Ранее американская космическая отрасль буквально фонтанировала идеями.
Экспериментальные "иксы" и "стары" (то есть звёзды) даже строились — подробности можно найти (здесь.
Но теперь стало ясно: полностью многоразовых систем, самолётов-разгонщиков и космических аппаратов, способных стартовать с обычных аэродромов, США строить в ближайшие десятилетия не будут.
NASA уже летом 2004 года в своём конкурсе на орбитальный самолёт нового поколения (Orbital Space Plane — OSP) должно остановить выбор на машине одной из двух команд.
Вообще-то, в связи с новыми космическими планами Буша аббревиатура нового корабля должна писаться, как CEV (Crew Exploration Vehicle).
Его должны построить и к 2008 году, а в 2014-м провести первую пилотируемую миссию.
Так или иначе, в создании орбитальных самолётов Boeing соперничает с кооперативом во главе с Lockheed Martin, куда входят также Northrop Grumman и Orbital Sciences.
OSP от Lockheed Martin — это крылатая капсула на четырёх человек.
Она достаточно лёгкая, чтобы стартовать в космос при помощи ракет-носителей среднего класса, причём — без использования твердотопливных ускорителей.
По размерам новый корабль будет впятеро меньше шаттла.
С челноком состыкован сервисный модуль с топливом и небольшими ракетными двигателями. Его задача — маневрирование и стыковка с космической станцией.
В перспективе — замена этого модуля на более крупный, что позволит в том же челноке совершать и более дальние рейсы.
Может быть, эту машину используют как один из составных элементов проекта высадки на Луну.
Маленькое отступление. В мае 2003 года американцы возвращались с МКС на "Союзе". У спускаемого аппарата отказала система управления.
Капсула хаотично вращалась, спуск шёл по баллистической траектории, а перегрузки составили 8 единиц.
Но хотя "Союз" и промахнулся на полтысячи километров от запланированной точки посадки, он благополучно доставил людей домой.
Эта демонстрация надёжности парашютной схемы произвела впечатление на американцев.
Итак, логика подсказывает — надо выбрать для спуска парашют. Но в числе требований NASA к новому челноку есть доставка заболевшего астронавта с орбиты в крупный госпиталь США не более чем за сутки.
Поэтому инженеры Lockheed Martin решили вывести гибрид шаттла и Союза.
С помощью крошечных крылышек новая машина получит возможность широкого манёвра в верхних слоях атмосферы.
Но площади этих крыльев будет недостаточно для аэродромной посадки — в конце путешествия капсула выпустит традиционные парашюты.
А что же Boeing? Его предварительный проект OSP в общих чертах сильно напоминает машину конкурентов.
Но, как уверяют эксперты, компания ещё не готова окончательно объявить — выберет ли она крылатый челнок, садящийся на аэродром, или всё же сверхнадёжную бескрылую капсулу типа "Союза" или Apollo.
Корабль-гибрид в этом плане выглядит настоящим козырем в борьбе за симпатии NASA. Потому мы бы поставили именно на Lockheed Martin. А вы?