Факторы, влияющие на цветовое оформление отделки квартир
Ориентация помещений по странам света. Красная зона спектра прямого солнечного света содержит больше лучей, чем зеленая или синяя. Поэтому поверхности всех предметов в помещениях, обращенных на юг, отражают большее количество лучей, воспринимаемых как теплые (красные, оранжевые, желтые), и меньше — воспринимаемых как холодные (голубые, синие, фиолетовые) или даже как нейтральные (серовато-зеленые, серые). И, наоборот, в помещениях, ориентированных на север, любой цвет, также воспринимается более холодным, чем тот же цвет в помещении, ориентированном на юг.
Длительная недостаточность солнечных лучей угнетает человека, и поэтому в помещениях, ориентированных на север, желательно, хотя бы иллюзорно, цветом компенсировать этот недостаток «теплоты», применяя в окраске большее количество «теплых» тонов.
Чтобы несколько «успокоить» излишне яркий для глаза свет солнечных лучей в комнатах, обращенных окнами на юг, в окраске стен и общем цветовом колорите интерьера таких помещений, должны преобладать холодные цветовые тона.
Объемно-пространственные свойства цветов , примененных в отделке стен и потолка, оказывают заметное влияние на восприятие пропорций и размеров помещений. Так, стены, окрашенные в тяжелые, плотные цвета, давят, теснят помещение, а будучи окрашены в легкие светлые тона, создают впечатление большей свободы и простора. Чем в более светлый цвет окрашен потолок, тем он кажется выше. Стены, оформленные в теплых, выступающих, но мало насыщенных светлых тонах, кажутся более удаленными, чем в холодных — отступающих, но темных и насыщенных, Поэтому, например, помещение со стенами, окрашенными в ненасыщенный светло-желтый цвет, кажется значительно просторнее, чем со стенами, окрашенными в насыщенный темно-голубой.
Такие свойства цветов целесообразно использовать в прихожих и других помещениях, имеющих небольшие размеры. Если окрасить их в светлые «отступающие» тона — светло-голубой, светло-зеленый, они как бы заполнятся воздухом и не будут казаться слишком тесными. Применение же для данных целей насыщенных теплых «выступающих» тонов создает впечатление еще большей, чем в действительности, затесненности малых помещений.
Применять в одном помещении квартиры два цветовых тона для зрительного «исправления» его пропорций целесообразно лишь в длинном узком коридоре или прихожей. В таких помещениях для торцевых стен лучше использовать темные и тёплые — выступающие тона, а для боковых стен — светлые — отступающие, вследствие чего . они будут казаться короче и шире. Пользоваться приемом двухцветной окраски в жилых комнатах не следует, так как это может затруднить в дальнейшем подбор мебели и декоративных тканей. В подобных случаях лучше воспользоваться одним цветовым тоном, но разных светлот, т. е. стены, которые надо зрительно раздвинуть, окрасить в более светлый оттенок, чем стены, которые требуется «сблизить».
Масштаб рисунка обоев и малярного наката . Чтобы иллюзорно увеличить размеры комнаты, надо применить для отделки стен мелкий рисунок с нечетким, расплывчатым контуром, не выделяющимся резко по цвету или светлоте от фона окраски грунта обоев.
При использовании в отделке стен крупного и четкого рисунка помещение кажется менее просторным, его стены как бы сближаются.
При отделке комнат с хорошими пропорциями, близких к квадратным, рисунок обоев или наката лучше выбирать вертикальный, что зрительно увеличивает высоту помещений.
Фактура отделки, характер освещения и освещенность помещений . Помещение с гладкой поверхностью стен и потолков кажется просторнее и выше, чем с шероховатой и особенно с крупнозернистой или бугристой фактурой, в том числе при отделке «под шагрень».
. Потолки с заметно шероховатой фактурой меньше отражают свет, чем с гладкой матовой. Искусственный свет, направленный подвесным светильником на гладкий потолок, высветляет его и как бы приподнимает. Грубошероховатая фактура потолка при таком же освещении дает резкие тени, из-за чего его поверхность иллюзорно приближается и помещение кажется более низким.
При светлой окраске стен, потолка и пола значительно увеличивается коэффициент отражения ими света и, следовательно, общая освещенность помещения. В такой комнате можно позже зажигать электрический свет и пользоваться электрической лампочкой меньшей мощности. При этом больший период пользования естествен-ным освещением благоприятно отражается на зрительном аппарате и состоянии нервной системы человека.
Матовая фактура отделки способствует равномерному отражению света во все стороны, что улучшает условия работы зрительного аппарата. При блестящей фактуре поверхностей стен или потолка свет отражается от них неравномерно, создавая в отдельных местах блики, вплоть до ясного, четкого отражения источника освещения. Такие отраженные лучи сильно раздражают глаза.
При блестящей фактуре отделки резко выделяются неровности ее поверхности и неправильно воспринимается цвет, который по разному изменяется в зависимости от угла зрения и местоположения человека по отношению к светильнику, его отражению и отдельным бликам. С учетом этого для создания в квартире оптимальной освещенности, лучше отделке стен и особенно потолков придавать достаточно светлые оттенки с ровной матовой поверхностью.
Уровень освещенности помещения, зависит в первую очередь от коэффициента отражения света поверхностью отделки, и прежде всего потолкав затем стен и, наконец, полов. Но, хотя помещение освещается лучше при более светлых полах, их светлота всегда должна быть заметно ниже, чем светлота стен.
Для создания необходимого уровня освещенности в квартире надо, чтобы цвета основных отражающих поверхностей имели следующие коэффициенты.
Потолок . ........... . . . . 75—85
Стены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60—80
Панели стен . . . . . . . . . . . . . . . 50—65
Пол . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30—40
Мебель и оборудование ........... 50—70
Недостаточная освещенность мешает восприятию насыщенности цветов. При этом больше всего снижается насыщенность теплых цветовых тонов (красных, оранжевых, пурпурных, розовых, бежевых, желтых, желто-зеленых, терракотовых) и меньше — холодных тонов (голубых, синих, сине-зеленых, фиолетовых). Поэтому в слабо освещенных помещениях — прихожих, коридорах, где обычно нет окон, лучше применять для отделки стен холодные тона. Несмотря на недостаточную освещенность, такие помещения лучше сохранят свои цвета и не будут казаться серыми и скучными. Однако применять в подобных помещениях самые светлые, особенно белые, цвета не следует, так как они в этих условиях будут казаться тусклыми, с большим содержанием серого цвета.
Спектральный состав искусственного света отличается от естественного, в связи с чем изменяется комплекс лучей, отраженных отделкой, а следовательно, изменяется и цвет поверхности, В свете электрической лампочки преобладают желтые, оранжевые и красные лучи, повышающие яркость теплых цветов. Холодные цвета при таком свете темнеют и приобретают другие оттенки: голубые — зеленеют, фиолетовые—краснеют, причем насыщенные цвета изменяются больше, чем ненасыщенные.
Источники, излучающие желтые и белые лучи, способствуют повышению остроты зрения, скорости восприятия и устойчивости ясного видения. При холодных тонах излучения показатели этих свойств зрения понижаются.
Интенсивность цветов зависит также от характеристики освещающего их источника: чем эта характеристика ближе к спектральной, тем цвета выглядят более интенсивными, насыщенными.
Виды и назначение помещений и элементов интерьера . Насыщенные цвета, особенно теплых тонов, при длительном их восприятии или при применении на больших поверхностях быстро надоедают, утомляют зрение, кажутся навязчивыми. Поэтому применять их предпочтительнее в основном для отделки кладовых, ванных, прихожих, встроенных шкафов, гардеробных и т. и. При этом выбор следует останавливать на цветовых тонах, хорошо контрастирующих с цветом комнат, смежных с данным помещением.
В жилых комнатах в связи с длительным в них пребыванием людей, наиболее пригодны для применения в отделке основных поверхностей цвета небольшой насыщенности, которая различна для разных цветовых тонов. Так, цвета начальные и конечные в цветовом спектре, образуемые наиболее короткими — красный,, оранжевый — и наиболее длинными — синий, фиолетовый — волнами спектра, следует брать еще менее насыщенными, чем цвета, образуемые волнами средней длины — желтый, зеленый, голубой.
Для лестничных клеток, ввиду их обычно недостаточной освещенности, уместнее применять светлые цвета средней насыщенности. Мусоропроводы, открытые трубопроводы и приборы отопления, боковые поверхности тетив лестничных маршей, торцы ступеней и металлические дверцы электрошкафов окрашивают основным коле-ром стен лестничной клетки. Полоса по низу стены, где к ней примыкают торцы ступеней («галошница»), красится параллельно уклону марша масляной краской темных тонов, но не черной. Металличе ские ограждения маршей окрашивают черной масляной краской.
Для больших поверхностей стен (при отсутствии несовпадающих других требований, связанных с назначением, ориентацией помещений и т. п.) предпочтительнее светлые зеленые, желтовато-зеленые и бежевые тона, так как они почти оптимальны по психологическому воздействию и создают благоприятные условия для работы зрительного аппарата.
В спальнях и детских комнатах не следует применять интенсивные цвета. Для ванных комнат рекомендуются зеленые и голубые тона.
В отделке общей комнаты многокомнатной квартиры можно применить интенсивные цвета теплых токов — желтые, оранжевые, пурпурные. В одно- и двухкомнатных квартирах, где в общей комнате имеется также и спальное место или рабочий письменный стол, лучше использовать зеленые различных оттенков и светло-коричневые цветовые тона.
Критерии выбора кондиционера, параметры и характеристики представленных на рынке моделей
Есть вопросы, задавая которые, человек чувствует себя странно. Принято считать, что некоторые вещи общеизвестны, а тот, кто все-таки решил признаться в нехватке информации, либо наивен, либо подозрителен, либо просто поддразнивает тех, кому адресует, например, такой вопрос: "А как правильно принимать душ?" Улыбнулись? А теперь попробуйте ответить. Не беда, если вам не сразу удалось собраться с мыслями и рассказать о такой общеизвестной вещи. Загляните в эту статью - может быть, окажется, что в ваших знаниях о назначении и пользе душа есть пробелы?