В толковом словаре Даля "кресло" определено, как "просторный стул с поручнями, подлокотниками". Это слово имеет старославянские корни: так когда-то называли широкий тележный или санный кузов, который устанавливался на дровни. Издавна кресло считалось удобной мебелью: "хорошо кресло старому, а колыбель малому" – так говорили еще наши предки.
Прародителем кресла был трон - стул с подлокотниками и высокой спинкой. Первый, известный истории, трон изготовили в Египте для фараона Тутанхамона. Как и вся мебель того времени, кресло для фараона имело ножки из резного дерева и слоновой кости в виде львиных лап. Спинка трона была отделана золотой накладкой, изображающей крылатого бога солнца, а подлокотники, выполненные в виде идущих львов, украшены инкрустацией. Но, несмотря на такую красоту, кресло-трон было жестким и по нашим меркам очень неудобным.
Поэтому, чтобы смягчить неудобство египетским вельможам, древние дизайнеры создали, говоря современным языком, кресло-кровать. Оно представляло собой простую деревянную раму на коротких ножках в форме бычьих, а позднее львиных лап, обтянутую шкурой или кожей животного. Необычность такого кресла-кровати заключалась в том, что за счет более длинных передних ножек ложе располагалось по наклонной от головы к ногам. Наклон этот по желанию владельца мог регулироваться богато расписанной ножной подставкой.
Утонченные греки, переняв от не менее утонченных персов обычай принимать пищу и сидя, и лежа, превратили простую кровать в Клине-ложе. Это была продолговатая бронзовая рама с плетением на 4-х или 6-ти ножках, покрытая матрасом, богатыми покрывалами, подушками. Более аскетичных греков устраивал жесткий деревянный стул, который любящие комфорт римляне стремились покрыть мехом или тканью. Так возник прообраз современного мягкого кресла.
Древние римляне были жутко рациональны, и, наверное, поэтому богато убранное, покрытое бронзой, со спинкой, украшенной головой животного или птицы, кресло-ложе, использовалось не только для отдыха, но и для сна. На нем возлежали во время трапезы, занятий делами. Не каждый в древнем Риме был достоин такого ложа; дети, рабы, люди невысокого общественного положения довольствовались обычными стульями.
А вот в средневековой варварской Европе быт был предельно прост, даже в замках-крепостях основу интерьера составляли сундуки, в лучшем случае покрытые шкурами зверей. Только в готический период появляются деревянные кресла с высокой узкой спинкой и подлокотниками. Но они тоже были жесткими и тяжелыми. И только мореплаватели-голландцы обили кресло кожей, сделав его более мягким.
В XVII-XVIII в. в. мебель все более становится декоративным атрибутом интерьера, в ее изготовлении используются дорогие материалы. Мебельные мастера, работа которых оплачивалась выше работы живописцев, создавали настоящие шедевры. Самым комфортным кресло сделали, конечно, законодатели мод и любители роскоши – французы. Обставляя свои дворцы, французская знать заботилась не только о красоте мебели, но и об удобстве: под обивку кресел стали подкладывать пух. Сама обивка была сшита из бархата, шелка, гобелена. Но спинки еще иногда оставались деревянными и резными.
Неизвестно, кому первому пришла в голову мысль обить кресло мехом, но, безусловно, автор обладал знанием человеческой природы: кому не захочется иметь у себя в доме прирученного "зверя": леопарда или зебру, ворсистый мех и яркая расцветка которого станет настоящим украшением обстановки.
На смену модерну начала прошлого века приходит конструктивизм. Марсель Брейер запатентовал в 1928 году одно из первых кресел с металлической трубкой в качестве основы конструкции. С тех пор модель стала классикой дизайна и поныне пользуется большой популярностью у любителей минимализма и хай-тека. А современные дизайнеры предлагают такое кресло в качестве стилеобразующего элемента в обстановку загородных деревянных домов. При этом сочетание бревенчатых стен и хромированной мебели выглядит гармонично и свежо.
В период колониального могущества Англии в моду вошла плетеная мебель. Тогда ее подданные везли на родину комплекты плетеной мебели и устанавливали их на террасах в английских сельских особнячках. В середине прошлого века эта мебель перекочевала внутрь домов. Хрупкие на вид, но прочные на самом деле, такие кресла очень практичны. А их "ракушечная" форма и тонкие высокие ножки – не что иное, как дань моде на "облегченную" мебель шестидесятых.
Сама идея понравилась дизайнерам, и они стали плести мебель из чего угодно: полосок кожи, цветных пластиковых веревок-"спагетти" и даже из ажурных металлических цветочков.
Во второй половине XX века мебель стала "тяжелеть" и опускаться все ниже. Глубокие и мягкие кресла на колесах были очень удобны: в них можно было развалиться или забраться с ногами, укрывшись пледом, у телевизора. У кресел появляется "одежда" – удобные съемные чехлы и мебель опять, как когда-то в домах аристократов, стала светлой, только теперь ее намного легче держать в чистоте.
Конец прошлого века ознаменовался модой на кожаные обивки. И объемные, будто надутые собственной важностью кресла, стали напоминать стада пасущихся на коврах бизонов: та же монументальность форм и глубокие, мягкие складки кожаной шкуры. Но мода переменчива и вот уже конструкции облегчаются, а кожа сочетается с мехом или вытесняется им.
Но эталоном качества кожаной мебели, как и два столетия назад, по-прежнему служит английская кожаная мебель, а символом респектабельности – мебель в стиле "честерфилд". Отделанная деталями из красного дерева, мебель имеет характерную обивку: кожа как будто простегана гвоздями с кожаной же шляпкой.
Влияние культур Китая и Японии сказалось в появлении низкой мебели. Ведь, следуя восточной философии, люди черпают энергию и силу от ее источника – земли. В таком плетеном кресле необычной формы с подставкой для ног, можно, сидя практически на земле полностью расслабиться и отдохнуть после напряженной суеты рабочего дня.
На рубеже нового тысячелетия в моду вновь вошла классика. Но, испытав на себе влияние минимализма, классический стиль стал лаконичнее и в то же время приобрел новые черты, навеянные временем. Его строгие и симметричные формы облагораживают интерьер. Натуральное дерево ценных пород, спокойный светлый колорит, изящная, но не вычурная, мебель, декор которой истоками своими уходит в античное прошлое, одновременно согласуясь с эстетикой наших дней.
Итак, все перечисленные стили и конструкции кресел, в разные эпохи бывшие на пике моды, не исчезают и поныне, а наоборот, остаются в интерьерах и занимают в них почетные места. Любители исторических стилей воссоздают в своем доме все детали старинных интерьеров, а поклонники нового привносят в обстановку новейшие дизайнерские разработки.
Так, одной из современных тенденций в развитии мягкой мебели является совершенствование формы, способствующей достижению полного расслабления и покоя хозяев. Такие кресла могут служить эффективным средством в борьбе со стрессом и физическими перегрузками.
Самым древним креслом в России, дошедшим до наших дней, считается кресло караульное, середины XVIII века. Примерно с этого времени стулья и кресла в России стали превращаться в предметы повседневного обихода. А до того они встречались лишь в домах высшей боярской знати, в покоях царской семьи или в обителях иерархов церкви, выполняя, по сути дела, функции трона. Именно так выглядит архиерейское кресло XVIII века, обильно изукрашенное бело-зеленой рельефной резьбой (смесь барокко и примитива).
Публикация подготовлена по материалам сайта www.alta-d.ru и информационного отдела журнала "СтройБизнесМаркет".