Мячково. Последний этап "турингового" Чемпионата России. Гонка уже ничего не решает: первая тройка призеров уже определена, и Михаил Ухов – второй. Сегодня это воспринимается многими как неудача. Но это только если не вспоминать, как двукратный чемпион России начинал этот год с новой командой – сам себе пилот, гоночный инженер и директор. Плюс к этому – двухлетней давности автомобиль, проблемы с мотором…
И вот – заключительный этап сезона-2004. Только что закончилась квалификация. Стою в палатке команды "Автодом рейсинг" и наблюдаю, как Михаил Сергеевич отдает распоряжения механикам: проверить углы установки колес, развесовку, то, се… Да, Ухов не просто опытный пилот, он авторитет, причем авторитет непререкаемый. С трудом верится, что в начале девяностых, когда советского "кольца" уже не было, а российское еще не появилось, для этого человека не нашлось места за рулем гоночной машины…
"Я не жалею о том периоде, – говорит Михаил. – Потому что, даже когда возможность гоняться отпала, я занялся тем, ради чего и приходил в команду – работой инженера и механика. И не помню какого-то щемящего чувства, которое я пронес бы до возвращения за руль. Решил, что хватит уже, наверное. Надо было работать, работы было много – я за эти годы построил много гоночных моторов, стал лучше разбираться и в двигателях, и в трансмиссии, и теперь эти знания очень мне помогают. И потом, когда возможность вернуться за руль появилась, я ее использовал. Так что я благодарен судьбе за то, что благодаря этому перерыву в карьере пилота я стал более разноплановым специалистом".
“Технические проблемы в начале сезона – это как раз тот опыт, которого я не имел...”
Возвращение за руль оказалось более чем успешным – за шесть сезонов (с 99-го по 2004-ый годы) он лишь единожды опускался ниже второго места по итогам сезона – в самом начале этого временного отрезка. Конечно, разноплановость Ухова сыграла в этом не последнюю роль, но и сами команды – "МТС-ЭйСи рейсинг" и "Корус Моторспорт" – чего-то стоили. Однако мое мнение о своих былых соратниках как о мощных сложившихся командах Михаил Сергеевич комментирует жестко и без сантиментов:
"Могу совершенно спокойно сказать, что не считаю "Корус" сложившейся и мощной командой. Более того, до прошлого года команды "Корус моторспорт" просто не существовало. Существовал "Корус автоспорт" с Валерием Павловым и с попытками двигаться в кубке VW Polo ради мест на уровне пятого-шестого. Какая это "сложившаяся мощная команда"? Нет ее и не было. И их результаты в этом сезоне полностью это подтверждают. Что касается "МТСа", то я не только принимал непосредственное, а просто очень большое участие в ее создании. Более того, если бы не я, этой команды стопроцентно не было бы. Это однозначно. Не только достаточной, профессиональной – ее бы просто не было. Идея создания команды – именно такой, именно на BMW, именно в этом месте, была моя. Просто сложилась компания единомышленников – их было всего-навсего три человека, и обсуждали мы, в общем, довольно абстрактные вещи: это сейчас я могу прийти и сказать: "Я двукратный чемпион и могу делать то-то и то-то", – а на тот момент существовал просто договор о намерениях, и все только предстояло доказывать".
Что ж, партнерам новой команды долго ждать не пришлось – уже в дебютном сезоне 1999 года пилот "МТСа" Владимир Сухов стал чемпионом. А в следующем сезоне пробил час Ухова – чемпионский титул в "Линии-2000" (тогда нынешний "Туринг" назывался именно так), третье место в Чемпионате России по картингу (в классе "Итерконтиненталь-А") и звание "Лучший гонщик России". Самое любопытное, что ни об одном из этих достижений Ухова вы ни слова не прочтете на сайте "МТС-ЭйСи рейсинг". И вообще ни разу не встретите там фамилию Ухов. Словно не было его в числе идеологов и основателей команды. Видимо, конфликт был серьезный…
"Из "МТСа" было очень неприятно уходить, – вспоминает Михаил Сергеевич, – потому что очень много сил и души было вложено в создание этой команды. Был конфликт с одним из людей, вкладывавших деньги в проект, еще когда ничего не было. И он стал думать, что эти вложенные когда-то деньги дают право полноценно распоряжаться всей командой. И получилось, что я изначально являлся партнером, а потом оказался чуть ли не наемным работником. Началась кампания по удалению меня из команды, с желанием занизить мой результат и поднять в глазах общественности результат Григория Комарова. Причем в команду его привел я – знал, что будет этот самый результат, потому что Григорий уже тогда был сложившимся гонщиком. Но все равно мне пришлось отстаивать свое решение, потому что сначала он не так блестяще выступал".
Что ж, с уходом из МТСовской команды жизнь для Михаила не закончилась. Для начала он одолел "желтых" с "Корус моторспорт", а потом решил "строить" свою команду – первый полностью самостоятельный проект, созданный двукратным чемпионом "под себя". Самое время спросить об оценке дебютного сезона. Что удалось, что – нет?
"Удалось все, не удалось только выиграть чемпионат. Технические проблемы, которые преследовали меня в начале сезона, – это как раз тот опыт, которого я не имел на момент его начала. И то, что они раньше никогда не возникали, ни в коей мере меня не оправдывает. Вот они возникли, и я тяжело с ними справлялся. И приобрел необходимый опыт. Повлияло и то, что автомобиль не новый, но на это я пошел сознательно. Когда ставится задача создания новой команды и не предполагается сразу огромного бюджета, очень важно показать целесообразность проекта с не самыми большими деньгами. Это изначальная установка, которая была у меня и которая очень понравилась спонсору. Практически, я считаю, что на девяносто процентов продекларированная задача выполнена, то есть коллектив состоялся".
Планов у состоявшегося коллектива – громадье. По утверждению Михаила, "если все будет хорошо", следующий сезон команда начнет уже с тремя машинами, причем все они будут в 46-ом кузове (этот сезон Михаил Самоль доезжал на старенькой 36-ой).
А для лидера команды будет построен полностью новый автомобиль. Впрочем, пусть он сам расскажет.
"Проект создания нового автомобиля у меня в голове уже давно. Более того, я хотел его реализовать в прошлом году в "Корусе". Кузов, на котором едет Григорий Комаров, я заказывал для себя, в расчете на то, что мы в "Корусе" будем строить к этому сезону новую машину. Это к разговору о "сильной и крутой команде", которая первое, что сделала, получив этот кузов, это продала его команде "МТС". Было очень досадно, потому что он покупался, учитывая спонсорство BMW Russland, непосредственно мне, но оформлялся на юридическое лицо "Корус моторспорт". В итоге на этой детали, которая делалась для меня, у меня же выигрывают чемпионат. Не могу сказать, что очень расстроился, но если бы я не приложил тогда столько усилий, не было бы кузова и не было бы у Комарова новой машины".
Новые машины, новые кузова, новые правила: в этом сезоне в российском "Туринге" появились моторы, подготовленные по требованиям ETCC, – с углепластиковым "впуском". Дорогое удовольствие, между прочим, – тысяч пятьдесят евро, не меньше.
И это при не очень серьезном приросте скоростей. Стоит ли вообще продолжать эту "гонку вооружений"? Кажется, я опять нарвался. Точно.
"Это неправильная позиция. Потому что смотреть надо немножко шире. Нужно понимать, для чего этот класс создавался и какое место он занимает в мировой табели о рангах. Не может профессиональный класс стоять на месте, превращаясь в монокласс из разных марок. Так не должно быть. Должно быть разумное сохранение регламента на какой-то период, но после этого нужно обязательно двигаться вперед. И от тщательности организации самого чемпионата – я сейчас не говорю про "русский чемпионат" или "немецкий", а про чемпионат в этом классе вообще – зависит его жизнестойкость. Вот сейчас мы в Европе имеем три серьезных кузовных класса, на которые обращается внимание, – DTM, ETCC-DTC и GT. И только "наш" класс (то есть ETCC-DTC – Н.С.) интересен производителю, потому что позволяет автомобилям разных марок подойти к одному техническому уровню, имея в базе стандартный автомобиль".
"Колёса": По этой логике мы скоро "доскачем" до техтребований ETCC…
"Другого выхода нет, – подтверждает Михаил Сергеевич. – Мы провели совещание с командами и решили на следующий год их не вводить, чтобы класс не дорожал так стремительно. По-моему, можно и нужно рассматривать объединение чемпионатов Прибалтики и России – это нужно для общей пользы".
Объединение – вещь, безусловно, нужная. Потому что ситуация складывается парадоксальная: постоянно идет взвинчивание стоимости класса, в котором нет соревнования производителей – однозначно доминирует баварский задний привод…
"Если брать европейский чемпионат, видно, что регулярно выигрывает Альфа. Просто в этом году БМВ выглядит получше. Аккорд уже появился, причем, уверяю вас, это не самодеятельность, а начало серьезной работы. Но появление этих машин у нас будет зависеть от активности представительств, дилеров. И, конечно, команду должен поддерживать производитель. Класс вполне реален для выступления с "некосмическим" бюджетом, потому что, если мы говорим о бюджете в полмиллиона евро, это небольшая сумма для автогигантов".
|