Журнал "Арбитражная практика"№ 05 (26) 2003
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" с 1 января 2003 г. вступила в силу глава 36 Кодекса "Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора". В новом АПК РФ положения данной главы были подвергнуты наиболее существенному реформированию. Кодексом 2002 г. установлены основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу (ст. 304). "Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт: 1) нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права; 2) препятствует принятию законного решения по другому делу; 3) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы". При наличии одного из перечисленных оснований суд выносит определение о передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора и в пятидневный срок со дня вынесения определения направляет его в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ вместе с заявлением или представлением и истребованным из арбитражного суда делом. Что понимается под нарушением единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права? Тождественно ли понятие "государственные и общественные интересы" (АПК РФ 1995 г.) термину "публичные интересы" или оно имеет более широкое толкование? Журнал "Арбитражная практика" обсудил ст. 304 Кодекса в рамках заочного круглого стола. Свои мнения высказали ученые-правоведы, практикующие юристы, адвокаты, судьи. Дискуссию на страницах "АП" открывает один из авторов 304-й статьи, судья Высшего Арбитражного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор Т. Н. НЕШАТАЕВА. Соответствовать требованиям европейских стандартов Татьяна Николаевна НЕШАТАЕВА, судья, руководитель сектора международного частного права Высшего Арбитражного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор Наибольшие изменения в АПК 2002 г. произошли в главе о пересмотре дел в порядке надзора. Они коснулись как сущностных, так и организационных характеристик надзорного производства. Одной из причин столь кардинальных изменений следует считать необходимость соответствия российского процессуального законодательства нормам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50 и решениям Европейского Суда по правам человека в г. Страсбурге (ЕСПЧ), которые признаны обязательными для всех государственных органов и судов Российской Федерации согласно Федеральному закону от 30.03.98 №54-ФЗ о ратификации названной Конвенции. Дело в том, что в решениях ЕСПЧ сформулирован ряд основополагающих принципов: а) "верховенство права", б) "баланс частных и публичных интересов", в) "право на суд", которым прошлая российская процессуальная форма надзорного производства соответствовала не в полной мере. Тема данной дискуссии предполагает рассмотрение лишь сущностных характеристик реформы и оставление за скобками организационных моментов. Так в чем же заключалось главное несовпадение общеевропейских принципов и российской процедуры в АПК РФ 1995 г.? Начнем с принципа верховенство права, который предполагает, что каждое дело должно решаться на основе правовых установлений (не обязательно законов, но и принципов, судебной практики и т. д.), имеющих определенный и эффективный характер. Таким образом, в толковании Европейского Суда принцип верховенства права своими составляющими имеет правовую определенность и правовую эффективность. Последние могут иметь отличительные характеристики применительно как к правовому принципу и законодательному акту, так и к судебному решению. Касательно судебного решения правовые определенность и эффективность могут проявляться прежде всего в том, что судебное решение низовых (I и II) инстанций должно иметь известную "устойчивость" и может быть пересмотрено в исключительных и редких случаях, не содержащих субъективного элемента и основанных на строго определенных правилах (законах). Такая позиция Европейского Суда неоднократно повторялась в решениях Маркс против Бельгии от 13.06.79, Брумареску против Румынии от 28.10.99 и многих других. Например, по мнению судьи К. Розакиса, в деле Брумареску правовая определенность - не теоретический постулат, а ожидание того, что окончательное судебное решение будет уважаться. Когда решение, вступившее в силу, необоснованно, субъективно аннулируется, то не только страдают правовая определенность, эффективность, но и становится иллюзорным право на суд. Принцип верховенства права со своими составляющими - определенностью и эффективностью имеет, конечно, более широкое и разнообразное звучание, но его квинтэссенция применительно к судебному решению - устойчивость при пересмотре. Устойчивость решения должна поддерживаться всем механизмом государственной власти в стране, в том числе и структурой конкретной ветви судебной власти. Последнее как раз отсутствовало в прежнем АПК РФ: Кодекс не содержал никаких отличий в подходах к пересмотру в кассационной и надзорной инстанциях. Более того, процессуальные нормы не содержали никаких временных ограничений для подачи заявления о пересмотре в порядке надзора. Все это свидетельствовало о том, что процесс пересмотра судебных решений в надзорной инстанции вряд ли совместим с принципами, сформулированными в решениях Европейского Суда. Между тем согласно практике Европейского Суда суммы санкционных выплат из бюджета государства за нарушение указанных принципов весьма значительны. Российская Федерация далеко не первое государство, которому пришлось реформировать свое процессуальное право под влиянием европейских стандартов. Точнее, в Европе больше нет ни одного государства, которое не провело бы процессуальную реформу. В последние годы такие реформы состоялись в Великобритании, Италии, Португалии и т. д. Итак, цель сущностной реформы ясна: разграничить основания, по которым дело может пересматриваться в различных инстанциях системы арбитражных судов Российской Федерации, и определиться с вопросами: сколько инстанций должно быть, по какой модели провести разграничение и определение? В принципе к настоящему моменту сформировались две такие модели: для унитарных и федеративных государств. Российская Федерация относится ко второму, немногочисленному типу. Унитарные государства, как правило, имеют три инстанции, а федеративные - четыре (США, ФРГ, Индия и другие1). Верховные Суды этих государств рассматривают по первой инстанции споры между субъектами федерации и пересматривают решения низовых инстанций в ограниченных случаях. Анализ практики приема заявлений о пересмотре вступивших в силу решений четвертой инстанцией названных государств выявил, что: а) принятие к пересмотру в четвертой инстанции конкретного дела - случай исключительный (так, из разных штатов в Верховный Суд США в год поступает свыше четырех тысяч дел, а к пересмотру принимается лишь 1502); б) прием к пересмотру решения, как правило, диктуется необходимостью развития права и социальной структуры общества (дело Brawn V Board Education of Topeca, 1954 г.) Это дело символизирует такой подход и возникло потому, что Верховные Суды штатов Канзас, Южная Каролина, Виржиния и Делавэр выносили отличающиеся решения по вопросу обучения в школах на несегрегационной основе. В целях введения единообразия Верховный Суд США принял решение о запрете сегрегации. Данное решение затем привело к изменению законодательства США по указанному вопросу. В других федеративных государствах Верховные Суды также пересматривают решения низовых судов только в целях формирования единой судебной практики и развития права в целом. Таким образом, закономерность исторического развития крупных федеративных государств привела к тому, что их судебные системы имеют в своем механизме особую, четвертую инстанцию, призванную разрешать значимые с социально-экономической точки зрения конфликты, в результате которых изменяются правовые подходы и в конечном итоге претерпевает изменение социально-правовая структура общества. Именно эти обстоятельства и были учтены при определении оснований пересмотра судебных решений в порядке надзора. Указанные основания не должны входить в противоречие с принципами правовой определенности и правовой эффективности и должны быть нацелены на формирование социально значимой единообразной судебной практики, призванной обеспечить принцип верховенства права в правовой системе Российской Федерации. Статья 304 АПК РФ 2002 г. вобрала в себя все эти теоретические установки и поставила пределы для пересмотра судебного решения, вступившего в законную силу, в порядке надзора. Судебное решение может быть пересмотрено Высшим Арбитражным Судом РФ всего в двух ситуациях: с целью установления единообразия практики, в том числе для принятия законного решения по другому делу, и в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц (публичных интересов). Безусловно, две предусмотренные в ст. 304 АПК РФ ситуации могут иметь самое многообразное практическое развитие. Изучение практики работы Верховных Судов других государств, а также прецедентов международных судов, работающих по принципам надзора, позволяет сделать вывод о возможности развития следующих случаев применения ст. 304 Кодекса Высшим Арбитражным Судом РФ.
Заочный круглый стол организовала и провела научный консультант рубрики "Дискуссия", помощник судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидат юридических наук Виктория Владимировна ЗАЙЦЕВА