Строительство в городе идет сегодня полным ходом – строят много и повсюду. Понятно, что в огромном мегаполисе нельзя пускать все на самотек, поэтому в масштабах Петербурга все локальные строительные объекты, конечно же, должны интегрироваться в единое целое – иметь связующую идею, общую концепцию. Чтобы прояснить стратегию градостроительного развития города, мы обратились к заместителю председателя Комитета по архитектуре и градостроительству по проектно-планировочной работе Виктору Полищук.
Генеральный план развития городских территорий (единый для Петербурга и Ленобласти) был утвержден еще в 1986 году. Но уже в 1992-м, в связи с изменением экономической ситуации, в план были внесены глобальные изменения. В частности, было решено разрабатывать строительные проекты, отталкиваясь прежде всего от реального положения дел в экономике, - мечты и воздушные замки ушли в прошлое. Поэтому, по набившей всем оскомину причине нехватки финансирования пришлось отказаться от планов строительства трех громадных жилых массивов - участков на северо-западе, юго-западе и на морском фасаде Васильевского острова (несмотря на то, что площадки под эти жилые кварталы уже готовились - намывались территории).
Нужно заметить, что базовый план застройки города действует и по сей день. Имеется в виду четкое разделение Петербурга на зоны и само расположение этих зон: исторический центр окружен промышленным комплексом, который, в свою очередь, окольцован "спальными" районами. От некоторых планов Комитету по архитектуре и градостроительству пришлось отказаться не только по финансовым соображениям. Например, раньше ходили разговоры о том, чтобы вынести промышленную зону за пределы Питера, поскольку заводы и фабрики как бы разрывали жилые пояса центра и "спальных" окраин. Промпредприятия планировалось перенести в областные города (сегодня, кстати, для развития застройки города и Ленобласти существуют различные концепции).
На месте же промышленного комплекса собирались построить жилые дома. Потом все-таки пришли к выводу, что такое решение небезопасно для здоровья людей и наносит вред экологии. Поэтому идея не была воплощена в жизнь.
В отношении жилищной политики принималось и принимается много решений. Например, одно время считалось, что панацея от нехватки жилья, своеобразная палочка-выручалоска - это малоэтажное строительство. Но, как говорит г-н Полищук, к решению проблемы нельзя подходить так однобоко. Он подчеркивает, что жилищные трудности можно решить только комплексно: строить коттеджи, продолжать реконструкцию жилого фонда в центе города, реконструировать пятиэтажные "хрущевки", застраивать "белые" пятна города и, конечно же, возводить многоэтажные дома нового поколения - подобные тем, которыми недавно были застроены районы Каменка и Коломяги.
Главная задача сегодня - сделать Петербург привлекательным местом для инвесторов. Город может стать лакомым кусочком и приносить фантастическую прибыль, поскольку находится как раз в самом эпицентре торгово-транспортного коридора Балтийского моря. Просто грех не использовать такое выгодное гео политическое положение! Поэтому сейчас все силы будут брошены на создание вокруг Большого морского порта, аэропорта "Пулково" и базовых железнодорожных станций так называемых зон деловой активности. По аналогии с крупными западными портовыми городами планируется на этих участках - узлах связи - построить терминалы, перевалочные пункты и окружить их сопутствующими предприятиями, например, по переработке грузов. Логистические терминальные комплексы "Шушары", "Белоостров", "Ручьи", "Новоизмайловский", "Волхонское шоссе", Большой морской порт и аэропорт будут иметь хорошую транспортную связь. Вдоль трасс Таллинского, Приморского, Киевского, Выборгского и Московского шоссе "Россия" планируется разместить автосервисные комплексы, которые будут включать и таможенные пункты, и мотели, и торговые и опто-складские зоны, и станции технического обслуживания и другие сервисные услуги, например, гостиницы, магазины, кафе.
Что касается финансирования этих масштабных проектов, то, понятно, что от государства большой помощи ждать не приходится. Поэтому строить будут, скорее всего, на деньги застройщиков и на кредитованные Международным банком реконструкции и развития средства. А отдавать долги придется, конечно, инвесторам, которые, будем на- деяться, не проиграют, вложив деньги в предприятия "зон деловой активности".
Ксения Ильина