В январе 2004 года президент США Джордж Буш объявил новый великий поход на Луну.
Важную роль в достижении этой цели должен сыграть новый американский "Пилотируемый исследовательский корабль" (Crew Exploration Vehicle — CEV), который со временем заменит нынешние шаттлы.
О возможных вариантах будущего основного космического корабля США и о крупнейших аэрокосмических корпорациях, участвующих в конкурсе NASA мы уже рассказывали здесь и здесь.
Нужно заметить, что хотя главное предназначение CEV — вывод людей на околоземную орбиту (доставка их на МКС, в частности) — в планах американского аэрокосмического агентства создание модификаций этого корабля, способного, так или иначе, поучаствовать в лунной и даже в марсианской пилотируемой программе.
NASA возложило выполнение этой цели на комплекс гипотетических средств под общей рубрикой "Созвездие систем" или "Система систем" — она должна обеспечить пилотируемые и автоматизированные миссии к Луне, Марсу и дальше.
Первая спираль для него — это предварительные демонстрации и опытные образцы. Затем в 2008 году будет выбран один подрядчик, чтобы строить CEV. Потом — суборбитальные броски. 2011 год — беспилотные лётные испытания на орбите. Наконец, первый пилотируемый полёт CEV. Он намечен на 2014 год.
Вторая спираль — доставка людей на Луну не позже, чем в 2020 году. Третья спираль — длительные посещения Луны с одновременной обкаткой технологий для марсианской миссии.
Такое спиральное развитие одного, в общем-то, проекта (то есть — CEV) должно резко снизить технические риски, неизбежные при создании новой техники.
Но и это не всё. Снижение риска будет обеспечено параллельным развитием — вовлечением массы участников с альтернативными идеями, иногда — участников, к которым NASA ранее не обращалось.
В рамках "Созвездия систем" агентство уже разместило более 100 контрактов в разных компаниях и научных организациях — только на технологические исследования. И, как выясняется, наравне с аэрокосмическими супергигантами в этой работе участвуют небольшие частные фирмы.
Например, американская корпорация Transformational Space (t/Space). Она объединила усилия различных компаний и нескольких университетских подразделений, работающих в сфере аэронавтики и робототехники.
Среди участников этого объединения, сотрудничающих с t/Space, — знаменитая компания Scaled Composites Бёрта Рутана (Burt Rutan), создателя SpaceShipOne — первого в истории частного космического корабля.
Чиновники NASA отмечают, что такие небольшие структуры, являющиеся нетрадиционными производителями космической техники, зачастую имеют неординарные взгляды на решение тех или иных задач и уж, несомненно, "собаку съели" в деле оптимального использования средств.
Маленькие юркие млекопитающие против гигантов-динозавров? Когда-то они путались у монстров под ногами. А теперь…
Цель t/Space — показать, что CEV может быть развит частной промышленностью, экономя миллиарды долларов госбюджета по сравнению с традиционным подходом правительства к заключению "космических" контрактов.
Более того, у t/Space есть своё оригинальное видение высадки людей на Луну.
Так, при участии Эдварда Белбрано (Edward Belbruno), рассчитывавшего траектории полёта к Луне ещё для программы Apollo, t/Space показала, что всю экспедицию (от старта с околоземной орбиты до возвращения домой) может обеспечить флотилия из нескольких CEV, отличающихся размерами и оснащением.
Пара других (названных S2 CEV), базирующихся там CEV примет экипаж (разделённый пополам — для надёжности) и стартует к Луне.
В каждом S2 CEV полетит два или три человека — всего за одну экспедицию на Луну попадёт сразу до шести астронавтов.
По пути (на эллиптической орбите) S2 CEV дозаправятся от пары специальных CEV-танкеров, которые за счёт торможения в верхних слоях атмосферы вернутся на низкую околоземную орбиту.
Так, парой, CEV будут садиться на поверхность Селены, вместе же и вернутся на околоземную орбиту, где экипаж пересядет на S1 CXV для возвращения.
Самое главное — одного исправного S2 CEV будет достаточно для возвращения домой всех шестерых человек.
И это не всё — план компании предусматривает развёртывание сети танкеров, летающих на различных орбитах (вплоть до окололунной) — для поддержки будущих "серийных" экспедиций.
И ещё любопытная деталь — запуск на орбиту всех этих машин будет предусмотрен как с поверхности (как нагрузка ракеты-носителя), так и в воздухе — с борта самолёта (конечно, с помощью мощнейшего ускорителя, по размеру превосходящего сам CEV).
Космические специалисты полагают, что обращение к крошечным частным фирмам, борющимся за место под Солнцем и настроенным агрессивно — должно понравиться Конгрессу, который каждый лишний цент на космос выделяет, стиснув зубы.
И хотя бюджет NASA растёт, выполнение поставленной перед нацией задачи потребует мобилизации всех ресурсов.