Категории каталога
Каталог / Архитектура / Дома / Декоративная штукатурка: стильно, красиво, надежно

Декоративная штукатурка: стильно, красиво, надежно

Декоративная штукатурка: стильно, красиво, надежно

Одним из наиболее важных этапов ремонта любого помещения, будь-то квартира, офис или коттедж, без gl_stuccoвсякого сомнения, является отделка стен и потолков. Оклейка обычными обоями или традиционная покраска требуют тщательной предварительной подготовки обрабатываемой поверхности.

Существует группа декоративных материалов, которые дают некоторую степень свободы в этом вопросе и обладают многими дополнительными преимуществами. К числу таких материалов относится венецианская штукатурка и жидкие обои, называемые датской штукатуркой.

 

Термин "венецианская штукатурка" является буквальным переводом итальянского выражения "stucco veneziano". Cостав и технику ее нанесения изобрели еще в Древнем Риме. Мрамор тогда был одним из самых доступных строительных материалов. Его пилили, обтесывали, полировали. Естественно, оставалось много отходов в виде мраморной пыли. История умалчивает, кто первым пустил ее в дело. В результате появился бесшовный тонкослойный мрамор, который в чем-то даже превосходил природный мрамор.

Красота по-венециански

Новый материал привлекал не только богатыми отделочными возможностями, но и своей технологичностью. Наносить его было непросто, но все же легче, чем обтесывать, полировать и перетаскивать полированные глыбы. Кроме того, некоторые поверхности нельзя было облицевать мрамором, а нанести тонкослойную штукатурку – можно. К тому же материал оказался чрезвычайно стойким к воздействиям температуры и влаги. Наверное, это свойство сыграло не последнюю роль в том, что, спустя несколько тысяч лет, в эпоху Возрождения, материал получил особое признание в Венеции. 

Интересно, что точная технология изготовления венецианской штукатурки дошла в неизменном виде до наших дней. Пропорции могstucco1ут быть разными, но основные компоненты до сих пор неизменны. Первый из них, это, конечно, пыль: мраморная и гранитная, кварцевая и известковая, малахитовая и оникса, а также и других ценных сортов камня. Очень важна степень помола: чем мельче пыль, тем тоньше рисунок, чем крупнее – тем ближе к фактуре тесаного камня.

Второй компонент – связующее вещество, в традиционных "венецианках" это – гашеная известь. При смешении одного с другим получается густая сметанообразная смесь, собственно штукатурка. И третье – пигменты. Исторически использовались только растительные красители, но сейчас применяются как органические, так и неорганические.

Вообще, продуктов, имеющих в своем составе чисто минеральные компоненты, почти и нет – они все имеют тот или иной процент акрилового связующего. Поэтому венецианскими штукатурками называют покрытия как с преобладающим количеством известкового, так и на основе чисто акрилового связующего. Отличить их по виду практически невозможно. Есть даже мнение, что синтетические добавки более технологичны, а после нанесения образуют более эластичное, устойчивое к трещинам покрытие. Однако специалисты утверждают, что только истинная венецианская штукатурка способна передать оптические свойства мрамора – неповторимый блеск, глубинное свечение, игру света и тени, на фоне которых проступает причудливая вязь прожилок.

«Главное – начать…»

 Традиционная венецианская штукатурка – это не только строго определенный состав, но и сложная техника нанесения. Чтобы исключить трещины, штукатурку наносят только на тщательно подготовленное основание.

Сначала поверхность, как правило, армируется для прочности крупноячеистыми или мелкоячеистыми сетками, затем обрабатывается эластичной шпатлевкой. Затем в большинстве случаев для обработки поверхности используется грунт глубокого проникновения, что обеспечивает сцепляемость штукатурки с основанием и дает гарантию того, что она не отвалится. В итоге основание должно получиться максимально гладким, однотонным и неабсорбирующим. При недостаточно качественной подготовке на поверхности могут появиться трещины. Любая реставрация – сложный и трудный процесс, а такие трещины вообще практически не подлежат ремонту.

После подготовки основания начинается самое главное. Суть технологии заключается в нанесении нескольких тончайших слоев покрытия, состоящих из хаотически расположенных пятен материала. Техника их нанесения должна быть такой, чтобы создавалось изменение тона в пятне (цветовая растяжка). Сочетание множества таких пятен и их слоев и создает иллюзию глубины рисунка природного материала. Покрытие всегда состоит из нескольких полупрозрачных слоев. Их количество варьируется от 2 до 10 – чем больше, тем заметнее «свечение» штукатурки. Этот оптический эффект создается благодаря световым лучам, отражающимся в зависимости от угла падения на разной глубине покрытия. Именно глубинное свечение создает впечатление полированного мрамора.

Техника нанесения обязательно предполагает заглаживание (запрессовывание) каждого слоя вручную шпателем, теркой, полутерком. Каждый слой выглаживается до получения совершенно ровной, гладкой и глянцевой поверхности. Причем многослойный "сандвич" из мраморной пыли, связующего и красителей нужно спрессовать до толщины около 1 мм. Мастеру приходится тратить до 50 минут на работу всего с 1 кв. метром одного слоя. Усилия при этом прикладываются такие, что инструмент и стена нагреваются. Под действием тепла, выделяющегося в результате трения инструмента о материал, происходит полимеризация – на поверхности образуется прочная тонкая корочка, блестящая или матовая в зависимости от состава покрытия.

Немного да Винчи и… воска

Штукатур должен обладать талантом художника. Мазки наносят несимметрично и с промежутками, но, работая уже над первым слоем, мастер должен представлять себе, каким будет конечный результат. Традиционное покрытие выполняется в одном цвете, хотя возможно и создание многоцветного покрытия, любые колористические решения – контрастные цвета, stucco2пятна, геометрические узоры, эффект "полета бабочки", налет патины, золотистый блеск и многое другое. Венецианская штукатурка позволяет современным художникам и дизайнерам работать в технике фрески, создавать декоративные панно, подлинные произведения искусства. Роспись делается по влажному последнему слою специальными пигментами и проникает во все ранее нанесенные слои, после чего никогда не стирается, не выгорает и приобретает все свойства покрытия.

После высыхания стену покрывают натуральным пчелиным воском: он усиливает блеск покрытия и дает ощущение оптической иллюзии. Тонкая прозрачная пленка меняет угол преломления светового луча, и кажется, что стена не плоская, а как бы уходит в глубину. Кроме того, вощение придает покрытию дополнительную влагостойкость. Известно множество примеров успешного применения "венецианки" в ванных комнатах и бассейнах. Впрочем, есть венецианское покрытие, на которое воск наносить не нужно: все необходимые компоненты эта штукатурка уже содержит.

Декоративную штукатурку наносят на поверхность практически любого материала, способного нести нагрузку (не подходят только дерево и металл – трещины неизбежны). Получается достаточно твердое, прочное и долговечное покрытие, причем со временем оно становится еще тверже. Но это возможно только на качественно подготовленном основании.

В настоящее время на рынке представлено множество имитаций венецианской штукатурки. Это, как правило, покрытия на акриловой и дисперсионной основе. "Косят" под мрамор даже обычные отделочные краски. Но у этих эрзац-штукатурок есть собственные достоинства, они могут быть даже более прочными, чем штукатурки на минеральной основе. Такие штукатурки, к примеру, легко отмываются от грязи, более устойчивы к воздействию ультрафиолета, имеют симпатичный внешний вид и широкую цветовую гамму. Для их нанесения не требуется множества слоев и трудоемкого заглаживания. А самое главное – они дешевле.

Просто добавь воды!

Датская декоративная штукатурка (по-простому, жидкие обои) представляет собой композицию на основе натурального целлюлозного волокна и клеевого связующего (КМЦ) с добавлением красителя. На стену наносится после добавления воды в stucco3жидком состоянии, отсюда и название материала.

Преимущество подобной штукатурки перед другими материалами в том, что она быстро и легко наносится вручную без швов и укрепляет стены. Технология же нанесения достаточно проста: для приготовления смеси практически ничего, кроме воды, не нужно, а справиться с работой может и непрофессионал.

Итак, для приготовления жидких обоев сухую смесь заливают строго определенным количеством воды, после чего тщательно перемешивают в течение 20 минут до получения однородной массы. Готовую смесь наносят на поверхность и разглаживают кельмой или малярным валиком (поролоновым или велюровым с коротким ворсом) до требуемой толщины. В зависимости от структуры волокон одни сорта обоев ложатся на стену тонким слоем (1,5–3 мм), другие – более толстым (4–5 мм), но и выглядят они объемнее. Содержимого одной упаковки массой 1,7 кг хватает для покрытия 5 кв. м поверхности при толщине слоя 1,5 мм.

Фактурная отделка осуществляется с помощью рельефных валиков через 5–6 часов после нанесения покрытия. При работе рельефным валиком его необходимо регулярно смачивать водой. Время высыхания обоев может достигать 2-х суток в зависимости от влажности помещения. Жидкие обои приобретают решающее значение при использовании их в помещениях, где избыточная влажность воздуха доставляет вам неудобства: обои будут впитывать лишнюю влагу.

Радость для дизайнера

Жидкие обои (в основном это импортные марки) на российском строительном рынке известны более восьми лет. За последние же четыре года «выросли» и свои производители. Сегодня качество отечественных жидких обоев позволяет говорить о них в полный голос, а цветовая палитра – радовать самый искушенный взгляд.

Жидкие обои – это неограниченные возможности для фантазии дизайнера при выборе цвета (можно использовать несколько цветов, выделяя оконные и дверные блоки, нанести орнамент на стены или потолок, обвести настенные часы). Более того, материал позволяет работать и с объемом – толщина наносимых слоев может быть различной, вплоть до придания поверхности структуры различных природных материалов и создания барельефов.

Поверхность, покрытую жидкими обоями, легко чистить и ремонтировать. Пятна вокруг выключателей можно стирать школьным ластиком. Сильно же загрязненные места (например, спинкой дивана или офисным креслом), обильно смочив водой, можно снять шпателем, после чего нанести новый слой обоев. При очередном ремонте жидкие обои можно не удалять. Поверх них легко наносится краска или клеятся рулонные обои.

Нанесенные на стену (идеально, если стена предварительно обработана акриловыми грунтовками), жидкие обои напоминают бумажные с небольшим рельефом или ворсистую ткань с одной лишь разницей. Получающееся сплошное бесшовное покрытие скрывает небольшие трещины и дефекты, заполняет щели в местах прилегания наличников, плинтусов, рам, розеток и выключателей. Уход за поверхностью, на которую нанесены жидкие обои, прост и не требует затрат (они чистятся пылесосом или чуть влажной губкой).

Жидкие обои могут использоваться для отделки комнат, коридоров квартир и офисных помещений. Широкий спектр цветов позволяет варьировать оттенки стеновых покрытий от белоснежных зимних, как бы поблескивающих под лучами солнца, до свежих, нежных весенних и ярких летних красок. Строгие серые тона позволят создать деловую атмосферу в офисе. Наличие элементов обработанного шелка в некоторых видах жидких обоев придаст стенам квартиры эффект тканевого покрытия, умножит красоту и богатство обстановки. Если вашей гостиной нужно придать торжественный вид, то незаменимыми будут жидкие обои с добавлением тонких золотых нитей.

А производители кто?

Первое место на современном российском рынке обоев продавцы единогласно отдают французским производителям. Французское хлопковое покрытие предоставляет большие возможности для проявления собственной фантазии. Покрытие рассчитано на достаточно состоятельных покупателей с изысканным вкусом. Цена, конечно, высоковата, но фирмы, d_stucco1торгующие этой продукцией, признают первенство за французскими жидкими обоями.

Богатство красок и оттенков жидких обоев турецких производителей не уступает французским, а цены несколько ниже. Они появились на рынке отделочных материалов в 1993 году. Благодаря хорошим гигиеническим (что подтверждено соответствующими сертификатами) и эстетическим свойствам быстро получили широкое распространение. Обои из Турции поставляются в Германию, Австрию, Россию, Казахстан, Узбекистан, Румынию, Пакистан, Тайвань, Малайзию, Египет, Китай и Нигерию.

В Японии к производству жидких обоев отнеслись несколько иначе, чем во Франции. Там жидкие обои – это декоративное шелковое покрытие для стен, разработанное на основе натуральных шелковых коконов и хлопковых волокон. Технология нанесения не требует предварительной подготовки, проста и доступна каждому. В состав жидких обоев входят акриловые связующие, что не позволяет наносить обои на поверхности, покрытые старыми масляными красками во избежание вытягивания олифы и появления на поверхности пятен.

Есть на рынке и продукция российских производителей. Например, стеновое покрытие "Стенол". Оно представляет собой сухую смесь природных волокон (целлюлозы), цветовых добавок, колорантов, загустителей и негорючей присадки (антиперена) на основе натурального связующего вещества. Используемая целлюлоза вырабатывается из лиственных пород, растущих в Архангельской области.

Покрытие "Стенол" обладает большой тягучестью. Его можно использовать в качестве утеплителя или выравнивающей массы, то есть после высыхания на него могут быть нанесены как краска, так и обычные бумажные обои. Применение различных d_stucco2типов раскатывающих валиков, от поролоновых до каучуковых с рисунком, позволяет сделать каждую стену необычной.

Итак, сегодня мы описали только два вида декоративных штукатурок. Вообще, современные отделочные материалы описывать очень сложно. Слова порой не способны передать красоту того или иного покрытия. Да что слова, даже самая удачная фотография не всегда отражает фактурные особенности и отделочные возможности. Нет ничего зазорного в том, если человек все-таки выбирает традиционные обои или же ограничивается простой покраской стен. Сколько людей, столько и мнений – гласит мудрая поговорка.

Если же вы остановили-таки выбор на красоте «по-венециански» или «по-датски», лучше обратитесь к специалистам и профессионалам-отделочникам. И тогда на стенах вашего дома будет проступать красота эпохи Возрождения и теплая ворсистость обработанного шелка. Удачи!

 

Публикация подготовлена по материалам сайта www.nrn.ru, www.alta-d.ru и информационного отдела журнала "СтройБизнесМаркет".

Материал предоставлен: СтройБизнесМаркет
Автор: Отдел информации (СтройБизнесМаркет)

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru