"Мы увидим здесь лес дымовых труб". Мао Цзэдун, Пекин, 1949 год.
Прогнозы — вещь неблагодарная? Или... Эпоху расцвета дымоходов китайский мегаполис прошёл, но подлинный "лес труб" у него впереди. Пекин, как и весь юго-восток Китая: от Шанхая до Гонконга, Гуанчжоу и Макао — самая крупная лаборатория мира по урбанизации.
Но не окажется ли человек в новой ультратехничной и плотной городской среде полностью подавленным?
Именно этим обеспокоена группа архитекторов, инженеров и художников из нескольких стран, объединившаяся в фонд "Динамичный город" (Dynamic City Foundation) со штаб-квартирой в Пекине.
Основали эту организацию голландский архитектор Невилл Марс (Neville Mars) и его соотечественница Саския Вендель (Saskia Vendel).
Они создают интерактивную платформу на основе Сети, чтобы позволить архитекторам и футурологам со всего мира совместно рисовать и анализировать картины будущего.
Авторы проекта пробуют ответить на вопросы: во что превратится город, откликаясь на требования растущего рынка недвижимости? Поглотят ли здания улицы, а транспорт уйдёт ли под землю полностью? Возможно ли, что сеть высоченных башен, связанных мостиками на разных уровнях, принесёт в мегаполис новый стиль жизни, больше похожий на стиль жизни в пригороде — общение только с близкими соседями и социальная сегрегация, только не по горизонтали, а по вертикали?
Кусочек такого Пекина и смоделировали на макете Марс сотоварищи. А чтобы все могли почувствовать себя муравьями в муравейнике, разместили в разных точках макета миниатюрные камеры, транслирующие на большие экраны вид города глазами его жителей.
Судя по снимкам макета, людям там будет не очень уютно. Но авторы BBT называют его "последней попыткой приручить город", грозящий разрастись во что-то совсем чуждое человеку. И приглашением к диалогу, разумеется.
BBT — это фрагмент Пекина 2020 года, где на площади 0,06 квадратного километра умещается 5 тысяч квартир, не считая многочисленных офисов, магазинов и иных общественных зон. BBT — это попытка переосмыслить город, создать среду, где будут парящие площади и небоскрёбы, сливающиеся у оснований, где транспорт обретёт настоящую трёхмерную свободу.
Учитывая все тенденции, китайские мегаполисы, считают в Dynamic City Foundation, скорее превратятся в нечто, напоминающее данный макет. Фонд, кстати, выпускает сейчас свою книгу "Китайская мечта: общество на реконструкции" (The Chinese Dream: A Society Under Construction), где как раз подробно обрисовывает все эти проблемы и тенденции.
Причём сердце мегаполиса в воображении Марса — это не только дорогие квартиры для богатых — это смешанная среда, отражающая имеющееся, увы, расслоение общества.
"Наша структура включает множество "врождённых" градиентов, которые соотносятся с уровнем комфорта и со стоимостью квартиры, — объясняет Марс, — верхние мостики соединяют яркие и "воздушные" пентхаузы. Но по мере того, как вы спускаетесь ниже, вы всё больше и больше вынуждены оставлять ваш доступ к естественному свету и уровень приватности. В городе 60 этажей, и именно на низких уровнях вы найдёте более дешёвые квартиры.
Пешеходы и велосипедисты путешествуют внизу, среди череды рынков и лотков с едой. На втором уровне — "подземка".
Разделение потоков людей на уровни преследует и цель устранения пробок. Так, пока бедные пешеходы проталкиваются при искусственном свете то ли по подземельям, то ли по крытым площадям, где толкутся лоточники и громко расхваливают свой товар владельцы лавок, автомобилисты въезжают в этот район города прямо с шоссе и сразу на третий уровень. Где паркуют свои авто у роскошных лифтов, уносящих счастливых обладателей четырёх колёс к квартирам наверху.
Мрачновато. Более того — жестоко. Но чертовски функционально, надо признать.
Но зачем думать о таких чудовищах? Главный автор BBT говорит, что только честно признав "давление города", можно адекватно на него ответить. Тех же, кто пытается нарисовать картины садов-утопий, он называет антиурбанистами и полагает, что они просто уходят от проблемы, витая в облаках.
Но что, если ответ на вызовы века — это вот такой жуткий муравейник BBT? Что ж, отвечает архитектор, "Наш следующий шаг — повторно перепроектировать город".