мир не без добрых людей, помогли бы.
Если же вникнуть как раз в специальные сооружения и сложные конструкции, то приходится признать, что о технической стороне разработок ILAT известно очень немного.
Видимо, всё настолько просто, что и рассказать не о чем, поэтому кроме упомянутого 4-страничного пресс-релиза никакой другой информацией мы сегодня не располагаем.
Учитывая, что на эту высоту придётся поднять ракетную капсулу общим весом в 3370 килограмм, стратостат понадобится очень даже немаленький. Впрочем, нет никаких принципиальных препятствий для того, чтобы выкроить и сшить такой баллон.
Саму ракету HALP (High-Altitude Launch Platform – высотная запускаемая платформа) планируется отправить аж на 120 километров — на целых 20 километров выше, чем требуют учредители X PRIZE. Кстати, интересно бы знать, каким способом организаторы конкурса собираются фиксировать взятие заветной стокилометровой планки.
Габариты HALP: высота — 3 метра, диаметр — 2,5. Вполне можно свободно устроиться троим астронавтам, правда, ещё требуется место для основного гибридного ракетного двигателя с тягой в 50 кH.
По окружности корпуса ракеты планируется разместить небольшие сопла 6 вспомогательных двигателей с тягой по 2 кН — для мелких манёвров при отделении от стратостата и создания наклона ракеты в 70-80 градусов перед запуском главного двигателя.
Главный двигатель будет работать около 2 минут, и за это время HAPL достигнет 80-километровой отметки и наберёт скорость 3,5 М. Но подъём продолжится, и на высоте 100 километров экипаж испытает приятное состояние невесомости, в котором и будет пребывать 10-15 минут.
В пиковой 120-километровой точке HALP дожжёт оставленный про запас резерв топлива маневровых двигателей, чтобы направиться обратно к Земле. После довольно продолжительного свободного падения, на высоте около 15 километров раскроется якорный парашют, а затем и три основных. В момент приземления скорость HALP составит 25 км/час. На случай приводнения предусмотрены надувные ёмкости.
Вся космическая экскурсия, от взлёта стратостата до посадки HALP, займёт предположительно от 3 до 4,5 часов. Расстояние между точками взлёта и приземления по расчётам составит 45-60 километров.
Столь малая дистанция свидетельствует о том, что полёт намереваются провести, по всей видимости, в условиях полнейшего безветрия, иначе стратостат или парашют может отнести далеко в сторону. Ближний Восток — дело тонкое, и далеко не везде на этой территории израильских космонавтов будут ждать с распростёртыми объятиями.
По плану конструкторов тандема стратостат-ракета, уже через 10 дней они смогут повторить миссию, как то требуется условиями конкурса. Послеполётную судьбу стратостата по материалам дела проследить не удалось, а вот HALP будет аппаратом многоразового использования, сделанным из лёгких авиасплавов и композитных материалов и оснащённым управляющим компьютером и прочей бортовой электроникой.
Вот такой замысел. Остаётся загадкой, какие из его составляющих реализованы к настоящему моменту. Сообщается лишь, что команда ILAT приступила к созданию необходимого оборудования, но никакие испытания до сего дня ещё не проводились.
Здесь стоит отметить, что описанный проект получил название Nagev 5 и должен венчать напряжённую программу, в которой ещё значатся фазы Nagev c порядковыми номерами с первого по четвёртый.
Nagev 1 (декабрь 2003 года) — подъём стратостата и масштабной непилотируемой модели ракеты (1:3) на высоту 15-ти километров, без запуска ракетного двигателя.
Nagev 2 (апрель 2004 года) — подъём того же снаряжения на высоту 25 километров. К тому времени модель оснастят атмосферными датчиками и бортовой камерой для видеозаписи мероприятия.
Nagev 3 (октябрь 2004 года) — подъём с полноразмерным пилотируемым HALP на высоту 30 километров. Будут проверены вспомогательные двигатели и коммуникационное оборудование. Основной двигатель запускать не планируют.
Nagev 4 (июнь 2005 года) — запуск по полной программе, на высоту в 100 километров, но без пилотов. Собственно, Nagev 5 запланирован на октябрь 2005-го.
А ведь конкуренты трудятся, не покладая рук. Scaled Composites проводит пробные полёты, а британская Starchaser Industries соорудила и начала испытывать космическую капсулу Nova 2. Едва ли ILAT успеет вырваться вперёд, даже если очень постарается.
Кажется, всерьёз могут рассчитывать на X PRIZE лишь те участники, у которых уже есть обещанные $10 миллионов. Пока что космический туризм не приблизился к самоокупаемости, и стоимость полноценной программы подготовки к конкурсу видимо превосходит сумму самого приза.
Да и такие технически простые на первый взгляд суборбитальные космические полёты при ближайшем рассмотрении наверняка таят немало подводных камней. С момента объявления конкурса X PRIZE прошло уже больше семи лет, а банк всё ещё не сорван.
Правда, у команды ILAT есть дополнительный стимул. Если помните, в числе погибших членов экипажа американского челнока Columbia был и первый израильский космонавт Илан Рамон (Ilan Ramon). Что если дело вовсе не в X PRIZE? Освоение космоса, начавшееся для Израиля с трагедии, должно когда-нибудь стать привычным и безобидным сериалом.