H-IIA стартовала с крошечного острова Танегасима (Tanegashima), находящегося примерно в тысяче километров к юго-западу от Токио, где это, казалось бы, рядовое событие получило высокую оценку. Во многом потому, что предыдущая попытка — 29 ноября 2003 года — провалилась: H-IIA с двумя спутниками-шпионами для наблюдения за Северной Кореей, была вынуждена самоликвидироваться через 10 минут полёта.
Отказ был воспринят Японией особенно болезненно, потому что он случился вскоре после того, как Китай отправил в космос человека (японские чиновники твердят, что не пытаются соперничать с китайцами, но этому мало кто верит).
В общем, тот ноябрьский взрыв снова серьёзно ударил по многострадальной космической программе японцев, неприятности с которой начались ещё в 1990-х.
За плечами пара неудачных запусков, утраченная космическая обсерватория, потеря "Надежды" — корабля Nozomi, сбившегося с курса, из-за чего пришлось отказаться от исследования Марса.
Так что доля успешных попыток Страны Восходящего Солнца составляет 86%. Для сравнения: у Соединённых Штатов — 90%, у европейской космонавтики 97% (хотя эти данные основаны на 100 запусках с лишним у каждого из этих участников космической гонки).
И вот 26 февраля 2,9-тонный спутник двойного назначения (он навигационный — для управления воздушным движением — и метеорологический) выбрался на орбиту.
И не сказать, чтоб это было легко: погода задержала запуск на двое суток, а на решение проблем со связью между ракетой и наземным центром ушло ещё больше часа. Ракета успела проскочить всего за восемь минут до закрытия "окна".
Так или иначе, Япония вернулась в космический бизнес, сразу же наметив ещё два старта: один на лето, другой — на конец этого года. Стоимость запуска по-прежнему довольно высока – это 9,4 миллиарда иен (около $90 миллионов), но жизнь, как говорится, стала налаживаться.
Ну, а JAXA предприняло ряд мер, чтобы повысить доверие к процессу запусков и в целом — попытаться восстановить веру в космонавтику Японии. Это очень важно для национального престижа, не говоря уже о национальной безопасности, ведь угроза прилёта северокорейских ракет Taepodong (однажды это уже было) никуда не делась.
Из источников JAXA в прессу просочились сведения о подготовке некоего долгосрочного плана, включающего в себя разработку к 2025 году корабля, подобного американскому шаттлу.
Примерно в это же время агентство надеется начать строительство исследовательской базы на Луне. И, разумеется, достижение всех этих целей невозможно без пилотируемых полётов.
Высказалось агентство и на актуальную тему — было заявлено о планах по использованию спутников для предупреждения стихийных бедствий, вроде цунами. Тогда можно было бы отправить информацию о надвигающейся беде непосредственно на мобильные телефоны.
А на сегодняшний день от Страны Восходящего Солнца, кроме 2025 года, других дат и сроков не слышно. И по имеющимся признакам Япония запаздывает, так или иначе.
Судите сами: американцы готовятся отправить на Луну людей уже в 2015 году. Европа собирается сделать то же самое между 2020 и 2025 годами, а Китай к 2020-му намерен обзавестись собственной космической станцией.
С другой стороны, всё зависит от энтузиазма, с которым японцы возьмутся за свою космическую программу. Технологии-то у них среди азиатских стран самые передовые.