Категории каталога
Каталог / Архитектура / Дома / Мебельный аристократ – кресло

Мебельный аристократ – кресло

Мебельный аристократ – креслоВ толковом словаре Даля "кресло" определено, как "просторный стул с поручнями, подлокотниками". Это слово имеет старославянские корни: так когда-то называли широкий тележный или санный кузов, который устанавливался на дровни. Издавна кресло считалось удобной мебелью: "хорошо кресло старому, а колыбель малому" – так говорили еще наши предки.

Кресло для Тутанхамона

Прародителем кресла был трон - стул с подлокотниками и высокой спинкой. Первый, известный истории, трон изготовили в Египте для фараона Тутанхамона. Как и вся мебель того времени, кресло для фараона имело ножки из резного дерева и слоновой кости в виде львиных лап. Спинка трона была отделана золотой накладкой, изображающей крылатого бога солнца, а подлокотники, выполненные в виде идущих львов, украшены инкрустацией. Но, несмотря на такую красоту, кресло-трон было жестким и по нашим меркам очень неудобным.

Поэтому, чтобы смягчить неудобство египетским вельможам, древние дизайнеры создали, говоря современным языком, кресло-кровать. Оно представляло собой простую деревянную раму на коротких ножках в форме бычьих, а позднее львиных лап, обтянутую шкурой или кожей животного. Необычность такого кресла-кровати заключалась в том, что за счет более длинных передних ножек ложе располагалось по наклонной от головы к ногам. Наклон этот по желанию владельца мог регулироваться богато расписанной ножной подставкой.

Утонченные греки, переняв от не менее утонченных персов обычай принимать пищу и сидя, и лежа, превратили простую кровать в Клине-ложе. Это была продолговатая бронзовая рама с плетением на 4-х или 6-ти ножках, покрытая матрасом, богатыми покрывалами, подушками. Более аскетичных греков устраивал жесткий деревянный стул, который любящие комфорт римляне стремились покрыть мехом или тканью. Так возник прообраз современного мягкого кресла.

В таком кресле очень хочется посидетьДревние римляне были жутко рациональны, и, наверное, поэтому богато убранное, покрытое бронзой, со спинкой, украшенной головой животного или птицы, кресло-ложе, использовалось не только для отдыха, но и для сна. На нем возлежали во время трапезы, занятий делами. Не каждый в древнем Риме был достоин такого ложа; дети, рабы, люди невысокого общественного положения довольствовались обычными стульями.

А вот в средневековой варварской Европе быт был предельно прост, даже в замках-крепостях основу интерьера составляли сундуки, в лучшем случае покрытые шкурами зверей. Только в готический период появляются деревянные кресла с высокой узкой спинкой и подлокотниками. Но они тоже были жесткими и тяжелыми. И только мореплаватели-голландцы обили кресло кожей, сделав его более мягким.

От сундуков к шедеврам

В XVII-XVIII в. в. мебель все более становится декоративным атрибутом интерьера, в ее изготовлении используются дорогие материалы. Мебельные мастера, работа которых оплачивалась выше работы живописцев, создавали настоящие шедевры. Самым комфортным кресло сделали, конечно, законодатели мод и любители роскоши – французы. Обставляя свои дворцы, французская знать заботилась не только о  красоте мебели, но и об удобстве: под обивку кресел стали подкладывать пух. Сама обивка была сшита из бархата, шелка, гобелена. Но спинки еще иногда оставались деревянными и резными.

Неизвестно, кому первому пришла в голову мысль обить кресло мехом, но, безусловно, автор обладал знанием человеческой природы: кому не захочется иметь у себя в доме прирученного "зверя": леопарда или зебру, ворсистый мех и яркая расцветка которого станет настоящим украшением обстановки. 

Такое кресло, без сомнения, является достойным урашением интерьераНа смену модерну начала прошлого века приходит конструктивизм. Марсель Брейер запатентовал в 1928 году одно из первых кресел с металлической трубкой в качестве основы конструкции. С тех пор модель стала классикой дизайна и поныне пользуется большой популярностью у любителей минимализма и хай-тека. А современные дизайнеры предлагают такое кресло в качестве стилеобразующего элемента в обстановку загородных деревянных домов. При этом сочетание бревенчатых стен и хромированной мебели выглядит гармонично и свежо.

От шедевров к практичности

В период колониального могущества Англии в моду вошла плетеная мебель. Тогда ее подданные везли на родину комплекты плетеной мебели и устанавливали их на террасах в английских сельских особнячках. В середине прошлого века эта мебель перекочевала внутрь домов. Хрупкие на вид, но прочные на самом деле, такие кресла очень практичны. А их "ракушечная" форма и тонкие высокие ножки – не что иное, как дань моде на "облегченную" мебель шестидесятых.

Сама идея понравилась дизайнерам,  и они стали плести мебель из чего угодно: полосок кожи, цветных пластиковых веревок-"спагетти" и даже из ажурных металлических цветочков.

Во второй половине XX века мебель стала "тяжелеть" и опускаться все ниже. Глубокие и мягкие кресла на колесах были очень удобны: в них можно было развалиться или забраться с ногами, укрывшись пледом, у телевизора. У кресел появляется "одежда" – удобные съемные чехлы и мебель опять, как когда-то в домах аристократов, стала светлой, только теперь ее намного легче держать в чистоте. 

Конец прошлого века ознаменовался модой на кожаные обивки. И объемные, будто надутые собственной важностью кресла, стали напоминать стада пасущихся на коврах бизонов: та же монументальность форм и глубокие, мягкие складки кожаной шкуры. Но мода переменчива и вот уже конструкции облегчаются, а кожа сочетается с мехом или вытесняется им.

Но эталоном качества кожаной мебели, как и два столетия назад, по-прежнему служит английская кожаная мебель, а символом респектабельности – мебель в стиле "честерфилд". Отделанная деталями из красного дерева, мебель имеет характерную обивку: кожа как будто простегана гвоздями с кожаной же шляпкой.

Влияние культур Китая и Японии сказалось в появлении низкой мебели. Ведь, следуя восточной философии, люди черпают энергию и силу от ее источника – земли. В таком плетеном кресле необычной формы с подставкой для ног, можно, сидя практически на земле полностью расслабиться и отдохнуть после напряженной суеты рабочего дня.

Классика снова в моде

"А старое кресло на дачу!". Карикатура Виктора ПлатуноваНа рубеже нового тысячелетия в моду вновь вошла классика. Но, испытав на себе влияние минимализма, классический стиль стал лаконичнее и в то же время приобрел новые черты, навеянные временем. Его строгие и симметричные формы облагораживают интерьер. Натуральное дерево ценных пород, спокойный светлый колорит, изящная, но не вычурная, мебель, декор которой истоками своими уходит в античное прошлое, одновременно согласуясь с эстетикой наших дней.

Итак, все перечисленные стили и конструкции кресел, в разные эпохи бывшие на пике моды, не исчезают и поныне, а наоборот, остаются в интерьерах и занимают в них почетные места. Любители исторических стилей воссоздают в своем доме все детали старинных интерьеров, а поклонники нового привносят в обстановку новейшие дизайнерские разработки.

Так, одной из современных тенденций в развитии мягкой мебели является совершенствование формы, способствующей достижению полного расслабления и покоя хозяев. Такие кресла могут служить эффективным средством в борьбе со стрессом и физическими перегрузками.

А как у нас?

Самым древним креслом в России, дошедшим до наших дней, считается кресло караульное, середины XVIII века. Примерно с этого времени стулья и кресла в России стали превращаться в предметы повседневного обихода. А до того они встречались лишь в домах высшей боярской знати, в покоях царской семьи или в обителях иерархов церкви, выполняя, по сути дела, функции трона. Именно так выглядит архиерейское кресло XVIII века, обильно изукрашенное бело-зеленой рельефной резьбой (смесь барокко и примитива).

Публикация подготовлена по материалам сайта  www.alta-d.ru 
и информационного отдела журнала "СтройБизнесМаркет".

Материал предоставлен: СтройБизнесМаркет
Автор: Денис Яшугин

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru