О значении застройки так называемого Ground Zero можно особо не распространяться — об этом говорено-переговорено тысячу раз. Самое главное, что строить так или иначе придётся на костях — остались и пропавшие без вести и неопознанные погибшие.
При этом имеется вилка: и память почтить, и непреклонность перед международным терроризмом всему миру продемонстрировать, и об офисах не забыть, чтоб земля даром не пропадала.
Но не будем забывать, что на наших глазах начинается, пожалуй, самый масштабный конкурс архитекторов планеты.
Отбором проектов и решением вопросов занимается Lower Manhattan Development Corporation (LMDC), которую курирует друг Буша-младшего Рональд Беттс (Roland Betts). Это ему президент дал единственный совет про гордость.
Надо сказать, в июле 2002 года ни один из шести проектов, представленных в буквальном смысле на суд общественности, не был одобрен. Теперь говорят, что "из-за недостатка в великолепии и величии". В общем, отверг их народ с негодованием и элементами презрения.
Однако те предложения в прошлом, а 18 декабря 2002 года LMDC представила несколько новых проектов, разработанных семью группами архитекторов. Эта семёрка была отобрана из более чем 400 заявок, поступивших из 34 стран мира.
Вообще-то, проектов как бы 9 — так написано на официальном сайте Renewnyc.com, но представлено там почему-то семь. А их вроде бы больше 9-ти. Ну, да ладно — по порядку. Глава LMDC Джон Уайтхед (John Whitehead) доволен результатами предварительного отбора: "Это проекты не только нашего времени. Они — на все времена.
Заново рождённый Всемирный торговый центр должен превзойти настоящее, чтобы рассказать нашим детям и детям наших детей о нашем обществе и его духе. Он станет бессмертным посланием будущим поколениям — расскажет о нас и наших ценностях".
Все новые проекты отвечают нескольким требованиям — здания должны стать таким же символом Нью-Йорка, каким были башни ВТЦ, а желательно — переплюнуть их во всём.
Необходимо зарезервировать около 600 тысяч квадратных метров офисных площадей.
От пожеланий общественности остались два популярных элемента из первых предложенных проектов: зелёный парк с пешеходными дорожками до южной оконечности Манхэттена и перспектива на Статую Свободы в нью-йоркской гавани.
В январе 2003 года должны состояться две встречи с общественностью, на которых будут все эти проекты обсуждать.
Кстати, в прошлый раз в одном таком собрании приняли участие около 5 тысяч человек.
Само собой, помимо публичных дискуссий предстоит длительная череда согласований на разных уровнях. Возможно, и до президента дойдёт.
А один самый лучший проект, как ожидается, будет выбран в феврале 2003 года. Хотя были разговоры о строительстве в 2005-м, раньше 2008-го стройка, судя по всему, не начнётся.
Допускаем, что, как и в прошлый раз, всё могут неоднократно переиграть. Возьмут, к примеру, и зарубят все проекты. С другой стороны, почему бы и не принять один из них? Давайте посмотрим на каждый в отдельности.
Обратите внимание, что на сайте LMDC все проекты представлены текстом (Introduction) и в картинках (Slide Show). Если застройка участка ВТЦ вас действительно интересует, предлагаем изучить.
Итак, фирма Foster and Partners предлагает проект "целующихся" башен ("kissing" twin towers): точные копии секций близнецов в причудливом преломлении трижды соприкасаются друг с другом.
Практически прозрачные башни (самые высокие в мире — а как же) состоят из пересекающихся треугольных конфигураций, которые, по мнению архитекторов, служат символами гармонии, мудрости, чистоты, единства и силы — да, одновременно.
Три соединительные точки образуют "платформы" для наблюдения, выставок, кафе и других удобств.
И всё бы ничего, да только уже на компьютерных иллюстрациях башни выглядят как бы надломленными, в абсолютном бессилии припавшие друг к другу, а это американцам вряд ли понравится.
Вместо символа стойкости получить вечное напоминание о разрушении ВТЦ? Крайне маловероятно, что проект Foster and Partners станет лучшим, хотя кто знает, кто знает.
Мемориальная площадь (Memorial Square) — это другой проект, во главе которого — фирма Richard Meier & Partners, но справедливости ради назовём всех: Eisenman Architects, а также Gwathmey Siegel & Associates Architects и Steven Holl Architects.
Два 305-метровых здания, состоящих из пяти вертикальных секций и соединённых четырьмя горизонтальными этажами, выглядят весьма внушительно. Можно сказать, по-нашему: было две башни — будет пять. Вот вам, проклятые террористы.
И символизма хоть отбавляй: "эти здания формируют уникальное множество церемониальных ворот", схожесть с забором можно истолковать как защищённость, а угадывающийся крест — мемориал.
Оба здания занимают всего 27% участка, отданного под строительство — есть, где развернуть инфраструктуру.
Сразу три проекта предложила группа творцов под руководством Фредерика Шварца (Frederic Schwartz) с названием THINK. Шварц из Нью-Йорка, а в команде замечены англичанин, японец и немец. Международная группа. Надо понимать, LMDC выбрала из них один — возрождение World Trade Center в виде World Cultural Center (Всемирного культурного центра — WCC). Культура-культурой, но об офисах никто не забывает.
Итак, две витые решётчатые стальные (?) конструкции в виде башен должны, естественно, стать самыми высокими в мире. В этих башнях, более похожих на какие-то радиомачты, предлагается сделать три объединяющие их вставки: музей, конференц-центр и центр искусств.
Притом, что стоят конструкции непосредственно на месте башен ВТЦ, они не закрывают "следы близнецов", что, между прочим, очень важно для всех проектов — принципиальный момент, он же требование родственников погибших.
Офисы предлагается разместить не в башнях, а в зданиях вокруг — таковых должно быть девять. Одно из них — отель.
Выглядит всё странновато, а невнятной формы верхняя вставка — музей — похожа, извините, на застрявший самолёт. К тому же, обилие пустот в этой металлической конструкции наводит на мысль о нерациональном использовании пространства, хотя на вкус и на цвет…
Проект №3 — Great Hall. Два не слишком высоких стеклянных цилиндра, пронизанных арматурой, защищают "следы WTC".
Над всем участком стеклянный же потолок, а высокое сооружение одно — круглая остроносая башня, в которой гостиница, офис и на самом верху телекоммуникационное оборудование, что немаловажно. Да.
С чрезвычайно навороченным проектом пришло на конкурс объединение United Architects. Почему-то кажется, что вот на реализацию их идей просто-напросто не хватит денег.
Здесь прямо какая-то скульптурная группа из небоскрёбов, изогнутых, если не сказать, изломанных под разными углами. При наличии определённой доли абстрактного мышления нетрудно угадать в зданиях человеческие фигуры.
Самое высокое здание очень уж похоже, гм, на бутылку. А вот на иллюстрациях, остеклённый и ребристый комплекс вполне себе внушает.
Вдобавок ко всему, United Architects делают ставку и на подземные сооружения, которым предстоит взять на себя основную мемориальную функцию. Если есть возможность, посмотрите flash-презентацию на их сайте.
Дениэл Либескинд и его студия (Studio Daniel Libeskind) — прославленные архитекторы, это сразу чувствуется. Даже интуитивно.
При отсутствии внятной стержневой идеи (или над-идеи) проект, что называется, светится авторитетом и признанностью умудрённого годами автора. Есть подозрение, что его шансы на победу в конкурсе очень высоки. К сожалению, наверное.
Не в обиду будет сказано, но Либескинд представляется американским аналогом Зураба Церетели. По степени приближенности к власти и характерному гигантизму, через который проглядывают безвкусица и никчёмная эклектика.
Все газеты цитируют его речь о том, что был он в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Сопроводительные тексты проекта наводнены патриотическим пафосом, а сам замысел оставляет равнодушным, уж простите за оценочные суждения.
Движемся дальше. Есть свой проект и у объединения из девяти групп и индивидуумов: SOM, SANAA, Michael Maltzan Architecture, Field Operations, Tom Leader Studio, Inigo Manglano-Ovalle, Rita McBride, Jessica Stockholder и Elyn Zimmerman.
Эти товарищи предлагают построить на Манхеттене, как бы это сказать, вертикальный городок ("vertical city").
При беглом осмотре макета кажется, что эти архитекторы с ума посходили: девять будто бы надувных неровных башен плавают в бассейне и качаются на ветру.
На самом же деле, неясно из чего будут построены эти здания, но то, что они придуманы как произрастающая органика — смело.
Ощущения такое, что на месте упавших близнецов как из семян выросли "дети", похожие на родителей, но качающиеся на ветру. Сколько могло бы уместиться в Ground Zero башен, столько и понаставлено. Прозрачно, призрачно, но тесновато.
И, наконец, последний из представленных проектов — это идеи Peterson Littenberg Architects или точнее Peterson/Littenberg Architecture and Urban Design. Согласно этому плану, в Нью-Йорке появится целый новый городской район.
Сердце района — специальный Общественный Сад (Public Garden) — окружённое стеной тихое место для воспоминаний и отдыха. Собственно, проект и называется "Нью-Йорк сад" ("New York garden"). "Здесь будет город-сад", мда.
Далее — сад окружают небоскрёбы, но во главе три башни: одна поменьше в середине, две высокие и одинаковые по бокам.
И последнее. Хотелось бы знать, в какую сумму должно уложиться строительство. Насколько нам удалось разобраться, речь идёт о $2 миллиардах — гранте градостроительного департамента США (United States Department of Housing and Urban Development — HUD).
Теоретически, оперируя этой цифрой, можно отбросить некоторые из предложенных проектов. С другой стороны, речь идёт об Америке, где денег на святое дело могут и подсобрать. А вам хоть один из проектов понравился?